Аттар
Тридцать птиц в едином имени летают, Сохраняя и секрет, и свет в себе… В суфизме Симург символизирует душу совершенного Че-ловека, обладающего знанием божественной сущности. Этусущность, как и легендарную птицу, невозможно увидеть гла-зами. В поэме Фаридаддина Аттара «Беседа птиц» тридцать птиц под руководством мудрого удода отправляются в путе-шествие на гору Каф в поисках Симурга, своего Господинаили царицы - Души. В ходе долгого странствия они преодоле-вают Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, ДолинуРазлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления и, наконец,вступают в Пустыню Уничтожения и Смерти, где находитсядворец их Повелителя. Там птицы с изумлением обнаружи-вают, что Симург, которого они искали, - это они сами (словоСимург означает на фарси «30 птиц»), что Он-Она живёт в ихсердцах, очистившихся в ходе долгого странствия. Симург, та-ким образом, может быть истолкован как символ «духовного Единства.
Голос Всевышнего льётся вовеки! Мир познавая, лестницу строит Каждый в себе к тайне великой В свете грядущего мира устоя Чистых сердец душ светлоликих! Тленная ветошь испепелится, Не устоят корысть и нечисть,Встаньте к вратам, царь и царица – Дух и душа - к радости встречи! Слово живое вечно сияет Духом, чья пища свет и любовь.Нить протянулась крылышком к раю Зовом Всевышним, не прекословь. Снов моих явь – ваша реальность, Грезы мои – танцы миров, Вижу глазами вашими данность, Слухом людей – звуки Пиров. Всё создаю я из небытья, Знаю о каждом сущем я всё, Вы до меня - нитью наитья Движетесь, ждёте счастье своё… Тысячи лет снова и снова Медленно движется ваш караван
По незнакомой, звёздной дороге, Через потопы, смерть и обман… Но устоит искренность мысли, Сила любви и чистота, И возродят новые жизни -Светлой гармонии внемлют уста.
Множество слов, книг и теорий Создано вами, дети мои, Ныне конец старых историй, Новая Эра – Звёздные Дни.Вечность полярна и Безвременье, Ты – перекрестье нитей Ума,Выбор творишь сам во мгновенье: Слово иль Хаос, Свет или Тьма. Не убегай, бег твой напрасен, Молнией мысли будешь сражён, И не кричи, коль не согласен, Силою духа мир освящён… Светом Любви непреходящим, Светом моим, светом Творца. Выбор твори днём настоящим,
Каждым мгновеньем и до конца. Не становись перед стеною, И не взывай – нет здесь стены! Жажда познать - конь под тобою, Преодолей и вязкие сны! Мысли твои – плети без силы, Цепи раба, скинь поскорей,Свет и Любовь – дом сердцу милый, Да прогони поводырей… Слово безмолвия – истины слово,В вечном движении – вещий покой, Неумолимая первоосноваСилы великой - творческий строй! Древних сокровищ мёд собирайте, Были да сказы, мифы, легенды,Суть своих недр сердцем познайте, Преумножайте счастья моменты! В крыльях души трепет волненья Тайных желаний и токов златых, Кожей почувствуй прикосновенье Неизречённого Слова святых… 166
Я - ВАШЕ ЗНАНЬЕ Я - это то, что зовёте вы Богом, Мудрый и вечный, свет мирозданья, Я безупречный, властный над сроком, Я - ваше знание, я и незнанье. Путь для искателя, цель для учёных, Сила, здоровье для старых людей, Я поцелуи и счастье влюблённых, Маг и волшебник в играх детей. В склепе времён я ваш дух искуситель, В творчестве чистом я – крылья души, Так не свечою меня помяните, А вдохновеньем! Песнь напиши! Я - вездесущий, кого забывают… Тот, кто сокрыт от ума зеркалами, Тот, кто неузнанным в вас пребывает,В каждом из встречных я - встреченный вами.
Тело твое одето, но душа обнажена, уста полны смеха, глаза пла-чут. Счистил ты ржавчину с зеркала и оделся в одежды, слов-но зеркало, переливающее сотнями красок. Если золотых делмастер вызолотит зеркало, оно перестанет быть зеркалом, астановится только золотом. Если ты торгуешь красотой, окра-ской и ароматом, зачем же ты прячешь от людей свои ноги?Честь лучше звонкого имени, перья павлина лучше павлина.Если бы ты помнил про свои черные ноги, разве сердце твоерадовалось бы внешнему убранству? Ты весь краска, о сущ-ности ты ничего не знаешь, ты весь аромат, о нас ты ничего незнаешь!» Вдруг заплакал павлин, слёзы как жемчуга… И мудрец укорять себя стал: - Зря корил его я, недостойный слуга, Те укоры ему, как кинжал… Вот окончились слёзы, и поднял глаза Тот павлин и затем произнёс: - Уходи же ты прочь, обличитель-гроза, Ты – заложник невидимых слёз. Ты слуга красоты внешне видимых форм, Ароматов природы, цветенья, Разве знаешь, с каких мне страдания ...
