Милостивая Киккская
Дивный остров Кипр… Он вытянулся к Святой Земле, словно бы стремясь вырваться из тесных объятий магометанства. Сюда устремляются тысячи православных паломников. Кипр славен своими святынями. И одна из самых чтимых среди них — икона Божией Матери «Милостивая» Киккская.
Из порта Ларнака путь ведет к Киккскому монастырю — престолу Пресвятой Богородицы, как зовут его здесь. Ей, Благодатной, издавна молились киприоты о ниспослании дождя, столь редкого и столь желанного в этих выжженных средиземноморским солнцем горах.
Киккская обитель стоит высоко на горе Коккос. Она поражает не только красотой, но и чистотой, ухоженностью, непоказным благолепием. Зримо ощущается особая забота православных о сем святом месте. Великолепны монастырские мозаики, не древние, но исполненные той же высокой духовности, что и древняя византийская смальта. Эта преемственность традиции и поражает, и радует глаз русского человека.
В стенах Киккской обители, пред ликом «Милостивой», нашел свое последнее земное упокоение архиепископ Макариос — многолетний президент республики Кипр и одновременно первоиерарх автокефальной Поместной Кипрской Церкви.
Вот уже восемь веков не иссякает поток паломников, припадающих к чудотворному образу «Милостивой» Богоматери (Киккской). Предание относит его к числу икон, написанных самим апостолом Лукой. Нынешнее свое наименование чудотворная обрела не позднее 1576 года, когда на ее серебряной ризе уже была сделана греческая надпись «Киккиотисса», сиречь Пребывающая в Киккосе.
Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала ХII столетия.
В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех.
Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто».
Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца.
Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».
Императорская дочь тотчас ощутила облегчение. Однако император медлил и вознамерился было отправить киприотам не саму чудотворную, а точный список с нее, исполненный искусным мастером. Но Пречистая явилась к базилевсу в сновидении и грозно сказала: «Оставь свою икону здесь, а Мою немедля отправь иноку Исаие, так Мне угодно». После этого император снарядил корабль и с великими почестями проводил образ на Кипр к старцу Исаие.
Старец водрузил «Милостивую» в выстроенный для нее храм, вокруг же поселились другие иноки. Мануил подарил новой обители три ближних селения, а базилевс подтвердил сие особой грамотой, дав также и денег на обустройство пустынножителей. Потому и монастырь, где пребывает «Милостивая» Киккская, и доныне называют Императорской обителью.
С тех самых пор не иссякает поток ищущих заступничества «Милостивой», страждущих и по вере своей получающих исцеление и утешение. Не одни только православные, но и турки-киприоты преклоняются пред Ее дивной благодатью. По молитвам перед иконой Киккской многократно ниспадал во время засухи дождь, бесплодные жены получали чадородие, немые обретали речь. Однажды дерзнул ударить Ее образ некий язычник, после чего десница его немедленно отсохла, и в напоминание об этом к окладу чудотворной была прикреплена железная кисть руки (почему образ этот по незнанию порою смешивают с «Троеручицею»).
Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» (на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются), лик Ее повернут в левую сторону, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с греческим текстом.
Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).
Более славился в российских пределах местночтимый список с «Милостивой» Киккской, пребывавший во Флорищевой Успенской пустыни Владимирской епархии, близ города Гороховец.
Далее в «Сказании...» повествуется о том, как этот образ попал на Кипр. Полководец визант. имп. Алексея I Комнина (1081-1118) Мануил Вутомит, заблудившись в горах Троодос во время охоты, встретил отшельника прп. Исаию. Мануил разгневался, когда тот не ответил на его вопрос о дороге в Лефкосию (ныне Никосия), и избил старца. Вскоре Мануил заболел и решил отправиться в горы, чтобы попросить у отшельника прощения. Прп. Исаии во сне явилась Пресв. Богородица в царском облачении, сообщила ему о раскаянии Мануила и велела, чтобы тот в качестве епитимии привез на Кипр Ее икону из имп. дворца в К-поле. Вскоре Мануил был отозван в столицу, но долго не мог найти удобного случая, чтобы изложить свою просьбу. Через нек-рое время дочь императора заболела тем же недугом, что и Мануил, и врачи не могли помочь ей. Тогда Мануил рассказал императору о своем исцелении и о просьбе отшельника привезти икону на Кипр. Алексей I пообещал отправить туда икону, и его дочь сразу же выздоровела. Однако император не сдержал слова и вскоре сам заболел. Ночью ему явилась Пресв. Богородица, укоряя в нарушении обета. После этого император послал икону на Кипр на царском корабле со свитой, а кипрскому наместнику велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год царствования императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса (Ibid. ;. 104-109).
Изложение событий в «Хронике» Леонтия Махераса совпадает с описанием в «Сказании...», но оно более кратко. Главное отличие состоит в том, что после рассказа Вутомита император послал корабль за Исаией, и преподобный сам исцелил царевну (Leont. Makhair. Chronicle. § 37). В сочинении Ефрема Афинянина появился новый сюжет: попытка имп. Алексея I обмануть прп. Исаию, заказав лучшему художнику изготовление копии, чтобы отправить ее на Кипр вместо подлинника (;;;;;;;;;;. 2010. ;. 88). Ефрем Афинянин привел также народное предание о том, что когда К. и. несли от корабля к Киккскому мон-рю, по пути склонялись деревья (Ibid. ;. 93). Ни в «Описании... Киккского монастыря», составленном Ефремом, ни в его изданиях 1782, 1817 и 1819 гг. нет рассказа о пчеле, к-рая, сев на чудотворный образ, помогла прп. Исаии отличить подлинную икону от копии. Однако эта легенда уже существовала в кон. XVIII в., т. к. игумен Киккского мон-ря Мелетий (1776-1811) использовал изображение пчелы в качестве эмблемы обители.
Возможно, под влиянием европ. живописи ликам Богоматери и Младенца приданы черты особенной умилительности, земной красоты - округлые щеки, улыбающиеся губы, большие глаза.
Об иконографии К. и. можно судить по серебряному с позолотой окладу 1576 г. (Музей Киккского монастыря) и по многочисленным спискам визант. и поствизант. периода. Богоматерь, держащая Младенца Христа на левой руке, изображена в 3/4-ном повороте, Ее щека касается головы Сына (на нек-рых списках фигуры даны в зеркальном изображении). Особенностью иконографии К. и. является поза Богомладенца, необычное положение Его обнаженных до колен ног (правая нога согнута в колене, левая вытянута вперед) и изгиб правой руки, лежащей в руке Богоматери. Живость движениям Его фигуры придает прием контрапоста, к-рый достигнут тем, что голова Младенца наклонена вправо, торс развернут фронтально, а ножки направлены влево. Динамичность подчеркнута отведенной в сторону и согнутой в локте правой рукой со свитком. Левая рука Младенца частично скрыта под складками плата. Законченность композиции придает жест Богоматери, придерживающей Сына за правую руку. Поверх мафория Богородицы накинут плат, чаще всего яркого красного цвета. Характерной чертой данного извода считается короткий хитон Богомладенца, к-рый перехвачен перевязью с узлом, иногда ленты перевязи уходят за плечи (перевязи нет на иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). По иконографии К. и. очень близка к образу Божией Матери «Достойно есть».
Свидетельство о публикации №123101103648