***
Традиция покрытия лица невесты фатой берет свое начало от праматери Ривки, которая закрыла свое лицо, когда встретила своего жениха Ицхака.
Укрывание фатой подчеркивает осознание женихом того факта, что красота его невесты – это не только внешняя красота, которой суждено увянуть со временем, но и красота внутренняя, которую она не потеряет никогда. Фата также подчеркивает природную скромность, которой отличаются еврейские женщины. Лицо невесты остается покрытым фатой в течение всей церемонии хупы, предоставляя ей определенную уединенность в этот священный момент.
После того, как жених накрывает лицо невесты фатой, к ней подходят и благословляют ее родители молодоженов. Затем жених с сопровождением покидают комнату. Невеста и жених продолжают приготовления к хупе, а все остальные идут к месту установления свадебного балдахина.
Творец в сокрытии и раскрытие Творца...
Ночь невесты
125) Рабби Шимон сидел и занимался Торой в ту ночь, когда невеста, т.е. Малхут, соединяется со своим мужем. И все друзья, называемые сынами чертога невесты, должны в эту ночь – после которой, в день Шавуот, невесте назначено быть под хупой (свадебным пологом) со своим мужем – находиться с ней всю эту ночь и вместе с ней радоваться исправлениям, которые совершаются в ней благодаря им. И это значит: заниматься Торой, а после Торы Пророками, а после Пророков – Писаниями, и толкованиями Писания, и тайнами мудрости, потому что это исправления ее и украшения. И появляется невеста со своими служанками и возвышается над их головами, и исправляется благодаря им, и радуется с ними всю эту ночь. А на следующий день, в день Шавуот, она идет к хупе только вместе с ними. И они, т.е. друзья, которые всю эту ночь занимаются Торой, называются сыновьями хупы. А когда она подходит к хупе, Творец спрашивает о них и благословляет их, и украшает их украшениями невесты. Счастлив их удел.
Пояснение сказанного. Существует два толкования, которые дополняют друг друга:
1. Времена изгнания называются «ночь», поскольку это время скрытия лика Творца от сынов Исраэля. И в это время все силы раздора господствуют над служителями Творца. Но вместе с тем, именно в это время невеста соединяется со своим мужем благодаря Торе и заповедям праведников, которые в этот момент называются поддерживающими Тору. И все возвышенные ступени, называемые «тайны Торы», раскрываются ими. Ведь поэтому они называются созидающими их, т.е. они словно создают Тору1. И получается, что время изгнания называется «ночь, когда невеста соединяется со своим мужем». А все друзья, называемые сынами чертога невесты, – это те, кто поддерживает Тору.
А после окончательного исправления и полного избавления, как сказано: «И будет день один – известен будет он Творцу: не день и не ночь. И при наступлении вечера будет свет»2. И об этом он говорит, что «на следующий день невеста должна быть под хупой со своим мужем», поскольку БОН тогда снова станет свойством САГ, а МА станет свойством АБ. И поэтому считается следующим днем и новой хупой.
А праведники в этот момент называются сынами хупы, и тогда они – занимающиеся Торой, в которых нет деяния. Ведь об этом времени сказано: «И наполнится земля знанием Творца»3. И поскольку эти праведники своими добрыми деяниями, благодаря притяжению страха от прошлого времени, поднимут БОН, чтобы он стал САГ, считается, что они делают эту новую хупу, и поэтому они называются сынами хупы.
2. Ночью Шавуот называется «ночь, когда невеста соединяется со своим мужем», поскольку «на следующий день она должна быть под хупой со своим мужем» – т.е. в день Шавуот, день получения Торы. Но это то же самое, что и первое объяснение. Ведь в день получения Торы уже наступит состояние окончательного исправления, о котором сказано: «Уничтожит Он смерть навеки, и утрет Творец Всемогущий слезы со всех лиц»4. Как истолковывают мудрецы изречение: «Высечено на скрижалях»5, – читай не «высечено (харут)», а «свобода (херут)», потому что наступает свобода от ангела смерти.
