Чертоги. Каббала

ЧЕРТОГ ЗАСЛУГИ, ГВУРА
Четвертый чертог называется «заслугой», ибо с помощью него познается правление Творца на земле. Он стоит для того, чтобы охранять пути Торы. В нем производятся все суды мира, и в нем находятся все заслуги, и все прегрешения, и все наказания, и вся хорошая награда для тех, кто соблюдает заповеди Торы.

Чертог заслуги отличается от всех остальных чертогов. В него включены четыре чертога, отличающиеся друг от друга и представляющие собой одно целое. В этом чертоге есть дух, который называется Зхут Эль (заслуга Всесильного). И чертог этот называется его именем, «заслуга». И это означает «Эль (Всесильный)», ибо здесь вершатся все суды мира, как сказано: «И Всесильный (Эль) гневается каждый день» .


ЧЕРТОГ ЛЮБВИ, ХЕСЕД
 Пятый чертог поставлен для того, чтобы светить нижним верой. Один вход находится в нем, и правитель над ним, Санигорья, стоит на этом входе для того, чтобы выступать в защиту Исраэля, т.е. давать им хорошую рекомендацию перед Господином их. И тогда не будет властна над ними ситра ахра.

 В чертоге поставлен один дух, содержащий четыре цвета белый-черный-зеленый-красный, т.е. ХУГ ТУМ. И это дух, который включен во всех и называется Сурия, властитель над всеми нижними воинствами, все они подчиняются ему и находятся под его управлением.

 Этот дух затворяет и отворяет, все высшие ключи переданы в его руки, все нижние воинства включены и подчиняются ему и питаются от него. Этот дух поставлен над всеми тайнами Господина его, и все они переданы в его распоряжение.


ЧЕРТОГ СИЯНИЯ, НЕЦАХ
Чертог Нецах стоит в свете более высоком, чем все предыдущие. В этом чертоге установлены четыре входа: в южной стороне, в восточной, северной и западной, соответствующие ХУБ ТУМ. На каждом из входов один правитель.

На первом входе стоит правитель Малкиэль и властвует над всеми записями судебных решений, выходящими из судебного дома Царя, чтобы вершить суд над миром. Два писца находятся в подчинении у него, справа и слева. Объяснение. Получение свойства ахораим мохин называется «указом» или «письмом». Ангел Малкиэль исправляет их, чтобы они были достойны мохин свойства «паним». И если он не исправляет их, тогда получающий их попадает в преисподнюю из-за действующих в них судов.

ЧЕРТОГ ЖЕЛАНИЯ, ТИФЕРЕТ
 Шестой чертог называется чертогом желания. И это желание, которое называется «исходящим из уст Творца» , радость слияния всего, желание всех желаний. Сказано: «Как алая нить губы твои» – это желание всех душ, которые рождаются от «исходящего из уст Творца» .

 Чертог желания полностью отвечает на все вопросы и все просьбы в мире, поскольку это – желание всех желаний. Когда раскрываются «нешикин (поцелуи)», как сказано: «И поцеловал Яаков Рахель» [
. И тогда, когда целуют они друг друга, называется это «время благоволения»  Ибо тогда раскрывается совершенство, и светят все лики. И когда восходят молитвы, наступает время благоволения для раскрытия. И тогда сказано: «А я – молитва моя тебе, Творец, во время благоволения!» [] – и это называется соединение в свойстве «нешиким (поцелуи)».

В этом чертоге имеется шесть входов, четыре входа в четырех сторонах света, свойства ХУГ ТУМ, один – наверху и один – внизу, Нецах и Ход. Над этими входами назначен Разиэль, особый дух, который величественнее правителей всех этих входов, и он назначен и отвечает за все высшие тайны, передаваемые из уст в уста, которые целуют друг друга, испытывая любовь любви.

Это чертог Моше. К этому чертогу был приобщен Моше с любовью, соединяясь в поцелуях (нешикот), т.е. в легком поцелуе смерти. В этом чертоге «Моше говорил, а Всесильный отвечал ему голосом» .

Когда слились совершающие поцелуи в поцелуях друг с другом, сказано об этом: «Пусть он целует меня поцелуями уст своих» . Поцелуи радости и любви могут быть, лишь когда сливаются друг с другом, уста с устами, дух с духом, и с упоением наслаждаются друг с другом во всем, и в радости, от высшего свечения.

