Киккская икона. Династия Комнинов. Византия. Импер

Киккская икона Богоматери.

Кулон подвеска в дар...
Тайна  появления этого образа...

По преданию, она была написана апостолом Лукой, но история этого образа чётко прослеживается только с десятого века, когда икона оказалась в собственности византийских императоров из династии Комнинов. С одним из них, императором Алексием, и связан ключевой момент в истории Киккской иконы.

Алексий Комнин император. Супруга.
Добродея (науч.-поп.), точнее просто Мстиславна (христианское имя неясно, возможно в крещении Евпраксия (с греч.;—;«благоденствие»), при коронации Зоя, встречается также Ирина[1]) (1-я пол. XII века) — дочь великого князя киевского Мстислава Владимировича и шведской принцессы Христины, внучка Владимира Мономаха и шведского короля Инге I Старого, в 1122 году выданная замуж за родственника византийского императора Иоанна II Комнина, согласно наиболее распространённой версии — его старшего сына, носившего имя Алексей.

Как принято было считать, замужество Мстиславны было связано с последней войной между Византией и Русью, когда Владимир Мономах (1116 год) поддержал своего зятя, византийского авантюриста Лже-Диогена, выдававшего себя за Льва, давно убитого сына императора Романа IV Диогена. В «Истории Российской» В. Н. Татищева (XVIII в.) под 1119 г. читается рассказ о заключительном этапе русско-византийского противостояния. Владимир будто бы организовал новый большой поход, однако император Алексей упредил его и послал к Владимиру «великое посольство» с дарами, среди которых были венец царский (будущая «шапка Мономаха»), скипетр и т. п., «и нарекши его себе братом и царем, а при том просил о мире». Мир был заключен на том, что внучка Владимира, «дочь Мстиславля», должна была выйти замуж за сына императора Алексея Иоанна (будущего императора)[5]. Тем не менее, в настоящий момент историки предполагают, что данная история была сочинена в XVIII веке с целью объяснения появления на Руси значимой регалии.

Тем не менее, какие-то переговоры имели место, и в 1122 г. они увенчались заключением династического брака: Мстиславна стала женой сына императора Иоанна — предположительно, Алексея. Тогда же в Киев прибыл из Византии новый митрополит Никита (его предшественник митрополит Никифор умер в апреле 1121 г.). Историки отмечают: «Сближение между двумя странами было вызвано объективными причинами, и прежде всего угрозой со стороны кочевников — половцев, торков и печенегов.
Известно, что у Алексея была единственная дочь по имени Мария, её матерью могла быть Мстиславна.
...............



Появилась в династии Комнинов( императоров Византии)
Комни;ны (греч. ;;;;;;;;), реже Комнены, Компины — византийский аристократический род и императорская династия, правившая в Византии в 1057—1059, 1081—1185 гг. и в Трапезунде в 1204—1461 (под именем «Великих Комнинов»).

Первые правители династии Комнинов Алексей I (1081—1118), Иоанн II (1118—1143) и Мануил I (1143—1180) были одарёнными государственными деятелями. Им, особенно Алексею I, удалось вывести империю из глубокого кризиса, победить мятежных магнатов и упрочить власть своей династии. Ведя активную внешнюю политику, Комнины отвоевали у сельджуков всё малоазийское побережье, временно подчинили Сербию и Венгрию, боролись за гегемонию Византии в Италии, успешно предотвратили конфликты с крестоносцами I и II крестовых походов. В этот период Византия вновь выступила на международной арене как великая европейская держава.

При дворе Мануила I Комнина было популярно пророчество, согласно которому из первых букв имён императоров династии Комнинов составится греческое слово ;;;;, то есть «кровь». Предшественниками Мануила на ромейском престоле были Алексей и Иоанн Комнины. Историки полагают, что именно ради исполнения пророчества Мануил дал своему сыну имя Алексей (а не Иоанн, как можно было ожидать в соответствии с принципами средневековой ономастики). То же самое имя он выбрал для своего зятя Белы, который одно время рассматривался им в качестве вероятного наследника.

После смерти Мануила, престол перешёл его малолетнему сыну Алексею II. Но спустя год, его сверг и убил двоюродный брат покойного — Андроник I Комнин. Тем самым, пророчество AIMA стартовало заново. Новый правитель опасался свержения со стороны человека, чьё имя начиналось на букву I. Андроник считал им своего родственника Исаака Комнина, захватившего Кипр. Однако угроза пришла к узурпатору со стороны другого Исаака — Ангела. Он свергнул Комнина с престола империи, и после этого пророчество утратило смысл и силу.