Столько бед принесли и плененья… Всех вокруг привлекает павлинья краса, Тянут руки, охотников много, Сети ставят, уж лучше уродства стезя Для тщеславного – тщетность порога. Ты воюешь с другими, а я же - с собой, Убегать от себя иль другого? Не учи ты других, о, мудрец дорогой, Посмотри на себя, только строго.То, что видишь вокруг, примеряешь к себе, А себя на других ты примерь И, возможно, узнаешь дороги в судьбе, Хоть и мнишь, что открыл уже дверь… Если б я был свободен от уз моих дел, Сердца трепета и откровений печали, Если б был я подобен пророку – удел Пребывания в Боге и близости дали, То красивые перья ничуть не помеха, Растворившийся в Боге вдыхает Его, Слиты в нём все миры, отражения, эхо, Лучезарно-бессмертно Его существо.
Ответ соловья коршуну «Выходи, несовершеннолетний старец, где ты? Почему тызабываешь о милой жизни? Если ты старец, вникни в это, еслиты действуешь, где знание и мудрость? Взлети на древо веч-ности, иначе ты навсегда останешься здесь. Будешь томитьсяпо гнезду, ты, летающий в небесах, и будешь бродить средипраха. Не медли, счастье — высоко, не подходит старцам ре-бяческая забава. Ты возвысился, но не стал благородным, тыникого не притесняешь, но питаешься падалью. Твое обоня-ние ищет зловонной падали, от зловония падали ты уподо-бился воронам и псам. Не водись с воронами и псами, пойдем,погляди на цветник Симурга. Ты трезв сердцем, отчего же тыне хочешь, наконец, отстать от пожирания падали? В падальты зарылся головой, отчего ты не возложишь на главу венецзнания? Почему ты не станешь влюбленным? Вне влюблен-ности нет существования. Когда, опьянившись вином, ты от-резвеешь, ты перестанешь заботиться о своей жизни!»
Ответ соловья удоду «Иди, удод, обладатель святости, скажи, в чем же, наконец,твоя святость? Ты облекаешься в парчу, но нет в тебе муже-ства, ты носишь высокую шапку, но не знаешь страданий.Сорви с тела этот временный кафтан, сбрось с головы этотразукрашенный венец! Нет в тебе основы, хотя ты венцено-сец, носить венец тебе не пристало. Ты носишь рубище и раз-украшенный камнями венец, но тебе не к лицу ни венец, нирубище. Путь венценосца — разум и справедливость, а у тебяв руках только ветер. Твои заботы не идут дальше твоего бы-тия, мои заботы — выше небосвода. Я — птица, стонущая вцветнике, ты — птица, царапающая терновник. Ты был неве-рен Соломону, я молюсь за него от сердца и души. Разве ты неслыхал из древних притч: кто непокорен, несет то, чего не хо-чет. Ты достоин того, чтобы бражники в трущобах проливалитвою кровь и делали талисманы. Царь царей земных, подоб-ный Александру Македонскому, ради справедливости возла-гает венец на главу. Иди, сними с головы венец неправосудия,ибо неправосудие погубило сотни венцов». Оставив только чистоту, храни Её! Не оторвавшись от Земли, мы не узнаем Себя самих. В плену времён года теряем,
......
Лети за солнцем - завещание моё! Летел и я, исчезли тени, растворились… Пока летел, свет так же мчался вслед за мною, Я потерял свой ум, и славу и, не скрою, Все двери, створки передо мною вмиг раскрылись… Я в самой тонкой из страстей вдруг оказался! В ловушку свет меня поймал, какое чудо! Живу в Творце, в Его дворце душе всё любо. Очистив зеркало, навеки с Ним остался. Ответ удода соловью И сказал удод соловью: «О смятенный, зачем ты был не-справедлив к нам? Не будь невеждой, ты, бросивший на ветерверу, невежество несправедливо ко всем. Не царапай ранен-ного сердца, не кричи, но, как котел, сначала закипи, потомуже начинай шуметь. Любовь к красавцам — склад души, илучше, чтобы в сердце был для нее страж. Ступай, влюбляйсяи гори, но не болтай перед первым встречным о тайнах серд-ца. Вырвись из оков души, подымись и не рассказывай преж-них рассказов. Рассказ устарел, так много повторяли его, и не
только соловьи излагали его. Уходи отсюда, перестань доку-чать соперникам, если есть у тебя доводы, давай их! Сегодняя вступлю с тобой в спор, беседа правых обладает ценностью.Если я открою уста только для одного вопроса, я сразу застав-лю смолкнуть птицу садов. Первый вопрос ему задам об еди-нении с Богом, второй — о вере, третий — о слепом следо-вании авторитету других. Поговорим же сначала о сущностивещей, а уже потом об их внешних качествах». Очарует очи град, в плен увлекши чувства, Превратится маскарад – в вечное искусство.
