Белая салфетка для Халы. Хала хлеб Хесед

Белая салфетка для Халы.
Кусочек хлеба или солфетка белая...
Хала — у этого слова есть 2 значения. Наиболее распространенное — так называют традиционный еврейский плетеный хлеб, который выпекают для субботних или праздничных трапез. Обычно еврейские хозяйки готовили хлеб-халу из сдобной пшеничной муки, в последнее время стали популярны также халы из ржаной, «цельной» муки и т.д. Однако, изначально словом «хала» называется часть (кусочек) теста, которую заповедано отделять в качестве возношения («трумы») Вс-вышнему. Во времена Храма отделенная от теста хала передавалась священникам-коэнам.

Заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они войдут в Землю Израиля.

Сказано в Торе (Бамидбар, 15:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».
Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля (также см. «Трумот и маасрот»). В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.
Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну-священнослужителю, как сказано выше. В настоящее время коэны (как и все остальные евреи) находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нечистоты от прямого или опосредованного соприкосновения с мертвым (очиститься от нее можно будет только во времена Машиаха) — и не могут есть «халу». Ее необходимо уничтожить — сжечь или выбросить, завернув таким образом, чтобы никто не мог ею воспользоваться.
Существует отличие в выполнении заповеди отделения халы в Земле Израиля и вне ее. Если вне Земли Израиля перед субботой или праздником сделали выпечку и забыли отделить халу, то можно есть то, что испекли. Необходимо только оставить небольшой кусок, от которого нужно отделить халу уже в будний день (в субботу и праздник отделить ее нельзя).

В Земле Израиля, напротив, запрещено есть такую выпечку. Надо подождать до конца субботы (праздника), отделить халу, и только тогда разрешено будет есть выпечку.
Заповедь отделения халы распространяется на тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса. При этом тесто не должно быть жидким.
Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Более того, эти заповеди настолько важны, что, по мнению мудрецов Талмуда, за пренебрежение ими женщины умирают при родах (трактат Шабат, 32А).



Женщина отдает луч­шее («начаток») от созданного ее руками, причем изначально, во времена Храма, она отдавала «чистую» халу коэну, т.к. такая хала имела статус «святыни»

Сказано в книге Йехезкель (44:30): «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем».

Мудрецы говорят, что выполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток, является сгулой на крепкое здоровье в этом мире и на жизнь в Будущем мире,
 ! помогает одинокому человеку найти себе пару,
 а также является верным средством для облегчения родов.



....
Хлеб- Хесед( милосердие).
....

Хлеб кладут на белую скатерть и сверху накрывают белой салфеткой.
И чтобы не нарушить порядок благословений, халы нужно накрыть салфеткой, чтобы их «не смущать», чтобы они не обиделись, ...
Салфетка для хал из белого сатина с вышивкой – свечи, вино и надпись "Суббота и праздники" и каймой с бахромой по краям.


Белая скатерть, символизирующая святость, особый светильник, салфетка, закрывающая Халу (хлеб, имеющий разнообразную форму),...

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.
Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит: «;;;; ;;; ;' ;;;;;;; ;;; ;;;;; ;;;;;; ;;; ;; ;;;;» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли»

....



          НЕМНОГО ИСТОРИИ
Форма халы – не всегда плетеная. Форма и размер зависят от того, по какому случаю она выпекается. На еврейский Новый Год - Рош Хашана - выпекают  круглые халы-спирали, символизирующие бесконечность жизни, беспредельность времени и пространства. Существует интересный обычай подавать на стол в канун поста Йом Кипур халы в виде лестницы или руки. Лестница символизирует стремление человека достичь духовной высоты и просветления, а рука – Божественную длань, подписывающую людям приговор на будущий год.
К шабатному столу подают халу в форме косы, сплетенной из трех или шести полосок теста. На субботний стол халу подают на овальном специальном блюде и причем их две, что тоже символично. Две халы символизируют двойную порцию хлеба небесного – манны. Когда евреи сорок лет странствовали по пустыне, для их пропитания с небес падала манна, которую людям нужно было собрать. В пятницу порция манны была двойной, чтобы освободить субботу, как и предписано, для отдыха.
Маковые или кунжутные зерна, которыми обсыпают халу, тоже символизируют манну, подобную, по преданию, белому маковому семени. Сверху халу покрывают особой вышитой салфеткой, и опять же не просто так, а в память о том, что, падая на землю, манна всегда оставалась свежей, потому что под ней и над ней был слой Божественной росы.


......

Говорят, что хала подобна невесте, а салфетка – ее фата.


Рецензии