***

В "Учении Десяти Сфирот" есть часть, которая называется "Тринадцать частей исправления волос". Волосяной покров – это не просто покров, ведь у животных он может быть в виде чешуи рыб, в виде панциря, игл и т.д.

Как правило, существуют внешние силы, которые выходят из нашего тела и формируются снаружи или в виде волос, или в виде открытых участков, свободных от волос, особенно на лице человека.

Это зависит от выхода света Хохма – света познания, знания, раскрытия, а также света Хасадим – света исправления, даже скрытия. Их взаимное сочетание – раскрытие и скрытие – и строит нашу физиономию, определяя на нем участки роста волос.

Почему у мужчин на лице растут волосы, а у женщин нет? Почему волосяной покров у мужчин идет в определенном порядке: голова, бакенбарды, усы, раздвоение усов, нижняя часть бороды, верхняя часть бороды и так далее?
Почему у мужчины растут борода и усы, а у женщины нет?

Потому что мужчина производит исправление. Слово "волосы" ("сэарот") происходит от слова "соэр" – возбужденный, желающий действовать. У мужчины это свойство проявляется в его движении вперед, в раскрытии, в познании, в постижении. Женщины более статичны.

Поэтому волосяной покров вверху есть и у мужчин, и у женщин, а стекающий вниз, только у мужчин. Причем верхняя часть бороды распространяется до уровня груди, а нижняя часть – до уровня пояса.

Обычай не стричь бороду существует во всех религиях, потому что он взят из "Ветхого завета".


Когда человек ощущает отдаление от Творца из-за того, что одолевают его чуждые духовному мысли – это называется «волосами» (сэарот). А «белый корень» – то есть белизна, возникает в то время, когда воздействует на него свет Творца, приближая его к Себе.

Покрытие головы означает "экран". Экран должен быть завязан на нитку света, которая соединяет его с Творцом. Высший свет нисходит оттуда через так называемый тюрбан на голову Аарона, политую оливковым маслом, символизирующим свет Хохма (свет мудрости), и стекает на всё его тело.

Масло, капая вниз, струится по волосам и бороде Аарона на его тело и одежду, олицетворяя нисхождение света во все уровни мироздания, которые человек начинает включать себя.

Лоб (ивр. мецах) – это раскрытие света.

Те части нашего тела, которые не покрыты волосами, олицетворяют собой кли/сосуд – исправленные желания, наполненные светом. А части тела, покрытые волосами, – это еще неисправленные желания, и поэтому свет в них пока не раскрывается.
Понятие «волосы» («сеарот») происходит от слова «соэр», что значит «находящийся в напряжении, в раздражении, в желании исправиться», и потому  волосы символизируют неполные исправления.

Голова твоя венчает тебя, как Кармель,
  А струящиеся волосы главы твоей –
  Как пурпурные [нити];
  Царь пленен струйками!

      Этот стих несет в себе глубокий каббалистический смысл. Согласно учению Ицхака Лурии (Аризаля),  все волосы человека, независимо от того, мужские они или женские, имеют, кроме физических свойств, еще и духовное измерение, отражающее качество различных сефир из Древа Сфирот, качество парцуфим. Напр., волосы назорея воплощают в себе качества Дин (Суда) и Рахамим (Милосердия): они сокровенно проявляют себя в молитвенно-литургических и аскетико-духовных практиках. (См. Чис. 6:5, книгу Судей, притчу о силе назорея Самсона).
    Свойства некоторых черт характера имеют свои конкретные параллели в сефирот (см. Моисей Кордоверо. Пальма Деворы). Волосы связаны и с более тонкими измерениями Божественного Самопроявления в Его творении и в нашей психике.

Нуква" - по-арамейски буквально - "дырка, отверстие". Этот женский аспект в Божестве также известен как Шхина (Божественное присутствие), так сказать, женское измерение сефиротического лика Творца. Нуква соответствует сефире малхут. Нукву также  называют "дочерью" или" Кнессет Исраэль" ("Община Израиля"), поскольку она  представляет собой коллективную душу еврейского народа.
" Зеир Анпин" - по-арамейски" Малый Лик" - представляет собой малый лик Божества. Зеир Анпин явился еврейскому народу в образе молодого воина с черными волосами. (См. Шаар ХаКаванот , Иньян Хаг ХаШавуот, Мидраши). Так воспринимался Бог, когда евреи переходили через Красное море, а гнавшиеся за ними египтяне утонули. Этот лик не отражает целостности божественного предначертания в отношении Творения. Скорее, это лишь небольшой аспект измерения сефиротической проекции Творца. Зеир Анпин - Он же - «Святой, да будет Он благословен " - это активное мужское измерение сефиротической личности Творца. Зеир Анпин называется также «Бен» («Сын») и связан с шестью сфирот - Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход и Йесод .

      Нуква и Зеир Анпин имеют волосы (;;;;;;, сеар). Какова их природа?


Сначала надо понять, как волосы связаны с парцуфим . Здесь надо сказать, что каждый парцуф состоит из десяти сфирот, которые имеют как мохин (мозги) и миддот (атрибуты). Мохин: Кетер, Хохма, Бина, а миддот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход и Йесод. Эти сфирот отображаются в человеке (Адаме). Таким образом, волосы также является частью человеческой личности и рассматриваются как отражение божественных волос. Можно рассматривать наши волосы как бедный аналог "реальных" божественных волос. Волосы парцуфим, как говорят каббалисты, произрастают в избытке благодаря перерабатыванию в мохин (мозгах) воспринимаемого божественного света Эйн Соф (Оцрот Хаим, Деруш Адам Кадмон, PG. 6).

   Когда Возлюбленный говорит:


  А струящиеся волосы главы твоей –
  Как пурпурные [нити];
  Царь пленен струйками!

Это означает, что божественный свет Эйн Соф уже заструился настолько в его Возлюбленной, что "Царь пленен струйками!".


Это свет, который нисходит с головной части души в ее тело тринадцатью потоками. Тот, кто хочет получить это снизу, должен принять на себя эти исправления, чтобы подключиться к ним как к трубкам, которые изливают на него высший свет исправления и наполнения.

Потоки стекают с обеих сторон головной части души на тело. Поэтому верующие евреи оставляют пейсы, которые закручивают, и так специально держат их. Ведь свет спускается именно от верхней части, которую мы не постигаем. Мы постигаем только то, что нисходит с нее, – и поэтому эти два потока называют пейсы ("пеот" – "край").

Далее по бакенбардам и усам свет стекает на подбородок. Под носом есть определенная точка, относительно свободная от волос. Борода делится на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть идет до груди, а нижняя – до пупа. Все это очень четко расписано в первоисточниках.

Естественно, наше тело создано в абсолютном соответствии с потоками высших лучей. Но по физическому телу нельзя говорить о высшем парцуфе. Я упоминаю это только для того чтобы ученики могли немного запомнить материал или как-то сориентироваться.

Если же я говорю о каком-то исправлении: усы, части бороды, – то имею в виду не части лица человека, а свойства. То есть это определенная духовная сила с определенным качеством, которое находится во взаимодействии с высшим светом. Свет абсолютно бесконечный, аморфный. А эта сила выделяет из бесконечного простого света его определенное содержание


Рецензии