Ранняя шотландская Реформация в зеркале театра
Ранняя шотландская Реформация в зеркале театра
К.Г.Челлини
(МГУ им. М. В. Ломоносова, исторический факультет)
Шотландская Реформация представляла собой сложное духовное, общественно-политическое и социокультурное явление.
Исследователи не раз сталкивались с трудностью четкого определения преобладающего течения шотландской Реформации, ибо на первом ее этапе больше сказывалось влияние лютеранства; со временем обогатившись идеями Цвингли и Кальвина, к 1550-60гг. Реформация эволюционировала в сторону кальвинизма как в плане идеологическом, так и организационном (формирование Конгрегации).
Для анализа раннего периода Реформации (1530-40гг) несомненную ценность представляют те источники, в которых критика духовного кризиса в стране ведется с позиций обновления церкви в гуманистическом духе, но, вместе с тем, присутствует указание на лютеранство как течение, наиболее приемлемое для опыта Шотландии.
Таким источником является «Сатира о трех сословиях»(1547-52) поэта, главы коллегии герольдов Дэвида Линдсея (1490-1555).(An Sarire of the Three Estaitis). Будучи одним из немногих сторонников Реформации, с мнением которых считался Яков V, Линдсей обрел популярность как при дворе, так и в обществе, очарованном изяществом и злободневностью его сатиры, написанной на общепонятном шотландском диалекте. Дополнительный вес сочинению Линдсея придала заинтересованность им со стороны шотландского печатника конца ХVIв Чартера.
Злободневность «Сатиры» обусловлена тем, что в это время велись англо-шотландские переговоры, и одним из пунктов программы английской стороны являлось проведение Реформации. Одним из первых зрителей пьесы стал Уильям Эри, представитель Генриха VIII на переговорах с шотландцами в 1530-40гг. Одним из спорных вопросов, по которому он расходился с канцлером Шотландии Томасом Беленденом, был взгляд на то, как «король и совет Шотландии должны относиться к епископу Рима и Реформации злоупотреблений духовенства в Шотландии. Несмотря на некоторые расхождения, канцлер выразил приверженность короля и совета к обновлению и разбору «преступных действий епископов, духовенства, священников по всему королевству.» (цит. по Kantorowitch Dramatic allegory Lyndsay’s «An Satire of the Thre Estaitis»,N.Y.,1970)
Идея королевской Реформации является пружиной сценического действия «Сатиры». По жанру это драматическая аллегория с элементами моралитэ. События,описываемые в «Сатире», относятся к 1529-30гг., когда в Шотландии определилось противостояние двух партий - кардинала Битона, верного католика, настроенного про-французски, и регента Аррана, приверженца курса на сближение с Англией. В пьесе король Гуманность, претерпевающий эволюцию от слабого правителя, предающегося мирским радостям, к сильному и решительному монарху, которого Благоразумие и божественное Исправление подвигли на обновление духовенства, олицетворяет Якова V. Пьеса открывается приходом Солнца, Угодливости и Желания - трех королевских миньонов - при этом Солнце создает веселье, поет песни и гуляет по тавернам в интерлюдиях. Угодливость пытается доказать королю,что разврат вовсе не грех ,ибо сами кардиналы м епископы, считая любовь «приятным спортом», изгнали целомудрие из Рима. Добрый Совет,которому внемлят правители Англии, Италии, Франции, не находит пристанища при дворе ослепленного лестью монарха, и вынужден скрываться. Обрадованные этим на сцену являются Лесть, Раздор и Ложь. Каждый из них заявляет на что способен: Лесть может стать королевским исповедником, Раздор будет разделять и вносить разногласия, Ложь похвасталась своим богатым опытом в «уничтожении сути вещей». Решив поменять имена, они убеждают короля, что Раздор это Благоразумие, Ложь -Мудрость, Лесть -Преданность. Духовенство (и как сословие в целом, и в лице его представителей), следуя совету трех «притворщиков», изгнали с королевского двора Истину, призывавшую монарха вершить справедливый суд и грозившую им духовенству. Бенефициарий так сформулировал программу подчинения монарха дурному влиянию временщиков:
Вы видите: король изнежен,
Подвержен сильно Даме Чувственности,
Подобно ж юным ослеплен своим советом -
Итак получите свободу вы
И победите лютеран, и вашу даму Истину
Представители духовенства болезненно реагируют на то, что истина призывает к добрым делам, держа в руках Новый Завет в английском переводе: «Ересь, пожар!» Гонима и другая блюстительница нравов -Дама Целомудрие - дама аббатисса советует ей найти приют «у старого монаха или брата», дворянство отказывает в гостеприимстве, опасаясь гнева жен, и лишь ремесленники оказывают теплый прием «именем Троицы».
