***

Савао;ф (от греч. ;;;;;;, в славянской Библии цер.-слав. сава;;;ъ, дорев.орф. савао;;), также Цваот (от мн. ч. др.-евр. ;;;;;;;;[) — один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях, упоминаемый в Танахе и Ветхом Завете с Первой книги Царств (1:3), а также в Новом Завете в Послании Иакова (5:4) и в Послании к Римлянам (9:29). Это имя означает «Бог воинств». В Книге пророка Захарии 52 раза употребляется «Господь Саваоф».

Правильнее видеть в этом термине идею Бога как Всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как, по библейскому представлению, звёзды и другие космические явления — тоже своего рода «воинства небесные», повелитель которых есть единый Бог, как "Адонай цваот" — «Господь сил» (1Цар. 17:45; Пс. 23:10, Ис. 1:24).
В классическом иудаизме под "силами" понимается множество ангелов которые были созданы до сотворения человека и с которыми Бог ведет диалог при создании Адама. Соответственно "Господь Цваот" означает "Повелитель небесных сил" или множества ангелов, называемых воинством небесным.

По другим данным, идея Бога в иудаизме развивалась от представления о последнем, как племенном покровителе, приносившем избранному народу военные победы и Землю обетованную, — отсюда и название Саваоф, — к трансцендентной сущности, наполняющей собой всю вселенную. По мнению Рудольфа Отто, об этом изменении говорит восклицание ангелов серафимов «Свят, свят, свят», что в переводе с древнееврейского означает «Иной, иной, иной!»[прим. 1]:
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
В каббале термин «Цваот» (Саваоф) раскрывается как одно из 10 Священных Имён Творца, упоминаемых в Торе (Книга Зоар, Ваикра п. 156—177), которое соответствует сефирам н;цах и ход[
.


В комментариях раввинов на вопрос почему слово "Цваот" является множественным числом слова "воинства небесные/цваот" указывается ответ что "тот кто хочет ошибиться (поверить что есть другие божества/идолы кроме единого Бога) ошибутся". Таким образом раскрывая тему единства Творца.


Господь Саваоф, [что] наполнаяет всю землю Своей славой». А что же это за «свят», приникший и слившийся [с ними]? Это можно сравнить с царем, у ...

И;мя Бо;га, наиболее часто встречающееся в Торе, — ;;;;;, также известное как тетраграмматон, не произноcят в традиционном талмудическом иудаизме, где с уважением относятся к именам Адон;й (мн. ч. «Господ; мои;») и Элохи;м (мн. ч. «Б;ги»), требующим их замены на другие эпитеты во избежание напрасного упоминания, хотя эти слова и не являются именами. Кроме тетраграмматона в Танахе присутствуют и другие имена собственные, а также эпитеты, описывающие Бога. Некоторые из этих эпитетов используют в еврейской литургии. Вне литургии используют особые эвфемизмы, заменяющие табуированные имена в разных контекстах. Также употребляют эквиваленты этих эпитетов на других языках, например, Рахмана (ед. ч.«Милостивый наш») на арамейском языке в Талмуде или Эйбиштер («Всевышний») на идиш.
Адона;й (мн. ч. ;;;;;;;; — «Господа мои», от ед. ч. адони; — «господин мой», Быт. 24:12 «и сказал: Господи (Адонай), Боже господина (адони) моего Авраама! пошли её сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином (адони) моим Авраамом») означает «судья» (;;;, дан), как Всемилостивый и праведный Судья[5]. Чаще переводят в современной литературе как «наш Господь». Адона;й используют иудеи вместо произнесения непроизносимого имени Бога в молитвах и во время публичного чтения Торы и книг пророков. Считают связанным с атрибутом милосердия. Также Адонай возможно встретить в Пс. 67:20 «Благословен Господь (Адонай) всякий день».


В каббале Адонай соответствует сфире малхут.

В каббале (Зоар, гл. Ваикра, п. 157—163, 166—177) особо выделяются десять священных имён Творца, которые ставятся в соответствие с 10 сфирот: Эке, Ко, Авая (с огласовкой Элохим), Кель, Элохим, Авая (с огласовкой шва, холам, камац), Цваот, Шадай, Адни.

Имя ;;;;; (Цваот) соответствует двум сфиротам: нэцах и ход. Имя ;;; (Шадай) – это есод. Имя ;;;; (Адонай) – это малхут.


Имя ;;;; (Эке) соответствует сфире кэтэр.

Имя ;; (Йя, произносят «Ко») – сфире хохма.

Имя ;;;"; (Авая) с огласовкой «Элоим» – это бина.

Имя ;; (Эль) – это хэсэд.

Имя ;;;;; (Элоим) – это гвура.

Имя ;;;"; (Авая) с огласовкой шва-холам-камац – это тифэрэт.