«Моше говорил» , как сказано: «Ты прекрасна, возлюбленная моя» []. И сказано: «Как алая нить губы твои»  Это – слова Зеир Анпина Шхине. «А Всесильный (Элоким) отвечал ему голосом» , как сказано: «Ты прекрасен, возлюбленный мой, и ласков» . И сказано: «Губы его – лилии, источающие мирру ароматную» ]. Это – слова Шхины Зеир Анпину.
Духу Разиэлю были вручены все тайны высших душ, пробуждающих стремление любви наверху и внизу одновременно, т.е. как в ЗОН, так и в подъеме МАН. Это высшие души, такие, как рабби Акива и товарищи, казненные по императорскому указу, которые не приближались к реке Динур [, чтобы омыться там, как остальные души, которые омываются в ней и проходят через нее, потому что вследствие большой своей святости не нуждались в этом.

 Дух Разиэль произвел сто двадцать светов, все они находятся под этим духом. В четырех сторонах света находятся четыре высших света, властвующие над четырьмя духами. В южной стороне находится один высший свет, правая сторона всего мира, и от него начинают Исраэль свое единение в вере. Это Михаэль, властитель силы высших светов, опускающихся с южной стороны, Хесед, в которой свет находится в своей силе.

 Михаэль, свет правой стороны, – великий попечитель, т.е. смотритель Исраэля. Поскольку, когда ситра ахра (другая сторона) встает, чтобы обвинять Исраэль, тогда Михаэль ведет с ней тяжбу. И становится защитником, т.е. хорошим заступником за Исраэль, и они спасаются от обвинения предводителя врагов Исраэля.

Кроме того времени, когда Йерушалаим разрушен. Ибо тогда умножаются прегрешения, и Михаэль не может одолеть ситра ахра, так как доводы Михаэля в защиту Исраэля разбиты. И тогда сказано: «Лишил Он поддержки Своей против врага» .
) Пятый чертог – чертог «любви». В нем находятся триста шестьдесят пять правителей, число которых соответствует количеству дней в году. Над ними – свойства самых высших четырех кольев, Крашиаэль-Сартиаэль-Асирия-Кадмиэль. Они называются «кольями этого чертога».

Они поставлены радовать мир. Когда добавляется душа от кануна субботы до кануна субботы, и она выходит, то они выходят вместе с ней и устраняют в Исраэле всю скорбь, и все страдания, и всю душевную горечь, и весь гнев в мире. И они называются «радующими мир».

. И когда один дух сливается с другим, высший скрытый дух, Бина, пребывает над духом, стоящим посередине, свойством Тиферет, называемым Яаков, и пока он еще не пробудился, чтобы мог один дух соединиться с другим, высший дух, Бина, не пребывает над духом посередине, свойством Тиферет, называемым Яаков.

 Когда один дух объединяется с другим, эти поцелуи охватывают, помогая соединиться, и пробуждаются остальные органы, т.е. остальные свойства этого чертога, в страстном желании. И тогда один дух сливается с другим. И тогда все органы пробуждаются в стремлении соединиться друг с другом, чтобы один орган мог соединиться с другим.

Исраэль должны, когда есть у них вера, беречься, чтобы господствовала вера, и не дать места господству ситра ахра. Счастливы они в этом мире и в мире будущем. О них сказано: «И народ Твой – все праведники» .

 Пророки, представляющие собой высшие стороны, свойство «ноги», т.е. Нецах и Ход, которые поддерживают святую Тору, свойство Тиферет, берут чертоги, в которых есть два духа, «сияние» и «Зоар»: третий чертог – это чертог «сияние», и второй чертог – чертог «сути небесной» . И это свойство «две ноги (ерехаим)» – внизу, в мире Брия, чтобы поддерживать чертоги, находящиеся наверху и называемые «устной Торой», Малхут мира Ацилут. Так же, как есть поддерживающие «письменную Тору», так же есть столбы, поддерживающие «устную Тору», Малхут. И включаются они друг в друга. И тогда в этих двух, поддерживающих внизу и называемых «сияние» и «Зоар», во время соединения с высшими чертогами Малхут мира Ацилут записывается пророчество, называемое «видение».