Уж если волосы обрежешь, то узнай, Я умереть хотел бы раньше, до того,Как это сделаешь, любовь моя - путь в рай, Я не могу лишиться счастья своего. Когда я вижу розу свежую в саду, То утешаешь ты меня в моем аду. Фрагмент сказки сборника 1001 ночь - «Страшись очей её, волшебная зарница!Уж не спастись, кто той стрелою поражён, И не уйти её обманчивых речей,Ведь опьяняет пылкость сладостных очей Не убежать, коль ум их светом окружён! О, распрекрасная, когда б щекою роз Коснулась ты, они б заплакали дождём! Ведь и легчайший ветерок был побеждёнТвоею нежностью, душистой негой кос…
Вот ожерелия скорбят по лебединой, Точёной шейке, а браслет уж онемел, Что прикоснуться рук изящных не посмел, Рыдает шёлк, что не измят бедром богини… Меня казнят все за любовь - слепы глаза! Что пользы в них, когда тебя они не зрят? Слепые зрячему напраслину твердят, А взор склоняет мой любовная гроза!» Когда закончил сын касыду, визирь встал И так царю на это диво произнёс: - О, царь, доколе будешь ты в потоках слёз? Ты удаляешься от дел, и в грёзы впал… И удалился ты от войска, это вредно, Вернись же в замок и возьми Камр аз-Замана, Да управляй страной богатою, как надо! Дела в порядок приведи, живи безбедно....далее в книге серии Сказки 1001 ночь в ритмах... ...А, между тем, царевна мучилась в любви, А страсть её все больше, больше разгоралась, И Ситт Будур однажды сильно разрыдалась, И начала слагать… в безумии… стихи…
«Любовь к тебе, о, Месяц - мой обидчик, А мысли о тебе во мраке ночи - Мучитель, что сжигает тело, очи. Горит огнём во мне, как адов сыщик. Предел страстей чрезмерных позади, Мучения мои мне стали карой». Потом она вздохнула и тиарой Ударила о пол: - Аллах, приди!«Молюсь о всех влюблённых всех миров! Да истинно стремлюсь я в их обитель, Душа моя вам - искренний даритель, Привет мой - караван святых даров! Люблю страну Любви всей силой сердца, Но всё же... далека я от неё... Мои желанья - призрак… Для чего Кипит во мне огонь младого скерцо…
Симург Тридцать птиц искали вечную царицу: Птицу с именем Симург - зерцало света. Много трудных испытаний зим и лета Одолела стая, чтоб найти жар-птицу… Были смерчи в том пути и камнепады, Были засухи и беды наводнений, Бури, ужасы великих потрясений. Птицы верили: Симург - вот их награда! Но однако… та никак не появлялась, И никто о ней рассказывать не смел, Как найти и где же поискам предел… А загадка эта в имени скрывалась! Кто Адама научил всем именам? Имя вещи знать - то значит управлять, Пользу делу добывать и увлекать, И с молитвой обращаться к небесам…Да услышать хор волшебный - дар судьбе! Дар тому, кто тайну Жизни постигает...
причину появления и исчезновения звёзд, это будет лишьмаленький, детский шаг на пути осознания мира сердцем. Что можно сказать о надрелигиозном, сказочном суфизме?Это корень или ствол ветвей религий на Древе жизни. Дляпонимания сути потребуется много времени, то есть, соб-ственный путь, а для получения формальной информацииможно посмотреть любые источники в сети. Их много. Вотодно из сотен определений суфизма в широком его смысле: Суфизм - это знание сердца, понимание единства мира,проявляющееся через один закон в бесчисленном многообра-зии воспринимаемого нами мира, доступное человеку пути. suf - грубая шерстяная ткань, власяница - атрибут аскета, суфизм - духовное братство, происхождение которого ни-когда не было установлено или датировано, - быть в миру, но не от мира, - мистическое учение в исламе 8 - 9 в.в. н.э. - любовь к познанию бога (в интуитивных, - экстатических озарениях) и слияние с ним, - литературные произведения, сохранившиеся со второготысячелетия до н.э. ....
.......
Люди сердца знают, что смысл ценнейших книг, пер-воисточников, великих произведений и древних сказок лежитглубже записанных слов. Поэтому суфии передают знаниеглавным образом притчами и сказками, воздействующимина подсознание человека. Сказки эти способны подарить са-мое драгоценное – понимание бесконечности жизни, откры-вающееся при определённых судьбоносных обстоятельствах.Восприятие целостности мира, суфийский взгляд на происхо-дящее, дарят взорам поистине необозримые сияющие просто-ры, возможности творческой самореализации, направляющейчеловека в путь звёздный, бесконечный. Понимание мира - это искомый клад жизни, маги-ческий кристалл, эликсир, волшебный фонарь, свет новыхзвёзд, зажжённый великими посвящёнными, такими редки-ми столпами духа, как Гермес Трисмегист, Пифагор, Орфей,Фаридаддин Аттар, Джалалуддин Руми, Аль Фарид. Не стольважно, какой религиозной традиции придерживаются людизнания, ибо источник всех религий один. Не существует нача-ла и завершения суфийской Работе - животворящему сияниювеликих душ, в котором красота и целесообразность, му-дрость творения. Звёзды волшебным образом зажигаются,освещая миры, потом исчезают в нигде, и нет им числа. Еслиже учёные смогут всё же вычислить или научно объяснить .
Свидетельство о публикации №123080402760