Голем
Голем
В одной из самых известных легенд о големе фигурирует Иуда Лёв бен Бецалель, пражский раввин конца XVI века. В разных рассказах подробности оживления и управления големами различаются. Согласно еврейскому журналу «Момент[англ.]», «голем — это очень изменчивая метафора с, казалось бы, безграничным символизмом. Он может быть как жертвой, так и злодеем, мужчиной или женщиной, а иногда и тем, и другим»[]. Образ голема вошёл в современную популярную культуру, часто появляется в произведениях ужасов (как чудовище) и фэнтези (как своего рода магический робот).
Термин «голем» встречается один раз в Танахе (Пс. 139:16), где используется слово ;;;; (голми: «мой голем»)[4], означающее «сырой, необработанный материал], или «незавершенного человека» в глазах Бога[4]. В Мишне этот термин используется для обозначения некультурного человека: «Семь характеристик у некультурного человека и семь у учёного» () (Пиркей авот, гл. 5:7 в оригинальном еврейском тексте; английские переводы различаются).
В современном иврите слово «голем» означает «тупой» или «беспомощный». Либо используется как метафора для неразумного болвана или существа, которое служит человеку под его полным контролем, но при этом может враждебно относиться к нему, если контроль вдруг будет утрачен. В идиш слово «голем» перешло в форме «гойлем», что означает кого-то, кто находится в апатии или ступоре.
Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа. Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «белых» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.
Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту — главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю, который оживил истукана, вложив ему в рот так называемый «шем», или тетраграмматон. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века. Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами — новаторами религиозной мысли. Так, например уже в некоторых текстах «Большого Ключа Соломона», написанных в XVI веке, присутствуют методики по созданию «камня», который создаётся из глины, крови и иных примесей, этому комку придаётся форма человека и провозглашается пародийная фраза «да будет человек».
В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его создателя: искусственный человек делает то, что по закону неприлично или даже преступно для человека живого.
.........
Голем это человек, созданный в соответствии с указаниями книги Йецира — древнейшей каббалистической книги, написанной, по одним мнениям, Адамом, по другим, — Авраамом. В ней описывается, как при помощи различных сочетаний букв имени Б-га создавать всевозможные материальные вещи. В Талмуде (трактат Санедрин 65 б) сообщается, что Рава, используя указания этой книги (см. Раши там) создал человека, так называемого голема. Там сообщается также, что рабби Ханина и рабби Ошая накануне каждой субботы изучали эту книгу и создавали по её инструкциям молодого телёнка, которого и ели на субботнюю трапезу.
Однако книга написана тяжелым языком, «закодирована». Многие вещи, сказанные в ней, понятны лишь единицам. Это одна из причин того, что за всю историю известно лишь о немногих евреях, которые создали с её помощью какие-либо материальные сущности.
Есть и ещё одна причина. Этой книгой могут пользоваться только большие праведники и пророки. Также лишь тот, кто находится на особом уровне святости и духовной чистоты, может пользоваться Именами, указанными в ней. Кроме того, эти Имена можно использовать только во имя Б-га и ради выполнения большой заповеди. Иначе человека может постичь страшная кара, как сказано в комментариях Таз (Турэй Заhав) и Шах (Сифтэй Коэн) — Йорэ Дэа 179.
........
Голем — вымышленный мифический и затем культурный персонаж, сделанное из глины человекоподобное существо, подчиненное своему создателю-человеку.
Первоначально, голем — изобретение еврейской каббалистической мысли.
Знаменитого пражского голема по легенде призвал к жизни, предварительно изготовив его глиняное тело, великий (и реально живший) раввин Лёв Махараль. Он был сделан из глины и оживлен с помощью имени Ашема. Голем исполнял поручения, предотвращал наветы на еврейскую общину города, а его останки сейчас якобы хранятся на чердаке пражской синагоги. У легенды имеются варианты, во всех голем защищает евреев от проблем с законом и местным населением и разрушает некоторые стеротипы, причем иногда его воля бунтует против воли рава.
Интересно, что в иудаизме легенды о големах - тема достаточно противоречивая. Дело в том, что как бы каббалист ни был учен, создавая квазиживое существо он опасно близко подходит к узурпации роли творца (присущей только Ашему). Да и изготовление статуй и изваяний как таковое у иудеев порицается
Считалось, что големов создавали многие великие раввины-каббалисты. При обращении с ними требовалась осторожность — например, нужно было загрузить голема работой на весь день, потому что если бы он успел выполнить поручение до заката и не знал, чем себя занять, голем мог осознать себя и напасть на своего создателя.
В терминологии А. Лазарчука «големом» называется нейронная сеть, элементами которой являются люди. По мнению писателя, «големом» является любая достаточно большая централизованная и стабильная организация. Такое квазисущество имеет свой собственный примитивный разум, направленный на выживание.
Свидетельство о публикации №124080200976