И все те, кто владеют «видением», питаются от чертогов «сияние» и «Зоар», включенных в чертоги Малхут. Наверху, в Нецах и Ход Зеир Анпина, они получают пророчество, а здесь, в Малхут, они получают «видение». И поэтому пророчество сродни «видению», а «видение» – сродни пророчеству. И когда они соединяются друг с другом, свойства Нецах и Ход, т.е. «сияние» и «Зоар», тогда над этим местом господствует святое Имя, называемое Цваот (воинства), поскольку все эти святые воинства, все стоят здесь, и все они называются исходящими со стороны пророчества. Ибо «видение» и «сон» исходят со стороны пророчества.

И хотя мы говорим, что в знаке святого союза, Есоде, господствует имя Цваот (воинства), поскольку все воинства происходят от этого знака, Есода, вместе с тем, «ноги (ерехаим)», находящиеся вне тела, называются также этим именем Цваот, и они называются «брайты» , что означает «внешние», ибо «Брайта» находится вне Мишны. Мишна стоит над Брайтой, ибо Брайта комментирует Мишну, а брайты называются «ногами (ерехаим)» Мишны, т.е. внешними школами, так же, как и наверху Нецах и Ход находятся вне гуф (тела) парцуфа.

 Мишна – это тайна, находящаяся внутри, ибо основа всего изучается оттуда, и все танаим, упоминаемые в Мишне, относятся к внутреннему свойству, Мишне. И сказано: «Поведу я тебя, приведу в дом матери своей, научишь меня» . «В дом матери моей»  – это святая святых, Есод парцуфа Малхут мира Ацилут, исправленный благодаря Есоду парцуфа Има. Поэтому называется «дом матери (има) моей» , являющейся внутренним свойством (пнимиют), Малхут. «Научишь меня»  – это свойство Мишна. Когда входит «река, берущая начало и выходящая» , Есод Зеир Анпина, в «обитель святая святых» , тогда говорится: «Научишь меня» , что означает – «передашь мне». И поэтому Малхут называется Мишной (досл. повторяющей), поскольку она является «второй» с Зеир Анпином в этом зивуге (соединении).

Первый Храм был возведен в дни Шломо в соответствии высшему миру, Бине, и Бина называется первым Храмом. И все сводилось к служению в «обители святая святых» [437] – том месте, в котором «солнце» совершало слияние с «луной», т.е. Зеир Анпин с Малхут. Все высшие тайны пребывали в совершенстве, и мир находился в совершенстве. А затем прегрешения Исраэля привели к тому, что были притянуты эти тайны и были изгнаны из обители святая святых за пределы ее, в свойство «ноги (ерехаим)», т.е. сфирот Нецах и Ход, и тогда они находятся снаружи, и называются внешними школами, и Исраэль нуждаются в «брайтах», поскольку не могут теперь получать питание от Мишны.

Во втором Храме находились Исраэль во внешних школах, свойствах «ерехаим». Некоторые из них вернулись и пребывали в «обители святая святых» . И это второй Храм, Малхут, в то время, как первый Храм – это Бина. Другие же оставались в Брайте, снаружи, в свойстве «ерехаим». Те, кто вернулся в «обитель святая святых» [], изучали Мишну и управлялись согласно изучаемому в Мишне, как сказано: «Ибо из Циона выйдет Тора»  Потому что Цион – это внутренняя часть Малхут, называемой Мишна.

А затем прегрешения привели к устранению правления второго Храма. И хотя правление его не было, как правление первого Храма, в котором всегда царил мир, поскольку Царь, которому принадлежит свойство «мир», Зеир Анпин, пребывал в нем в непрестанном слиянии (зивуге), и потому первый Храм пребывал в мире. Второму Храму этот мир не был свойственен, потому что «крайняя плоть» выдвигала обвинения против него всегда. И поэтому коэны были готовы в нем обвинять и обличать эту крайнюю плоть, и нуждались в этом, чтобы разоблачать этим ситра ахра, и защищать второй Храм.

Затем прегрешения привели к тому, что Исраэль были изгнаны из второго Храма за его пределы, и опустились оттуда к свойству «изгибы бедер», сфирот Нецах и Ход внизу, в мире Брия, пока они не оказались внизу, в нижней части свойства «раглаим (ноги)», в мире Асия. И когда продержатся в свойстве «раглаим (ноги)», т.е. исправят их, говорится: «Будут стоять ноги Его в этот день» . Тогда мир будет управляться во всём по высшему подобию, как должно. И хотя они были изгнаны из внутреннего свойства (пнимиют), они не были оставлены Им, и всегда будут поддерживаемы Им.