Но из-за греха поклонения золотому тельцу (сыны Исраэля) снова испортили это исправление. Ведь день получения Торы и окончательное исправление являются одним понятием. И выходит, что в день перед получением Торы закончились у нее все зивуги времени скрытия, и поэтому эта ночь считается ночью, когда невеста соединяется со своим мужем. А на следующий день она должна быть под хупой вместе со своим мужем, – и это праздник Шавуот, когда исправление завершается свободой от ангела смерти, и это время, когда праведники своими добрыми делами делают невесте новую хупу. И мне удобнее продолжить объяснение, опираясь на первое толкование, а читатель сможет сам сопоставить сказанное с днем Шавуот, поскольку это то же самое.
И все эти друзья, «поддерживающие Тору», которые называются сынами чертога невесты, должны быть соединены со святой Шхиной, зовущейся «невеста», в течение всей этой ночи изгнания. Ведь во время изгнания она исправляется поддерживающими Тору, с помощью всех добрых деяний и Торы, и заповедей, которые они совершают, пока не исправится она в свойстве добра и зла. И будет она готова для тех, кто занимается Торой, в которых совсем нет никакого деяния, поскольку вся она – только добро, без всякого зла6.
И поэтому поддерживающие Тору, называемые сынами чертога невесты, должны радоваться вместе с ней тому великому исправлению, которое совершилось в невесте благодаря им. «И вместе с ней радоваться исправлениям, которые совершаются в ней благодаря им, заниматься Торой» – т.е. исправлениями, которые нам предстоит совершить, «от Торы к Пророкам, а от Пророков – к Писаниям, и толкованиям Писания, и тайнам мудрости» – и заниматься ими нужно в радости.
Выясняется, что все ступени и раскрытие тайн Торы, возводящие Шхину к ее окончательному исправлению, образуются только благодаря поддерживающим Тору во времена изгнания. И поэтому все ступени и уровни, которые выходят во время изгнания, называются исправлениями невесты и ее украшениями. И далее он называет их: «От Торы к Пророкам, а от Пророков – к Писаниям, и к толкованиям Писаний, и к тайнам мудрости».
ХАГАТ – это Тора. Нецах и Ход – Пророки. Малхут – Писания.
Мохин де-ВАК, которые притягивают в нее, – толкования Писания. Мохин де-ГАР, которые притягивают в нее, – тайны мудрости. Ибо все эти исправления надо притянуть к невесте в эту ночь, и благодаря им невеста полностью подготавливается к окончательному исправлению, которое называется днем хупы.
«И появляется невеста со своими служанками и возвышается над их головами, и исправляется благодаря им, и радуется с ними всю эту ночь». Ангелы, в которых облачаются келим де-ахораим Малхут в первом состоянии, называются «служанки, прислуживающие Шхине». «И она возвышается над их головами» – Шхина возвышается над головами поддерживающих Тору, как сказано: «И над головой моей Шхина Творца
И с ней вместе служанки, прислуживающие ей. «И радуется с ними» – ведь благодаря им она непрерывно исправляется. И потому сказано: «И радуется с ними всю эту ночь» – т.е. на протяжении всего времени исправления, называемого «ночь». «А на следующий день она идет к хупе только с ними вместе» – т.е. в день окончательного исправления, в день хупы, она сможет войти под хупу только вместе с теми поддерживающими Тору, которые возвели и исправили ее полностью, «от Торы к Пророкам, а от Пророков – к Писаниям, и к толкованиям Писаний и к тайнам мудрости» – и поэтому они называются сынами хупы.
Имеется в виду конец исправления, как сказал пророк: «И будут они для Меня, – сказал Властелин воинств, – для того дня, когда Я совершу чудо»333 – т.е. в день окончательного исправления. И поэтому перед Ним обязательно есть памятная книга о злодеяниях и прегрешениях, происходящих в мире, ведь они нужны ему для того дня, когда Он совершит чудо. Ибо тогда они превратятся в заслуги, и присоединятся, и дополнят уровень света окончательного исправления.
Поэтому сказано: «И написана была памятная книга пред Ним для боящихся Творца и чтущих имя Его»332, «и будут они для Меня, – сказал Властелин воинств, – для того дня, когда Я совершу чудо»333, –
потому что «тогда они будут нужны Мне, чтобы восполнить этот уровень». И поэтому пророк заканчивает: «И помилую Я их, как милует человек сына своего, трудящегося для него»333 – потому что «тогда они станут дороги Мне и милы так, словно были из числа служащих Мне».