Великие и Малые Комнины
Править

Софийский собор в Трапезунде — усыпальница Великих Комнинов.
См. также: Список императоров Трапезунда
Потомки Андроника I правили Трапезундской империей два с половиной века вплоть до её уничтожения турками в 1461 году. Долгое время они рассматривали византийских императоров как узурпаторов того, что по праву принадлежало их предкам.

Трапезундские Комнины вступали в брачные союзы с крупными грузинскими феодалами —
        Багратионами, Джакели, Гуриели.

От Алексея IV Великого Комнина и Иоанна IV по женской линии происходили Сефевиды и
               Великие Моголы.

Представлен спи;сок импера;торов Византи;и в хронологическом порядке. Правители Византии считали себя наследниками Рима, «ромеями», и носили восходящие к нему титулы. По-гречески императоров чаще всего именовали автократорами (греч. ;;;;;;;;;; — самодержец)./ Найти список ./


Комнины (Komneno;), династия византийских императоров (1081—1185). Их род ведёт начало из Комны (Фракия?). Представители К.: Алексей I (правил в 1081—1118), из провинциальной военной аристократии, опираясь на которую захватил власть (считается основателем династии К., хотя фактически начало династии положил его дядя Исаак I, в результате мятежа малоазийской знати занявший престол в 1057, а в 1059 отрекшийся от него в пользу Константина Х из рода Дук); Иоанн II (1118—43); Мануил I (1143—80) (младший сын Иоанна II); Алексей II (1180—83) (до 1182 регентшей при малолетнем императоре была вдова Мануила I Мария Ксения, фактическим правителем — племянник Мануила I Алексей Комнин); Андроник I (1183—85) (двоюродный брат Мануила I) захватил власть в 1182 (до 1183 правил в качестве регента Алексея II), в 1183 умертвил Алексея II; был свергнут и казнён. К. сумели укрепить государство, расширить его границы на Восток и Северо-Запад. Опирались на земледельческую и военную аристократию (сплоченную родством и свойством в единый «клан», имевший тенденцию превратиться в замкнутую социальную группу), отчасти на провинциальные города. Особенности внешней политики К.: система союзов с рядом западноевропейских государств, обычно закреплявшихся брачными связями, и установление суверенитета над соседними государствами (Венгрия, Сербия, Антиохийское княжество). К. предоставили обширные привилегии на территории Византии итальянским республикам Венеции, Генуе.

  Потомки Андроника I, принявшие имя «Великие Комнины», правили в Трапезундской империи в 1204—1461.


Великие Комнины.

династия императоров Трапезундской империи (1204-1461). Основателями ее были внуки последнего имп. Византии из династии Комнинов Андроника I - Алексей I Великий Комнин и Давид. Эпоним В. К. был принят, вероятно между 1204-1212 гг., Алексеем I, притязавшим на визант. престол, для обозначения своего старшинства в роде Комнинов по сравнению с никейскими Ласкарями, эпирскими Ангелами Дуками Комнинами и др. непрямо восходящими к стволу династии визант. Комнинов родами. Со временем закрепился за всеми правящими в Трапезундской империи государями, до 1282 г. титуловавшимися как и визант. монархи («Верный царь и автократор ромеев»). В сент. 1282 г. в результате компромисса с Михаилом VIII Палеологом В. К. приняли титул: «Во Христе Боге верный царь и автократор всего Востока, иверов и Заморья (Ператии), Великий Комнин». Только представители рода В. К. признавались императорами Трапезундской империи. Лишь дважды престол временно переходил в руки непрямых членов династии: в 1222-1235 гг. Андроника I Гида (зятя Алексея I, в малолетство сына Алексея Иоанна I) и в 1340-1341 гг. Ирины Палеологины (вдовы имп. Василия Великого Комнина, захватившей трон после его смерти в годы гражданской войны и вскоре низложенной). В. К. неоднократно заключали матримониальные союзы с Палеологами, Кантакузинами, груз. Багратидами, князьями Самцхе и Феодоро (Мангуп). Окруженные мусульм. владениями, В. К. выдавали своих дочерей замуж и за соседних тюрк. правителей, эмиров и султанов Ак-Коюнлу, Халивии, Джаника. Как правило, эти царевны сохраняли свою правосл. веру. После захвата Трапезунда Мехмедом II в авг. 1461 г. семья последнего имп. Давида Великого Комнина была депортирована на Балканы, и 1 нояб. 1463 г. Давид, трое его сыновей и племянник Алексей были казнены в К-поле по подозрению в связях с врагом османов султаном Ак-Коюнлу Узун-Хасаном, женатым на сестре Давида Феодоре.
В. К. трапезундские императоры: Алексей I (апр. 1204 - 20 февр. 1222), Андроник I Гид (февр. 1222-1235), Иоанн I Аксух (1235-1238), Мануил I (1238 - март 1263), Андроник II (март 1263 - март 1267), Георгий (1267 - июнь 1280), Иоанн II (июнь 1280 - 1284, 1284 - 16 авг. 1297), Феодора (1284), Алексей II (16 авг. 1297 - 3 мая 1330), Андроник III (3 мая 1330 - 8 янв. 1332), Мануил II (8 янв. 1332 - сент. 1332), Василий (22 сент. 1332 - 6 апр. 1340), Ирина Палеологина (апр. 1340 - 17 июля 1341), Анна Анахутлу (17 июля 1341 - 4 сент. 1342), Иоанн III (4. сент. 1342 - 3 мая 1344), Михаил (3 мая 1344 - 13 дек. 1349), Алексей III (22 дек. 1349 - 20 марта 1390), Мануил III (20 марта 1390 - 5 марта 1417), Алексей IV (5 марта 1417 - 26 апр. 1429), Иоанн IV (26 апр. 1429 - апр. 1460), Давид (апр. 1460 - авг. 1461).