Если в первой части пьесы царят мздоимство и разврат среди духовенства, то во второй все меняется - является Божественное Исправление с целью покарать «тиранов за преступленья и дать возможность людям жить по разуму». Оно призывает Добрый Совет, освобождает опыт и Истину и созывает парламент, на котором постепенно развенчивает духовенство -бедняк обвиняет священника в незаконном присвоении трех коров, продавец индульгенций оказывается вымогателем, опустошающим карманы народа. Позиция третьего сословия, выраженная в формуле» кто не работает, тот не ест» оказывается созвучной отношению дворянства, также выступившего против епископа: «Нас двое, а ты только один». Профессиональные качества представителей духовенства на поверку также оказываются сомнительными - Линдсей вкладывает в уста духовенства фразу, реально произнесенную епископом Дункельда: «благодарю Бога, что никогда не знал, что такое Ветхий и Новый Завет».
В финале пьесы заключена программа реформации, представляющая ряд парламентских актов, предусматривающих отделение светской юрисдикции от духовной, отказ королей Исправления и Гуманности от поддержки церкви, отказ от подчинения Риму, запрещение передавать бенефиции в руки необразованных людей.
Особое значение имеет общественная направленность пьесы: главными носителями истины и идеи обновления церкви выступает не духовное сословие, а представители ремесленников и крестьян, на сторону которых в итоге склоняется дворянство.
Позитивная сторона «Сатиры» в контексте Реформации заключается в двух аспектах - лютеранской программе переустройства церкви, посредством достижения независимости от Рима и гуманистической -повышении образовательного уровня духовенства и паствы, роста числа проповедников Евангелия
Благодаря разноплановости идеологического и культурного воздействия «Сатиры» на общественное мнение в период ранней реформации в Шотландии, можно предположить, что она стала зеркалом духовной борьбы эпохи, по выражению Дж.Мильтона, «соединив смятенные умы и настраивая страсти на гармонический лад».
The Early Scottish Reformation in the Mirror of Theatre
K.G.Cellini
(The History Department of Moscow State University)
The Scottish Reformation represents a complex, political and socio-cultural phenomenon.
The historians of this period have many times dealt with the difficulty of distinct definition of the dominating trend of the Scottish reformation because of its dynamics - during the first phase (1530-40) it was strongly influenced by the Lutheran thought, being enriched with Zwinglian and Calvinist ideas. Up to the years of 1550-60s it endured the evolution to Calvinism both at ideological and structural (Congregation) levels.
For the analysis of the early period of Scottish reformation those sources in which the spiritual life is criticized from the humanistic standpoint of church renovation and which indicate Lutheranism as the most appropriate to be received by the Scots are undoubtedly valuable.
The ‘Satire of the Thre Estaitis’ (1547-52) written by the poet and chief herald of Scotland David Lyndsay (1490-1555) is one of these sources. Being one of the few partisans of reformation whose opinion was taken in consideration by James V, Lyndsay acquired strong popularity both at the king’s court and in society charmed by the elegance and topical character of his satire in the vernacular.
According to sir William Eure Henry YIII’s representative at the negotiations with Scots in late 1530-40 the view of ‘ what minde the king and counsile of Scotland was inclyned unto concerning the busshop of Rome and for the reformation of the mysusing of the spititualitie in Scotlande’ was one of the controversial points in the discussion of with the Scottish chancellor Thomas Bellenden. In his reply, the chancellor expressed the king’s and council’s adherence to the reformation of the ‘misdemeanous of Bishops,Religious persons and Priests within the realm’. (see Kantorowitch J. Dramatic allegory Lyndsay’s ‘An Satire of the Thre Estsaitis’N.Y.1970). This idea of royal reformation is in centre of dramatic collision of the satire. The genre of the work is dramatic allegory with elements of moralite dates back to the XIII century tradition and helps to reveal their historic characters.