Тот, кто умеет пользоваться «мерным шнуром»  и измеряет им длину этих «ерехаим (бедер)» до «раглаим (голеней)», может узнать, сколько продлится изгнание. И потому все брайты, и все (мудрецы) «танаим» и все «амораим»  находятся в положенных им местах, одни – внутри, другие – снаружи: в свойстве «изгибы бедер» и ниже «бедер», и во всех этих свойствах называется Малхут «устная Тора». Относительно них опустились Исраэль и находятся в изгнании среди народов.

И когда завершится это изгнание в свойстве «протяженность раглаим (голеней)», т.е. когда получат исправление, говорится: «Будут стоять ноги Его в этот день» []. Тогда устраняется из мира дух скверны, называемый «крайняя плоть». И возвращаются одни лишь Исраэль, чтобы править как подобает. Потому что до сих пор эта «крайняя плоть» опускала их вниз. Но отныне и далее, после того, как «крайняя плоть» отрезается и устраняется из мира, сказано: «Обретет Исраэль место безопасное и уединенное, родник Яакова»  – иначе говоря, в «роднике (эйн) Яакова», Малхут, где находится Хохма, называемая «глаза (эйнаим)». И не будет обвинителя над ними. Благословенна участь Исраэля в этом мире и в мире будущем.


 Йосеф, праведник, столп мира, Есод, взял в свое владение скрытый и упрятанный чертог. В его распоряжении находится седьмой чертог. Чертог «сапфировый камень»  тоже находится в его распоряжении, и он исправляется в нем. Но от пророков, которые соединяются внизу, отделяются две ступени, «видение» и «сон», которые находятся в свойстве «ерехаим (бедра)», т.е. Нецах и Ход. В свойстве «изгибы бедер (ерехаим)» находятся «видение» и малое пророчество, от «ерехаим (бедер)» и ниже находится «сон», т.е. в свойстве «биркаим (колени)», которое находится ниже «ерехаим (бедра)», пока не придут к состоянию одни «раглаим» в соответствии другим «раглаим», т.е. «раглаим» Ацилута будут на одном уровне с «раглаим» БЕА, поскольку БЕА снова станет Ацилутом, и тогда они поднимутся к пророчеству и «видению». И там, под свойством «ерехаим», находится нижний чертог, называемый «сапфировый камень»

Чертог «сапфирового камня»  не считается воздвигнутым, пока не исправлен праведник Йосеф, Есод Зеир Анпина. А когда он исправляется, все исправляются, поскольку это является основой всего здания Малхут. И об этом сказано: «И заложил Творец ребро»  Не сказано «создал» или «сотворил», а «заложил». Потому что устанавливается это на основе (есод) – т.е. после того, как основа исправлена, всё строится на ней. Поэтому сказано: «И заложил» . Поэтому все они установлены на этой основе (есод).

Сказано: «И заложил Творец ребро» . То есть Малхут находилась с обратной стороны Зеир Анпина, и он ее исправил, чтобы она вернулась к состоянию «паним бе-паним» с Зеир Анпином. Однако «заложил (ивен)» означает еще – выяснял, как поднять ее на ту ступень, на которой находится высший мир, Бина, чтобы одно соответствовало другому.

Каково различие между Яаковом и Йосефом? Яаков – это свойство Тиферет, называемое «гуф (тело)». И высший властвует над нижним – «гуф» над «гуф», т.е. Тиферет мира Ацилут властвует над свойством Тиферет чертогов, и оба они относятся к «гуф», т.е. к свойствам от хазе и выше, принадлежащим Яакову. Йосеф – это свойство Есод мира Ацилут, которое властвует над местом окончания «гуф» и ниже этих чертогов, т.е. над их свойством Есод, которым является чертог «сапфирового камня» [], и над всеми, кто находится ниже. И это – первый Храм и второй Храм, где первый Храм – результат зивуга Тиферет и Малхут от хазе и выше, а второй Храм – результат зивуга Тиферет и Малхут от хазе и ниже, т.е. Есода и Малхут. И поэтому этот чертог включает остальные имена, находящиеся ниже. Поэтому одно из этих имен поднимается, а другое – опускается: нижний поднимается к высшему, а высший опускается к нижнему. Счастливы праведники, знающие пути Торы.


Рецензии