Из четырёх сыновей этого византийского басилевса двое умерли от болезней. После их смерти от заражения крови умер и Иоанн. Своим преемником он назначил младшего сына Мануила, отдав ему предпочтение перед более старшим, Исааком. По приказу Мануила в Константинополе сразу же были арестованы другие претенденты на престол – его старший брат и дядя (также Исаак). Они были освобождены только после процедуры коронации. Выбор Иоанна II оказался удачным – Мануил I Комнин стал третьим подряд успешным императором этой династии.

Мануил родился в 1118 году и на момент восшествия на престол ему было всего 25 лет. С раннего возраста он сопровождал отца в его походах и уже неплохо разбирался в военных делах.
если верить современникам, при смуглости кожи волосы Мануила были светлыми (как почти у всех представителей этого рода), а сам он имел красивую и представительную внешность. В своём дворце он слыл гурманом, однако в походах был непритязателен, питаясь теми же продуктами, что и рядовые солдаты, спал на подстилке из соломы, а то и на голой земле. Никита Хониат писал:

«Когда время вызывало его на труд, он с необыкновенным терпением выносил лишения, терпел холод и выдерживал зной. Когда же он был свободен от войны, то любил пожить в своё удовольствие. Он был красноречив и не чуждался богословских занятий.»

Как отец и дед, Мануил отличался большой физической силой. Рассказывают, что будучи приглашён на рыцарский турнир в Антиохию в качестве гостя, он, ко всеобщему изумлению, принял в нём участие и копьём нанёс своему сопернику удар такой силы, что тот вылетел из седла, сбив с коня другого рыцаря. Утверждают также, что в одной из битв он лично убил 40 турок. Однако некоторые авторы указывают, что с мечом и копьём Мануил управлялся лучше, чем руководил армиями. Он получил хорошее образование, участвовал в публичных богословских диспутах, написал трактат об астрологии, разбирался в медицине. Решительно вмешивался в церковные дела и за первые 10 лет правления сменил 5 патриархов.

Евстафий Солунский хвалил Мануила за его умелую политику, проводимую по принципу «разделяй и властвуй»:

«Кто умел с таким неподражаемым искусством сокрушать врагов одного посредством другого… царская политика поднимала турка на турка, и мы пели торжественный гимн мира; так скифы уничтожали скифов, а мы наслаждались покоем… Язык не может назвать народа, которым он бы не воспользовался к нашей выгоде. Одни поселены в нашей земле на правах колонистов, другие же, воспользовавшись милостивыми пожалованиями, обильно расточаемыми царской щедростью, вступили на службу государства из-за жалованья и стали считать чужую землю своим отечеством… Он перевёл в ромейское государство, ради защиты его, множество военных людей из среды наших закоренелых врагов, привил к их дикости нашу мягкость и образовал такой годный плод, который мог произрасти разве что в Божьем саду.»

В 1161 г. Мануил Комнин женился на Марии Антиохийской – дочери прежнего князя Раймунда (двоюродной сестре Алиеноры Аквитанской).
Но после смерти Мануила (24 сентября 1180 г.) дела в империи пошли ещё хуже. Евстафий Солунский писал по этому поводу:

«Со смертью басилевса Мануила Комнина погибло всё, что оставалось целым у ромеев, и всю нашу землю окутал мрак, как бы при затмении Солнца.»