«И все они будут записаны и внесены в памятную книгу» – т.е. даже злодеяния, совершенные ими, будут записаны и внесены в памятную книгу. И запишет их Творец, словно они были заслугами и средством служения Ему, как сказал пророк.
Число «семьдесят» указывает на мохин Хохмы и ГАР, которые называются «короны». А «благословение» указывает на свет хасадим, ведь мир был создан буквой «бет ;», свойством благословения (браха ;;;;), как сказано: «Мир милостью (хесед) устроен»14 – т.е. свойством ВАК. И он говорит, что в конце исправления свет хасадим тоже будет в свойстве «семьдесят корон», как и Хохма, поскольку МА и БОН поднимутся в АБ САГ. И поэтому сказано, что «Творец благословляет их семьюдесятью благословениями и коронами высшего мира» – относящимися к АБ САГ. И поэтому считается тогда, что и число благословений тоже семьдесят.
А назавтра многочисленные толпы, воинства и станы собираются к ней. И она, и все они, все эти воинства и станы, ждут каждого из тех, кто исправлял ее, занимаясь Торой в эту ночь. Когда соединились вместе Зеир Анпин и Малхут, и Малхут видит мужа своего, Зеир Анпина, написано: «Небеса рассказывают о славе Творца»336. «Небеса» – жених, который входит под хупу, т.е. Зеир Анпин, называемый «небеса». «Рассказывают» (месаприм) – т.е. светятся подобно сиянию сапфира (сапира), который светится и сияет от края мира и до края его.
«И она, и все они ждут каждого» – так же как Творец спрашивает о каждом, так же и Шхина ожидает каждого. И поэтому сказано: «Когда соединились вместе Зеир Анпин и Малхут, и Малхут видит мужа своего» – потому что не сможет она увидеть мужа своего, прежде чем соберутся все они. И одно зависит от другого.
«"Небеса" – это жених, который входит под хупу». Он разъясняет это относительно окончательного исправления, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца»18. И говорит: «"Небеса" – это жених, который входит под хупу», потому что Творец называется небесами, а в момент окончательного исправления Он называется женихом, как сказано: «И как радуется жених невесте, возрадуется тебе Творец твой»19
Слово «невеста (кала;)» указывает на завершение исправления (гмар тикун), как сказано: «И было в день, когда завершил (кало;т) Моше возводить Скинию»20 – т.е. он закончил всю работу по изготовлению Скинии и ее возведению. А слово жених (хатан) указывает также и на нисхождение, как сказано: «Опустился на ступень и взял себе жену»21. Однако нисхождение это больше всех предшествующих подъемов, поскольку это нисхождение к невесте, Шхине, в момент завершения исправления.
Хупа – это собрание и сосредоточение всего отраженного света, который вышел благодаря подъему МАН праведниками во всех слияниях (зивугим) Творца и Его Шхины, которые раскрылись одно за другим во все дни и времена за шесть тысяч лет. Ведь все они стали сейчас единым большим светом, содержащим в себе отраженный свет, поднимающийся и покрывающий Творца и Шхину Его, которые называются теперь
женихом и невестой. И этот отраженный свет покрывает их сверху подобно хупе (свадебному пологу).
И поэтому праведники называются в этот момент сынами хупы, потому что у каждого есть доля в этой хупе, соответствующая величине МАНа, который он поднял в экран Малхут для восхождения отраженного света. Поэтому сказано, что «"небеса" – это жених, который входит под хупу». Имеется в виду время завершения исправления, когда Творец называется женихом, который входит в этот момент под свою хупу.
И сказано: «"Рассказывают" (месаприм) – т.е. светятся сиянием сапфира (сапира), который светится и сияет от края мира и до края его». «Рассказывают» – имеется в виду большой зивуг, который произойдет в будущем, как в выражении «жена соединяется (месаперет) со своим мужем». А «сапфир» – это название святой Шхины, как сказано: «И под ногами Его словно изделие из сапфирового камня»22. «Сияние сапфира» – т.е. отраженный свет, который она поднимает снизу вверх. «Светится» означает прямой свет. «Сияет» означает отраженный свет. И он говорит, что благодаря этому большому слиянию (зивугу), который происходит в конце исправления и является собранием всех зивугов, прямой свет и отраженный свет этого зивуга «светится» и «сияет» от края мира и до края его. И это означает: «Небеса рассказывают».