The events described in the play go back to 1529-30, the time of the conflict of two parties -that of the pro-French cardinal Beaton, on the one side, and that of pro-English regent Arran, on the other. The King Humanity enduring the evolution from weak ruler subject to worldly pleasures to determined monarch governed by Diligence and Divine Correction to renovation of spirituality and interest to state affairs personifies the King James Y.
The play opens with coming of Solace, Placebo and Wantoness the three royal minions - the Solace makes merry singing ballads and drinking with fellows in the interludes. Placebo tries to prove to the King that leachery is not a real sin as the cardinals and bishops themselves consider love as a ‘pleasant sport’, having banished Chastity out of Rome. Good Council who is listened to by the rulers of England, Italy, France does not find shelter at court of the Scottish King blinded by the speeches of flattering courtiers. Then Flattery, Dissait and Falset come to the scene - each of them declares that of his abilities - Flattery would like to be royal confessor, the Dissait would divide and bring discord, Falset boasts of her rich experience in ‘quelling of the quintessence’. Having decided to change names they persuade the king that Dissait is Discretion, Falset- Sapience, Flattery -Devotion. Spirituality (as the estate in general, as in face of the abbot and parson) following the advice of these three pretenders banished the Lady Verity who appealed to Monarch to ‘judge rightfully’ the Spirituality. The parson has thus formulated the program of subjecting the monarch to evil influence of the favourites:
Ye se the King is yet effeminate,
And gyded by Dame Sensualitie,
Rycht so with young council intoxicate
Sua at this time you have your liberty
To take your both I hold it best,for the
And so destroy all the Lutherans
In spetial,you lady Verity.
The Spirituality’s representatives react painfully to Verity’s appeals to ‘opera bona’ with the New Testament in her hand in English:’ heresy! fire!’ The Dame Chastity is also prosecuted -the Dame Prioress advises her to find shelter ‘at the old monk’s or friar’s’, the temporality is afraid to receive her not to arouse their wives’ indignation and only the craftsmen accepted her ‘in the name of the Trinity’. If in the first part of the play bribery and leachery reign among the spirituality in the second part everything changes - the Divine Correction comes to «punish tyrants for transgression and let people live to their reason. The King Correction appeals to good Council, liberates Verity and Experience from chains and convokes the parliament at which gradually dethrones the Spirituality on the basis of evidence- Pauper accuses abbot of confiscating his three cows as mortuals, the Pardoner turns to be a mere extortioner. The view of the third estate towards Spirituality expressed in John’s phrase “Who does not work should not eit” turns to coincide with that of the Temporality: both knight and burgess voice out against the bishop: ’we are two and you are alone’, justifying their right to higher representation in parliament.
The professional qualities of the clergy are doubted: Lyndsay attributes to Spirituality the real phrase pronounced by the bishop of Dunkeld, ’I thank God I never knew what the Old and New Testament was ‘.
The reformation program revealed in the final of drama is a set of parliamentary acts in which temporal jurisdiction should be separated from the spiritual, the King Correction and Humanity should renounce to support the Church, it is unlawful to give benefices to ill-educated men, etc.
The undoubted positive side of the «Satire»’s critics of spiritual life is concentrated in two aspects -Lutheran program of national church, independent from Rome and the Erasmian - of rising the educational level of clergy ,preachers and schoolmasters.
Due to the complexity of ideological and cultural influence of ‘Satire’ over the public opinion it could be supposed that according to John Milton’s expression it ‘had power to allay the perturbations of the mind and set the affections in right tune’.
УДК 940.1
Ранняя шотландская Реформация в зеркале театра
К.Г.Челлини
(МГУ им. М. В. Ломоносова, исторический факультет)
В работе анализируется отражение духовной борьбы эпохи ранней Реформации в Шотландии в литературном памятнике эпохи - «Сатире о трех сословиях шотландского поэта-сатирика Дэвида Линдсея (1490-1555). В нем сочетается программа лютеранской Реформации с гуманистической критикой состояния шотландской церкви 1530-40гг.
The early Scottish Reformation in the mirror of theatre
K.G. Cellini
(The History Department of Moscow State University)
The study considers the reflection of spiritual struggle of the early Scottish Reformation in the mirror of Scottish King’s of Arms and poet-satirist David Lyndsay’s ‘’Satyre of the Thre Estaitis’’ (1547-52) in which the Lutheran Reformation program coexists with humanistic criticism of the Scottish church.
Свидетельство о публикации №124080304425
Людмила Иконникова 12.10.2024 05:11 Заявить о нарушении