Ханука- праздник света

Ха;нука (ханукка;, ивр. ;;;;;;;;; — «освящение; обновление»; иуд.-арам. ;;;;;;; др.-греч. ) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета.

С годами традиции народа Израиля превратились в рутинные ритуалы, в привычные церемонии, которые мы повторяем – или не повторяем – из года в год, не уделяя им особого внимания. Лишь немногие знают, что в основе этих обычаев таится глубокий внутренний смысл.

Традиции были введены каббалистами, гигантами духа, открывшими универсальные законы управления нашим миром. Глядя на реальность с высоты своего постижения, они укоренили в народе определенные стандарты, обозначающие те духовные состояния, пройти которые предстоит каждому из нас на одном из витков его жизни. Вот, что пишет об этом Бааль Сулам: «Все формы, присущие Высшему миру, количественно и качественно копируются на низший мир во всей полноте... Высший и низший миры называются корнями и ветвями» («Плоды мудрости»).

Например, зажигание ханукальных свечей призвано напоминать нам о необходимости зажечь ханукальную свечу в своем сердце и обозначает желание раскрыть духовный мир, увидеть свет. «Свеча символизирует освещение жизни человека и его души Высшим светом» (рав Кук, «Письма»).

КУВШИН С МАСЛОМ

«Кувшин с маслом» - это символ первого духовного пробуждения в сердце человека, когда в нем появляется желание найти связь с Высшей силой.



В науке каббала понятие «свет» означает свойство отдачи, присущее Высшей силе. Чтобы войти в контакт с этой силой, достаточно желания уподобиться ей – стать дающим, таким же, как она. Если только мы захотим этого, она зажжет в нашем сердце ханукальную свечу, и тогда «тьма воссияет как свет» («Псалмы»).
Наука каббала объясняет, что душа человека составлена из десяти частей, десяти сфирот: Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Есод и Малхут. Праздник Ханука символизирует первую половину пути исправления, по которому душа возвращается в мир Бесконечности к своему корню. Первоначальное желание человека выйти в духовный мир называется Малхут, а свойство отдачи называется Бина. Если мы повышаем свое желание, поднимая Малхут к свойству отдачи, к Бине, то совершается исправление, и свет распространяется во всех восьми сфирот от Бины до Малхут, чему и соответствуют восемь дней праздника.

Само название Ханука составлено из двух слов: «хану» и «ко». «Хану» означает остановку (ивр. – «ханая») в процессе нашего духовного исправления, когда мы достигаем Бины. «Ко» означает «здесь», а числовое значение его букв указывает на дату праздника – 25-е число.

Масло, фитиль и огонь
Как известно, ханукальная свеча состоит из трех компонентов: масла, плавающего в нем фитиля и огня.

Масло, горючий материал, символизирует желание, являющееся сутью человека. Зажигание свечи, то есть начало исправления души, происходит тогда, когда человек приступает к работе над своими желаниями, чтобы изменить способ их применения с эгоистического на альтруистический.

Слово «фитиль» (ивр. – «птила») происходит от слова запрет (ивр. – «псила»). Человек решительно борется с помехами, которые возникают на духовном пути. Он понимает, что мысли, перенимаемые от окружения, запутывают и уводят его от цели. Ему становится ясно: эти мысли запретны для духовного продвижения, и необходимо прилагать усилия, чтобы приподняться над ними.

Вот что пишет об этом Барух Ашлаг в одном из своих писем: «Если человек хочет больше света, он должен вложить больше усилий. Это и есть фитиль». Накапливаясь, усилия человека формируют полноценный фитиль, и тогда Высший свет зажигает его.
Порядок событий следующий. Человек не щадит сил и делает все возможное, чтобы выйти в духовный мир. Наконец, когда после множества бесплодных усилий, он приходит в полное отчаяние, Высший свет внезапно рассекает тьму и производит исправление. Это и есть чудо Хануки, происходящее с человеком.

Окончательное же исправление происходит во время праздника Пурим, когда свет, впервые засиявший в Хануку, заполняет всю душу человека, позволяя ему подняться над этим миром и вступить в духовную реальность, вечную и совершенную. Человек делает новые шаги по духовному пути и исправляет две последние сфиры – Хохма и Кетер. Тем самым, завершается исправление его души, и наступает наивысшее состояние, вершина всей реальности – конец исправления (гмар тикун).

Каббалисты пишут, что каждый человек должен исправить свою душу на протяжении жизни в нашем мире. Мы будем возвращаться сюда снова и снова, пока не достигнем этой цели.


Рецензии