***

Человек, который принес серебро, золото, драгоценные камни и верблюдов, и сам выглядел почтенно и представительно, не сказал, что он близкий Аврааму человек или его родственник, а сказал: «Я раб Авраама» – дабы вознести хвалу Аврааму и почтить его в их глазах.

 Поэтому сказано: «Сын почитает отца, а раб – господина своего. Вы же, Исраэль, сыновья Мои, стыдно вам говорить, что Я – отец ваш, или что вы – Мои рабы. Если отец Я, где почтение ко Мне?». И потому сказано: «Будет сын» – это действительно сын, а не Ишмаэль( раб). Это сын, почитающий отца, как подобает.
Другое объяснение. «Будет сын у Сары» – так как свойство некева берет сына у свойства захар, и сын находится у Нуквы, и поэтому сказано: «Будет сын у Сары».

«А Сара слышит у входа в шатер, который (досл. и он) позади него». Что значит: «И он позади него»? Ведь следовало сказать: «И она позади него», – т.е., что она находилась позади ангела, принесшего весть. Но здесь имеется скрытый смысл. «А Сара слышит» как сказано «у входа в шатер» – слышит от нижней ступени, входа в веру, т.е. Шхины. Сказано: «И Он позади него» – т.е. высшая ступень, Творец, известила ее. Со дня своего появления в мире Сара не слышала от Творца ни слова, но только сейчас.

Другое объяснение: Сара сидела у входа в шатер, чтобы слышать, о чем они говорят, и услышала весть, переданную Аврааму. И потому сказано: «А Сара слышит у входа в шатер». «И он позади него» – то есть Авраам сидел позади Шхины.

«И прекратилось у Сары обычное для женщин» – и сразу она почувствовала вторую молодость, поскольку вернулось к ней «обычное для женщин». И потому сказала: «И господин мой состарился»  – то есть он неспособен породить, потому что стар. И не сказала о себе: «Я состарилась».

 «Известен во вратах муж ее» . Творец превознесен в величии Своем, ибо Он скрыт и недоступен в великом возвышении. Нет в мире, и не было со дня его сотворения никого, кто опирался бы на мудрость Его. И потому никто не сможет опираться на мудрость Его, так как Он скрыт и недоступен, и вознесен высоко-высоко. И все высшие и нижние не могут постичь Его, пока все они не скажут: «Благословенно величие Творца с места Его!»  Нижние говорят, что Шхина наверху, как сказано: «Над небесами величие Его» . А высшие говорят, что Шхина внизу, как сказано: «Над всей землей величие Твое» . Пока все высшие и нижние не скажут: «Благословенно величие Творца с места Его» – потому что оно неизвестно, и не было никого, кто мог бы стоять на нем. Как же говорится: «Известен во вратах муж ее»?

 «Известен во вратах муж ее» – это Творец, который познается и постигается в соответствии с тем, какое место уделяет каждый в сердце своем по мере того, как может постигать в духе мудрости. И сколько он уделяет места в сердце, столько и познает в сердце своем.


Что это за врата? Сказано: «Вознесите, врата, главы ваши» [135]. Силою этих «врат», т.е. высших ступеней, познается Творец. И если бы не было этих «врат», то невозможно было бы постигать Его.

155) Никто не сможет познать человеческую душу иначе, как с помощью тех органов тела и ступеней органов этого тела, которые раскрывают действия души. Поэтому душа познаваема и непознаваема. Познаваема посредством органов тела и непознаваема в своей сути. Так и Творец познаваем и непознаваем, ибо он – душа души (нешама ле-нешама), дух духа (руах ле-руах), скрытый и утаенный от всех. Но если человек удостоился этих врат, т.е. высших ступеней, открывающих вход в душу, то познается им Творец. Таким образом, Он познаваем посредством высших ступеней, т.е. Его деяний, и непознаваем со стороны Своей сути.

 Есть вход для входа, ступень для ступени, и от них познается величие Творца. Вход в шатер – это вход в справедливость, то есть в Малхут, как сказано: «Откройте мне врата справедливости» . Это первый вход – дабы войти в него в постижении. И в этом входе видны все остальные высшие входы. Кто удостоился этого входа, тот удостоился постичь его и все остальные входы вместе с ним, так как все они пребывают над ним.


Каббала. Цитаты. Пояснение.Глава Ваера.


Рецензии