Йона. Пророк. Каббала
Однако в открытом море корабль попал в шторм: «И была в море буря великая, и корабль готов был разбиться». Желая найти виновного в ужасной буре, моряки бросили жребий: «И возопили каждый к своему божеству, и сбросили в море поклажу, которая была на судне. И сказали друг другу: «Бросим жребий и узнаем, из-за кого это бедствие нам». И бросили жребий, и жребий пал на Йону».
Так Йона, единственный еврей на корабле, оказался виновным в происходящем. Осознавая свою ответственность, Йона приказал матросам бросить его за борт. А в море его проглотил кит, внутри которого он провел три дня и три ночи. Все это время Йона благодарил Творца и молил о прощении.
Творец простил его, вызволил из чрева кита и вторично повелел пойти в Нинве и предостеречь его жителей. На этот раз Йона не стал уклоняться от миссии, возложенной на него Высшей силой, и передал жителям Нинве, что через сорок дней их город будет разрушен.
Такова библейская история.
В чем же заключается внутренний смысл этой известной, образно изложенной истории? Согласно науке каббала, пророк – это человек, который поднялся на такую высокую ступень духовного постижения, что может «говорить» с Творцом. Другими словами, он раскрыл, что в нашей реальности действует единая Высшая сила, и понял общий замысел природы.
История Йоны – это притча о миссии народа Израиля по отношению к остальному миру, о том, как избавить человечество от страданий и привести его к счастливому и совершенному существованию. Пророк получил приказ Творца: пойти в город Нинве и объяснить его жителям, что они должны сделать, для того чтобы достичь цели творения кратчайшим и надежным путем. Однако вместо того, чтобы пойти в Нинве и рассказать его жителям о переданном ему свыше предостережении, Йона решил, что эта задача невыполнима. Тогда он отказался от выполнения этого задания и попытался бежать.
Поскольку Йона – еврей, то есть имеющий особое предназначение в мире, он обязан выполнить поставленную перед ним задачу. Избежать исполнения законов Высшей природы невозможно. Чтобы заставить Йону выполнить свою миссию, действие природных сил проявилось в шторме, от которого нет спасения. Различные силы, вроде бы пытающиеся помочь Йоне (кормчий и матросы), в конечном итоге, бессильны, и Йона понимает, что ему ничто не поможет.
Погружение его физического тела в пучину символизирует внутреннее духовное падение. Единственное, что может его спасти, – выполнение миссии, возложенной на него изначально. Если выполнение этого поручения станет для него самым важным делом, то он сможет исполнить свое предназначение.
ГОЛУБЬ С ОЛИВКОВЫМ ЛИСТОМ
: «И прилетел к нему голубь …, и вот оливковый лист сорвал он клювом своим»:
Этот общепринятый символ мира в науке каббала имеет несколько иное значение. Оливковый лист олицетворяет горечь, а голубь (ивр. - «йона») происходит от слова обман (ивр. - «онаа»). По мере духовного развития человек обнаруживает, что его эгоизм противоположен духовной реальности и вызывает у человека ощущение горечи при ее восприятии. Каббалистическая методика позволяет человеку подняться над эгоизмом, подчинить его и использовать для своего духовного развития. Преуспев в этом, человек достигает высочайшей духовной ступени, называемой «мир».
История Йоны является примером для всего народа Израиля, погружающегося в пучину и испытывающего страдания в попытках избежать выполнения своей важной миссии. Сегодня народ Израиля должен понять и принять свое предназначение. К великому сожалению, мы медлим и пытаемся «уплыть на корабле» в безопасное место, но изгоняемы отовсюду, как был изгнан Йона.
Осознанно или нет, но миссию пророка Йоны наш народ продолжает выполнять и сегодня. Подобно матросам корабля, мы постепенно начинаем осознавать, что народ Израиля несет ответственность за все зло в мире. Таков духовный корень, целенаправленно посылающий нам несчастья и являющийся причиной антисемитизма во всем мире.
В Талмуде об этом говорится так: «Все бедствия приходят в мир только для народа Израиля». Рано или поздно мы поймем, что выбора у нас нет – народ Израиля обязан выполнить свое предназначение. Мы должны воспользоваться древней мудростью, переданной нам предками, – наукой каббала, чтобы достичь совершенства, покоя, и распространять ее среди остальных народов мира, чтобы они смогли пойти за нами тем же путем. В этом заключается наша миссия особого, избранного народа. Таково наше предназначение в мире.
«И прилетел к нему голубь под вечер, и вот – оливковый лист сорвал он клювом своим. И узнал Hoax, что убыли воды с земли» (Берешит 8:11).
Наши мудрецы объясняют (Эрувин, 18б), что оливковым листом голубь желал намекнуть, что лучше ему получать пропитание из рук Творца, даже если оно будет горькое как оливковый лист, и не зависеть от плоти и крови, даже если его пища будет сладкой как мед. Причина этого кроется в том, что тот, кто зависит только от Творца и надеется только на Него, несравненно ближе к Нему, нежели кто-то другой. А что может быть большим совершенством и большим счастьем, нежели близость к Творцу? Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (1-ая глава) пишет следующее: «Истинное совершенство заключается только в причастности к Нему, благословенно имя Его, как говорил царь Давид (Теилим, 73:28): “Для меня же близость Всесильного – благо”. И нет ничего хуже, чем быть далеким от Творца».
Горечь- когда нет отдачи
Сладость- отдача....
Ковчег и голубь — это тело и душа
Голуби известны своей супружеской верностью, которая является одной из ключевых характеристик их социального поведения. Голуби обычно образуют пары на всю жизнь. Они очень страдают, если их партнер умирает или пропадает. Голубь будет ждать долгое время возвращения своего партнера, прежде чем начать искать нового.
Голубь является олицетворением еврейского народа. Подобно тому, как голуби преданы друг другу, так и еврейский народ: с тех пор, как Всевышний вывел нас из Египта и даровал нам Свою Тору, мы храним Ему верность, несмотря ни на какие трудности и испытания
Свидетельство о публикации №123122404712