Величие Творца (Эль) – это величие невесты, т.е. Малхут, которая называется Эль. Написано: «Творец (Эль) гневается каждый день»23. Во все дни года она называется Эль. А сейчас, в праздник Шавуот, когда она уже вошла под хупу, она называется величием и называется Эль. И это указывает на восславление над восславлением, свечение над свечением, и правление над правлением.
Объяснение. Имя «Эль» – это имя великой милости (хесед). Но написано: «Творец (Эль) гневается каждый день», – и выходит, что это, вроде бы, противоположно милости. А дело в том, что это внутренний смысл речения: «И был вечер, и было утро: день один»24. Ведь святая Шхина – это малое светило для ночного правления, называемого «страх небесный», потому что праведники должны поднять МАН посредством своего пробуждения снизу и исправить ее с помощью экрана, поднимающего отраженный свет. И тогда наполнение нисходит сверху вниз, но не иначе.
Как написано: «И Всесильный сделал так, чтобы испытывали страх перед Ним»25 – потому что не может быть пробуждения снизу и подъема МАН без страха. И поэтому сказано, что он господствует ночью, поскольку в результате отсутствия света, т.е. состояния ночи, которая включает в себя все суды и страдания, противоположные свойству дня, Хесед, возникает страх пред Ним. И если бы не страх, не раскрылось бы свойство дня и
И это означает: «И был вечер, и было утро: день один»345. Поскольку ночь тоже включается в утро, ведь если бы не ночь, не было бы утра, по-другому не может быть. И поэтому написано: «Творец (Эль) гневается каждый день»344 – так как свойство милости, называемое Эль, раскрывается лишь с помощью ночи, ощущаемой как гнев. И поэтому гнев тоже считается милостью, ибо невозможно, чтобы милость раскрылась иным путем. И в этом смысле святая Шхина тоже называется именем Эль.
И поэтому он говорит: «Величие Творца (Эль) – это величие невесты, Малхут, которая называется Эль» – т.е. в отношении изречения «Творец (Эль) гневается каждый день»344, означающего, что не может быть дня без гнева ночи. «Во все дни года она называется Эль». Ведь так было в шесть дней творения, о каждом из которых сказано: «И был вечер, и было утро: день один»345, или день второй, и т.д. И получается, что ночь включена в понятие «день».
.........
мохин свечения Хохмы, как сказано: «Небеса рассказывают (;;;;;;; месаприм)» . «Без числа» – это мохин света хасадим . И поэтому сказано:...
«Небеса» – жених, который входит под хупу, т.е. Зеир Анпин, называемый «небеса». «Рассказывают» (месаприм) – т.е. светятся ...
Да святится Имя Твое!
Наполнение светом Хохма.
«Небеса» – жених, который входит под хупу, т.е. Зеир Анпин, называемый «небеса». «Рассказывают» (месаприм) – т.е. светятся подобно сиянию сапфира (сапира), .
Небеса рассказывают о величии Творца, о деянии рук Его говорит небосвод» . Это «небеса», т.е. Зеир Анпин, на которых показывается высшее имя, т.е. Има ...
В час, когда соединяются муж Царицы, Зеир Анпин, и Царица в одно целое, раздается тогда воззвание с южной стороны, Хесед: «Пробудитесь, воинства и станы, – те, кто раскрыли любовь Господина своего, те, кто вызвал это слияние (зивуг)».
Тогда пробуждается один высший управляющий по имени Буэль, повелитель станов, и в руке его – четыре ключа для получения от четырех сторон света, ХУГ ТУМ. На одном ключе начертана буква «йуд», на другом – буква «хэй», на третьем – буква «вав». Он кладет эти три ключа под Древо жизни, Зеир Анпин. И эти три ключа, на каждом из которых начертана его буква, становятся одним. И поскольку они стали одним, то другой ключ, нижняя «хэй», поднимается и устанавливается и соединяется с этим ключом, содержащим три ключа. И все эти станы и воинства входят за этими двумя ключами в сад, и это «вав-хэй», и все они соединяются, как и внизу, т.е. как Исраэль.