Никита Хониат назвал Мануила Комнина «самым благословенным среди императоров», Иоанн Ставракиос – «великим в прекрасных делах». Высоко оценивалась деятельность этого басилевса и в европейских странах. Вильгельм Тирский называл его «мудрым и благоразумным принцем великого величия, достойным похвалы во всех отношениях», а также «великодушным человеком несравненной энергии» и утверждал, что память о нём «навсегда останется в благословении». Роберт Кларийский писал о Мануиле Комнине, как о «достойном человеке... самом богатом из всех христиан, которые когда-либо были, и самом щедром».

Мануил имя-.мужское имя греческого происхождения, предположительно производное от еврейского имени Иммануил (др. -евр. ;;;;;;;;; — «с нами Бог»). Производные фамилии от имени Мануил — Мануйлов, Манойлов.
Мануил-"Определение Божие" (евр.)


........монета.....

И ещё, из обновок – вот такой – император Мануил Комнин. На одной стороне – портрет императора, в полный рост, надпись – «Мануил деспот». Сверху, над императором, из облаков – благословляющая Длань Господня. А на обороте – Спас Эммануил (молодой Иисус Христос).
......деспот......

Деспот (греч.  — владыка):
Слово "деспот", без перевода, также употребляется как указание на форму правления (деспотизм) или как нарицательное слово, сходно со словом тиран, ....
Деспот — самовластный правитель, форма его правления — деспотизм, государство с таким режимом — деспотия.
Деспот — высший придворный титул в Византийской империи, зачастую является автономным или независимым правителем области (деспотат).
Деспот — греческий титул епископа (ср. владыка), употребляется в православном богослужении.
Деспот — польский дворянский герб.
Деспот (разг.) — крайне жестокий правитель; тиран.

......деспот - владыка...

В исторической литературе термин «деспотат», главным образом, применен к таким областям как Эпир, Морея, Сербия. Однако, важно подчеркнуть, что данный термин технически неточный: титул деспот не был наследственным и не был характерен для определённой территории. Даже в так называемых «деспотатах» (Эпирском, Морейском, Сербском и во многих других) сын деспота мог преуспеть на территории своего отца, но не мог владеть титулом, если этот титул не был подтвержден государством, под чьим сюзеренитетом находилась территория.

Тем не менее, тесная связь титула с территорией, которой управлял деспот и обозначения его владений как «деспотат» началась уже с конца XIII века и стала широко распространенной на Западе с середины XIV века. Это было связано с тем, что в таких областях, например, как Морея, Видин, Сербия, Эпир, наблюдалась устойчивая преемственность правителей с данным титулом.

В связи с этим долгое время считалось, что первые правители Эпира, Михаил I Комнин Дука и его брат Феодор Комнин Дука, обладали титулами деспота, что давало основание для использования термина деспотат к данному государству, основанному в 1204 году. Однако, в дальнейшем, было доказано, что указанные правители не пользовались этим титулом. Первым деспотом, правившим Эпиром, являлся Михаил II Комнин Дука и которому этот титул даровал его дядя — фессалоникский император Мануил. В дальнейшем, чтобы подчеркнуть свой сюзеренитет над Эпиром, Михаилу II также был пожалован деспот уже от никейского императора. Однако ему это не мешало использовать в документах эпитет «Моя царственность», которым пользовались не деспоты, а византийские императоры[.


Влады;ка (от «владеть»; калька c греч. ;;;;;; [игемон], титула, принятого у православных греков) — господин, обладатель, верховный правитель, государь.

В другом источнике указано что Влады;ка (м.) господин, обладатель; верховный правитель, государь; архипастырь; архиерей, а также священник, во время богослужения. Владыка небесный — Господь[...



Имена.
Имя Владимир.

Обычно значение имени Владимир понимается как «владеющий миром». Второй части имени можно придать разный смысл: вселенная (мiръ), спокойствие (миръ), порядок...
Бина- Малхут- поднятие Мира( май)...
Владыка мира....владеющий миром...
В церковном варианте имеет несколько иное написание – Володимир, более близкое к изначальному. Это имя одно из немногих, которые адаптировались после крещения Руси и были занесены в православные календари. Существует также версия, что в русский язык оно пришло от древнескандинавских народов и означает «властелин славный» (Valdim;r). Причем данный вариант происхождения имени имеет под собой веские основания: так называли обычно будущих правителей на Руси.


Рецензии