Ума палата
/Иоганн Вольфганг Гете/
Учёный муж.
Ума палата
Вмещает многое из книг.
Не Мулен Руж –
Не в том отрада,
Где праздник, балаган и крик.
Степенный нрав,
Благонадёжность.
На все вопросы есть ответ.
В сужденьях прав,
Но осторожен.
Гипотезы найдутся две…
Быть может, три
И даже больше.
До бесконечности процесс –
На алтари
Кладутся ноши
Былого, что имело вес.
А для чего?
Не ради денег.
И не для славы – тщетно всё.
Монеты звон
Не упоенье,
Лишь навевает скуку, сон.
Распознавать
В различном схожесть,
В подобном разницу найти –
Вот благодать,
Когда итожишь
И знаешь – истина в чести!
__________
Иллюстрация: Картина «Библиотекарь» (итал. Il Bibliotecario) — «непревзойденный образец философской карикатуры» работы итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо. Выполнен в экспериментальной геометризирующей технике, предвещающей кубизм. Оригинал, по-видимому, утрачен.
Портрет датируется 1562 годом, однако некоторые считают датой написания портрета приблизительно 1566 год. В тот период Арчимбольдо создал ряд антропоморфных портретов людей с использованием различных объектов, имеющих связь с жизнью или профессиональной деятельностью человека, таких как фрукты, овощи, цветы. Однако в данном случае, используя книги, Арчимбольдо впервые написал картину, в которой нет элементов природы.
После смерти в 1593 году в возрасте всего 66 лет, Арчимбольдо был на долгое время забыт. Интерес к нему вновь проявился в XX веке, когда его начали называть «дедом сюрреализма». Исследователь творчества Арчимбольдо Бенно Гейгер[de] охарактеризовал картину «Библиотекарь» как «триумф абстрактного искусства в XVI веке». В 1957 году историк искусства Свен Альфонс[sv] первым сделал вывод о том, что на этом портрете изображён Вольфганг Лазиус[en] (1514—1565), гуманист и историк, служивший при дворе династии Габсбургов.
Свидетельство о публикации №123102200622