В час, когда совершается зивуг между Зеир Анпином и Малхут, выходит воззвание к пробуждению тех ангелов, которые раскрыли влечение к слиянию у Господина своего, и тогда пробуждается один высший управляющий, имя которого Буэль, являющийся носителем судов Малхут, и в силу судов его поднимается Зеир Анпин, совершая согласование между двумя линиями, правой и левой, и вследствие этого выходят мохин в Бине и Зеир Анпине, и совершается зивуг между Зеир Анпином и Малхут. Таким образом, ангел Буэль является тем, кто раскрыл влечение к зивугу Зеир Анпина и Малхут, и поэтому он пробудился во время воззвания. И в руке его – четыре ключа для получения от четырех сторон света, ибо нижний удостаивается светов, которые он вызвал в высшем. И поскольку Буэль вызвал выход мохин в Зеир Анпине, т.е. три линии «йуд-хэй-вав», и зивуг между Зеир Анпином и Малхут, нижней «хэй», то он тоже удостоился их, и они называются у него «четыре ключа», поскольку суды его «открыли» эти мохин. И эти ключи, отмеченные тремя буквами, стали одним, ибо они являются тремя линиями Зеир Анпина, обозначаемыми буквами «йуд-хэй-вав», а Зеир Анпин называется «единым». Поэтому он положил их под Древом жизни, Зеир Анпином. А затем другой ключ, нижняя «хэй», поднимается и устанавливается и соединяется с ключом, содержащим три ключа, – Малхут, соединяющаяся с Зеир Анпином. И он вызвал это и поэтому удостоился их, и все ангелы, которые включены в ангела Буэля и происходят от него, тоже поднимаются и получают мохин от двух ключей, Зеир Анпина и Малхут.
Слова воззвания «Шма Исраэль» ]. Первая АВАЯ («Творец») – это написание буквы «йуд» святого Имени, символизирующей Аба. «Создатель наш» – написание первой «хэй» святого Имени, указывающей на Има. Вторая АВАЯ («Творец») – притяжение мохин от Аба ве-Има, опускающихся вниз в виде написания буквы «вав» святого Имени, указывающей на Зеир Анпин. Ибо две буквы «йуд-хэй» нисходят для того, чтобы пребывать в этом месте, в букве «вав», в Зеир Анпине. И Он «един» – т.е. все три, Аба, Има и Зеир Анпин, являются одним целым, пребывая в неразрывном единстве.
..........
«Пурпур» – это Шавуот, ибо письменная Тора, которая была дарована в этот день, состоит из правой и левой линии, как сказано: «Справа от Него – пламя закона для них» [ «Пурпур» – состоит из многих цветов.
«Багряница – это пятнадцатый день месяца Ав, когда дочери израильские выходят в багряных одеждах, как сказано: «Привычные к багрянице» .
До сих пор это соответствует шести окончаниям: «золото» , «серебро» , «синета» [, «пурпур» , «багряница» [ Отсюда и далее – десять дней раскаяния, и это: «виссон» [, «козий волос» , «кожи бараньи красненные» , «кожи тахашевые» [, «дерево шитим» «масло для светильника» [], «пряные снадобья для елея помазания и для курения благовонного» , «камни ониксовые» [], «камни для оправы» , до сих пор их девять, соответствующие девяти дням, и День Искупления дополняет их до десяти.
Из всех них мы берем возношение Творцу, т.е. Малхут. Как сказано: «И вот возношение, которое должны вы брать у них» – во все праздники, для того чтобы пребывала она над нами. В начале года мы берем возношение Творцу, (и это – начало года) исходящее со стороны золота, и это – Гвура, ибо Малхут здесь – свойство «Гвура». В День Искупления мы берем ее, ибо (тогда) «дочь», Малхут, «наследует матери (има)», т.е. Бине, называемой Днем Искупления. В Суккот мы берем ее, поскольку она – сукка, которая прикрывает и защищает нас, как сказано: «А в восьмой день праздничный сбор (ацерет) будет у вас» [ – и это возношение Творцу, Малхут, называемая «праздничный сбор (ацерет)»
Свидетельство о публикации №124072503957