Белая салфетка для Халы. Хала хлеб Хесед
Кусочек хлеба или солфетка белая...
Хала — у этого слова есть 2 значения. Наиболее распространенное — так называют традиционный еврейский плетеный хлеб, который выпекают для субботних или праздничных трапез. Обычно еврейские хозяйки готовили хлеб-халу из сдобной пшеничной муки, в последнее время стали популярны также халы из ржаной, «цельной» муки и т.д. Однако, изначально словом «хала» называется часть (кусочек) теста, которую заповедано отделять в качестве возношения («трумы») Вс-вышнему. Во времена Храма отделенная от теста хала передавалась священникам-коэнам.
Заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они войдут в Землю Израиля.
Сказано в Торе (Бамидбар, 15:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».
Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля (также см. «Трумот и маасрот»). В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.
Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну-священнослужителю, как сказано выше. В настоящее время коэны (как и все остальные евреи) находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нечистоты от прямого или опосредованного соприкосновения с мертвым (очиститься от нее можно будет только во времена Машиаха) — и не могут есть «халу». Ее необходимо уничтожить — сжечь или выбросить, завернув таким образом, чтобы никто не мог ею воспользоваться.
Существует отличие в выполнении заповеди отделения халы в Земле Израиля и вне ее. Если вне Земли Израиля перед субботой или праздником сделали выпечку и забыли отделить халу, то можно есть то, что испекли. Необходимо только оставить небольшой кусок, от которого нужно отделить халу уже в будний день (в субботу и праздник отделить ее нельзя).
В Земле Израиля, напротив, запрещено есть такую выпечку. Надо подождать до конца субботы (праздника), отделить халу, и только тогда разрешено будет есть выпечку.
Заповедь отделения халы распространяется на тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса. При этом тесто не должно быть жидким.
Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Более того, эти заповеди настолько важны, что, по мнению мудрецов Талмуда, за пренебрежение ими женщины умирают при родах (трактат Шабат, 32А).
Женщина отдает лучшее («начаток») от созданного ее руками, причем изначально, во времена Храма, она отдавала «чистую» халу коэну, т.к. такая хала имела статус «святыни»
Сказано в книге Йехезкель (44:30): «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем».
Мудрецы говорят, что выполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток, является сгулой на крепкое здоровье в этом мире и на жизнь в Будущем мире,
! помогает одинокому человеку найти себе пару,
а также является верным средством для облегчения родов.
....
Хлеб- Хесед( милосердие).
....
Хлеб кладут на белую скатерть и сверху накрывают белой салфеткой.
И чтобы не нарушить порядок благословений, халы нужно накрыть салфеткой, чтобы их «не смущать», чтобы они не обиделись, ...
Салфетка для хал из белого сатина с вышивкой – свечи, вино и надпись "Суббота и праздники" и каймой с бахромой по краям.
Белая скатерть, символизирующая святость, особый светильник, салфетка, закрывающая Халу (хлеб, имеющий разнообразную форму),...
На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне Субботы.
Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит: «;;;; ;;; ;' ;;;;;;; ;;; ;;;;; ;;;;;; ;;; ;; ;;;;» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли»
....
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Форма халы – не всегда плетеная. Форма и размер зависят от того, по какому случаю она выпекается. На еврейский Новый Год - Рош Хашана - выпекают круглые халы-спирали, символизирующие бесконечность жизни, беспредельность времени и пространства. Существует интересный обычай подавать на стол в канун поста Йом Кипур халы в виде лестницы или руки. Лестница символизирует стремление человека достичь духовной высоты и просветления, а рука – Божественную длань, подписывающую людям приговор на будущий год.
К шабатному столу подают халу в форме косы, сплетенной из трех или шести полосок теста. На субботний стол халу подают на овальном специальном блюде и причем их две, что тоже символично. Две халы символизируют двойную порцию хлеба небесного – манны. Когда евреи сорок лет странствовали по пустыне, для их пропитания с небес падала манна, которую людям нужно было собрать. В пятницу порция манны была двойной, чтобы освободить субботу, как и предписано, для отдыха.
Маковые или кунжутные зерна, которыми обсыпают халу, тоже символизируют манну, подобную, по преданию, белому маковому семени. Сверху халу покрывают особой вышитой салфеткой, и опять же не просто так, а в память о том, что, падая на землю, манна всегда оставалась свежей, потому что под ней и над ней был слой Божественной росы.
......
Говорят, что хала подобна невесте, а салфетка – ее фата.
Свидетельство о публикации №123090306595