Имя ;;;;; (Цваот) соответствует двум сфиротам: нэцах и ход.

Имя ;;; (Шадай) – это есод.

Имя ;;;; (Адонай) – это малхут.


...тайн Колесницы Высшей Имён: Господин (адонаи, АДНИ), Воинств (цваот), Господь (ЙhВh, АВАЯ), Бог (Эhье), и это Малхут, Есод, Зеир Анпин и Бина.


     Свет и кли( сосуд).

Изначально в десяти сфирот было лишь одно кли – Малхут. И когда мы говорим, что есть пять свойств КАХАБ ТУМ, то все они являются только частями Малхут, называемой четверной стадией. Иными словами, они оцениваются в соответствии с приближением к окончанию этого кли, то есть к Малхут, называемой четвертой стадией (как описано во «Введении в науку каббала», п.5).
Обратное соотношение келим и светов
10) Всегда есть обратное соотношение светов и келим. Поскольку в келим порядок такой, что вначале развиваются высшие в парцуфе. Сначала появляется Кетер в парцуфе, потом Хохма, потом Бина, потом Тиферет, и затем Малхут. Поэтому мы называем келим КАХАБ ТУМ, то есть сверху вниз, поскольку именно таков порядок их появления в парцуфе.

А света – наоборот, поскольку порядок светов такой, что вначале нижние входят в парцуф: сначала входит свет нефеш, потом свет руах, потом свет нешама, потом свет хая, потом свет ехида.
Всегда есть обратное соотношение светов и келим. Поскольку в келим порядок такой, что вначале развиваются высшие в парцуфе. Сначала появляется Кетер в парцуфе, потом Хохма, потом Бина, потом Тиферет, и затем Малхут. Поэтому мы называем келим КАХАБ ТУМ, то есть сверху вниз, поскольку именно таков порядок их появления в парцуфе.

А света – наоборот, поскольку порядок светов такой, что вначале нижние входят в парцуф: сначала входит свет нефеш, потом свет руах, потом свет нешама, потом свет хая, потом свет ехида.

Следующим образом: вначале входит свет нефеш, являющийся светом Малхут – самый маленький из всех светов, а в конце входит свет ехида – самый большой из всех светов. Поэтому мы всегда называем света именем НАРАНХАЙ, то есть снизу вверх, поскольку порядок их
прихода в парцуф именно такой.

 Соответственно этому, когда в парцуфе есть всего лишь одно кли, которое обязательно является высшим кли, то есть Кетером, который развился вначале, в парцуф не входит самый большой свет, относящийся к Кетеру – свет ехида, а входит самый маленький свет – свет нефеш, и облачается в кли Кетер. А когда развились два кли в парцуфе, являющиеся самыми большими келим – Кетер и Хохма, входит в него также свет руах. И опускается тогда свет нефеш из кли Кетер в кли Хохма, а свет руах облачается в кли Кетер. И вследствие этого, когда развилось третье кли в парцуфе – кли Бина, входит в парцуф свет нешама, и тогда опускается свет нефеш из кли Хохма в кли Бина, свет руах выходит из кли Кетера и входит в кли Хохма, а свет нешама облачается в кли Кетер

А когда развилось четвертое кли в парцуфе – кли Тиферет, входит в парцуф свет хая, и тогда опускается свет нефеш из кли Бина в кли Тиферет, свет руах – в кли Бина, свет нешама – в кли Бина, а свет хая – в кли Кетер. А когда развилось пятое кли в парцуфе – кли Малхут, тогда все света входят в соответствующие им келим. Поскольку тогда притягивается к парцуфу свет ехида, а свет нефеш опускается из кли Тиферет в кли Малхут, свет руах опускается из кли Бина и входит в кли Тиферет, свет нешама опускается из кли Хохма и входит в кли Бина, а ор ехида входит и облачается в кли Кетер.


Необходимо досконально понять «подслащение Малхут в Бине», являющееся корнем всей науки. Так как Малхут является свойством суда, в котором мир не может существовать, поэтому поднял ее Создатель в сфиру Бина, которая является свойством милосердия. И на это указывали мудрецы в сказанном: «вначале возвысился в мысли создать мир свойством суда, а именно в Малхут, являющейся свойством суда, увидел, что мир не может существовать, предварил свойство милосердия и совместил его со свойством суда» («Берейшит Раба», п.12). То есть, посредством подъема Малхут в Бину получает Малхут форму Бины, свойства милосердия, и тогда Малхут управляет миром в свойстве милосердия.

Этот подъем Малхут в Бину происходит на каждой ступени, с начала мира Ацилут и до конца мира Асия, поскольку нет у нас ступени, в которой не было бы десяти сфирот КАХАБ ХАГАТ НЕХИМ, и Малхут, находящаяся на каждой ступени, поднялась в Бину той же ступени и получила там подслащение.


Рецензии