КапустниК, пять точек зрения

И я полетел туда, не знаю куда, 501-я стройка у меня ассоциировалась только с песней Высоцкого "Кругом 500", её решил поставить фоном репортажа. Не ожидал, что реальность мне совсем другое покажет.
http://stihi.ru/2024/10/06/5914

Планировал свои стихи о собаке товарища Берии наполнить живым смыслом. А то всё какое-то обобщённое:

И не мелочный вор. И не ось перестройки.
И не хвост распродажи великой империи.
Так за что же на тень мою держит стойку
Тень собаки товарища Берии?

Как вошёл в мою кровь тихий скрип за окном?
Сухари ли готовь, заливай ли вином
Стынет цемент дедовых вен.
Дед был - интеллигент.
 
Да, я знаю, я четко и честно - знаю:
Я - скрипучих историй колесная смазка.
Человеческий фактор, что пролегает
Меж глотающих пыль и глодающих сказку.

Но не будешь же писать в стихах о том, как спасал от тюрьмы заведомого жулика, биржевого афериста - но спасал-то исключительно потому, что его посадить пытались несправедливо. За 1 лишний квадратный метр жилья выше норматива в полученной от кооператива квартире человека дважды провезли от Ноябрьска до Тобольска в этапном вагоне, где вместо стекла на окне решётка, ноябрь месяц, минус 25 у нас. Как Палыч кашлял после "круиза"...

Машина насилия в полный рост. Мне лично прокурор обещал фуфайку и сапоги один на один, без свидетелей. Какая там тень собаки, реально волчары в погонах. Но об этом не напишешь, к чему поднимать волну, если проехали?

Но и мы приехали, в смысле - пока я делал пометки в блокноте о машине насилия, наш вертолёт прилетел в Старый Надым. Здесь была намеченная Котовым для меня встреча с Кондратьевым. И бывший ссыльный, далеко не сталинист уже по дворянскому происхождению граф Аполлон Николаевич Кондратьев полностью опроверг известные мне от Великого Солженицына принципы Архипелага ГУЛАГ.

Эта вторая точка зрения мною подробно дана и в вышедшей версии фильма, и в газетной версии, и в книге "Кадры из Мистерии для Маргариты", эти нестыкующиеся сюжеты взаимосвязаны, потому что мне удалось разговорить графа Аполлона Кондратьева благодаря моему знакомству с князем Лео Оболенским, кинорежиссёром. Ах, кабы не революция, стали бы их сиятельства принимать особ из мелкопоместных дворян, типа вашего покорного слуги.

Затем была точка три - в одном из лагерей мы обнаружили жильца, Андрюшку Семяшкина, и семяшная правда на поверку оказалась сермяжной ложью. Даже за ящик водки Андрюшка не смог показать нам могилок жертв сталинизма, чуть не плакал старожил ГУГАГа, глядя на полный ящик.

Точка четыре, или ещё 4 места высадки съемочной группы, посещение брошенных лагерей, катание на дрезинах - они работали, наконец в самом лагере "Карьерный" я решился на поступок. У меня было с собой несколько церковных свечечек. И я поставил свечу в жестяную не то кружечку, не то баночку, что нашлась на полочке у деревянного "распятия" - конечно, это было что-то типа рукомойника по функциям, но крест есть крест. И отступил я на два шага от этого креста и вдруг холод пошел на меня волной со всех сторон, и я начал неумело креститься и говорить что-то о мире и спокое для этих душ, заключенных, вертухаев, конвоиров:

  - Господи, Отче Наш, да ведь люди же мы, Отче Наш, все..и были и есть - люди... - примерно так говорил я, добавляя Отче Наш каждый раз, когда не хватало воздуху внутри и снаружи.

А черные клочья копоти полетели от свечи, и пламя дергалось, едва не срывалось! Неужели и правда неизжитые страхи всех 60 тысяч душ летели на эту свечу? Здесь ведь скорее всего не молился НИКТО и НИКОГДА.
 
Это я уже потом все обдумывал и осмысливал. А там, у рукомойного креста, только молился, если этот сдавленный внутренний крик можно считать молитвой. Потом оказалось, что наш оператор Валерий Зорин снимал всё это в окно. И я потом несколько раз пересматривал эпизод со страшной копотью, видел воочию тяжесть, которая сковывала мою руку, режущую крест-накрест пространство барака...

И сейчас вспоминая эту молитву, не знаю, не могу это описать. Вот нечто близкое из диалогов в сети: ...мы спросили Бога: «Кто Вам нужен – смиренные рабы или свободные творцы?»

Он ответил: «ОДНО И ДРУГОЕ ДОЛЖНО СОЧЕТАТЬСЯ В ВАС, ТАК КАК ЧЕМ БЛИЖЕ ВЫ ПОДНИМАЕТЕСЬ КО МНЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОДЧИНЕНИЕ, НО И ТЕМ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ ТВОРЧЕСТВА ВАМ БУДЕТ ДАНО. ТАК ЧТО ОДНОВРЕМЕННО ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ И СМИРЕННЫМИ РАБАМИ, И СВОБОДНЫМИ ТВОРЦАМИ».

Точка ПЯТЬ - это взгляд со стороны редактора Валерия Котова. Из огромного двухчасового фильма за день он сделал получасовку, или даже 20 минут. Видеоряд я практически экспромтом переозвучил.

И больше к этому фильму мы не возвращались, потому что я ещё 1 сюжет снял на ТВ и снова сказал больше, чем можно. Подвёл друга-редактора? Но ведь Валера мог меня остановить.

Продолжение следует  http://stihi.ru/2024/10/13/2966


Рецензии
Интересно, хотелось бы прочитать большой текст на эту тему, а не отдельные тезисы. А тема достойна внимания...

Константин Челлини   13.10.2024 02:32     Заявить о нарушении
спасибо, Константин, за интерес к теме

попробую ещё раз в ту же реку Надым...

Михаил Просперо   13.10.2024 07:39   Заявить о нарушении
У Вас меня вчера весьма позабавил экзерсис Набокова о старушке и бездомной собаке, ещё раз для меня он показал посредственность поэта с Именем.

Если моя "рецензия" там мешает, Вы удалите. Рад, что Вы не сердитесь на меня за некоторое порой скоморошество в лирике.

Михаил Просперо   13.10.2024 07:52   Заявить о нарушении
нет, что Вы - не мешает!!!

Константин Челлини   13.10.2024 11:54   Заявить о нарушении
ну а что до Набокова, то я выбрал из нескольких стихотворений, выставленных в группе "Мастерская поэта" во вк, и решил перевести, попробовать что выйдет)))

Константин Челлини   13.10.2024 11:57   Заявить о нарушении
Я вообще не знаю Набокова как поэта, да и в целом после "Лолиты" убрал его со своей книжной полки, оттого и юмор, пожалуй.

Но ведь эти, переведенные Вами стихи - они на уровне "наша Таня громко плачет", или скорее "шел по улице малютка, посинел и весь дрожал", что помнится из шедевров примитивизма.

Михаил Просперо   13.10.2024 12:06   Заявить о нарушении