Пойдем к Паро
Разница между словами "пойдем" и "иди" заключается в том, что "пойдем" означает, что мы пойдем вместе (как человек говорит "пойдем" своему приятелю).
"Зло в человеке борется с ним каждый день, желая сгубить его – как сказано: "Злодей наблюдает за праведником". И если бы Творец не помогал человеку, человек бы не выстоял – как сказано: "Рука Творца не оставит нас".
Как нам известно, человек достигает совершенства по достижении Цели творения. То есть он должен достичь той Цели, ради которой создан мир, Цели, которая называется "давать благо своим творениям". Иначе говоря, творения должны прийти к получению всех удовольствий и благ, которые задумал для них Творец.
А до того нельзя назвать творение соответствующим своему Творцу. Ибо, как известно, от совершенной причины должны происходить лишь совершенные следствия. А значит, все должны почувствовать красоту этого творения, так, чтобы каждый мог превозносить его и восхищаться им, и чтобы каждый мог благодарить и превозносить Творца за то творение, которое Он создал, и чтобы каждый смог сказать: "Благословен Тот, по чьему слову возник мир". То есть все бы благодарили Творца за то, что Он создал прекрасный мир, полный наслаждений, и все были бы довольны и счастливы, испытывая радость от всех наслаждений, получаемых в мире.
Однако когда человек начинает задумываться над тем, действительно ли он доволен своей жизнью, много ли радости он получает от самого себя и своего окружения, он видит, что все вокруг, наоборот, страдают, причем каждый – по-своему. И если он должен сказать: "Благословен Тот, по чьему слову возник мир", он видит, что говорит это неискренне.
Стремление же получить "желания отдавать" приводит к войнам и раздорам, ибо эти желания противоречат нашей природе. А, потому, для того, чтобы мы могли достичь уровня "отдачи", даны нам Тора и заповеди – как сказано "Я создал злое начало, и Я создал Тору для его исправления" (Талмуд, Кидушин, стр. 30).
А, кроме того, дана нам заповедь "возлюби ближнего своего, как самого себя", о которой рабби Акива сказал, что это великий закон Торы. То есть совершенствуя любовь к своим товарищам, человек приучает себя выходить из рамок любви к себе одному, стараясь достичь любви к ближнему.
И теперь мы сможем понять слова "Пойдем к Паро, ибо ожесточил Я сердце его и сердца рабов его, дабы совершить Мне все эти знамения Мои на них". Естественный вопрос: зачем же Творец ожесточил его сердце? Писание объясняет: "Дабы совершить Мне все эти знамения Мои на них". Но истинный смысл этого вопроса: зачем же Творец ожесточил сердце человека так, что он не может самостоятельно справиться со злом в себе?
Ответ состоит в том, чтобы человек вскричал к Творцу. И благодаря этому он получит сосуд – кли. И тогда Творец сможет поместить внутрь этого сосуда буквы Торы ("буквы внутрь" и "знамения на них" на иврите звучит одинаково), и это называется душой, которую Творец дает человеку в помощь. Это состояние называется "Тора и Творец – одно целое", ибо "Мои знамения" означает "буквы Торы", то есть имена Творца. Это значит "насладить Его создания", что является частью Замысла творения. И произойти это может только с тем, у кого есть пригодное желание для этого. А это желание появляется через ожесточение сердца, способствующее тому, чтобы человек вскричал к Творцу о помощи. А помощь Его заключается, как сказано выше, в даровании "новой чистой души".
Свидетельство о публикации №123081007017