Иврит. Нун. Образы
Буква нун четырнадцатая в алефбет. Как мы уже неоднократно говорили, число семь указывает на завершенность материальной составляющей нашего мира. Согласно кабалистическому учению, существуют семь сфирот — семь способов божественной эманации, форм проявления Творца в мире. Эти сфирот называются Хесед (доброта), Гвура (могущество, суровость или правосудие), Тиферет (великолепие), Нецах (вечность), Год (сияние), Йесод (основа), Малхут (царство). Возможны любые их сочетания, например, доброта в суровости — проявление доброты с помощью действия, которое выглядит как проявление суровости. Примером может быть наказание с целью воспитания и исправления. Существуют сорок девять возможных комбинаций сочетаний сфирот, именно они и создают все свойства нашей реальности. Числовое значение буквы нун — 50. Следуя по порядку за числом 49, воплощающем в себе сложность и полифонию мира, число 50 символизирует завершенность. Помимо этих семи так называемых эмоциональных сфирот существуют и три интеллектуальные сфиры: Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (постижение).
Число пятьдесят соответствует структурирующей, придающей формы действующим в мире божественным силам, сфире Бина. Соответственно и буква нун символизирует переход от абстрактного мира интеллекта к конкретному миру практического действия. По начертанию буква нун, начинаясь сверху, спускается вниз и, завершаясь горизонтальной линией, символизирует переход из духовного мира в мир материальный. Эту мысль подтверждает кабалистическая концепция о том, что и источником мира душ, того духовного уровня, с которого в наш мир приходят души человеческие, также является Бина. Поэтому в кабале ее часто называют Матерью детей. Ведь в сфире Бина заключена потенция к порождению себе подобного, сила воспроизведения и размножения.
Интересно, что само слово нун на арамейском языке означает рыба. Согласно объяснению рабби Кука, вода, среда обитания рыб, есть материальное воплощение идеи абсолютного единообразия мира, существующего только абстрактно, — мира интеллекта. Рыбы в ней — символ перехода от абстрактного к конкретному, от общего к частному. В иудейской символике рыбы — символ плодовитости. Яаков, благословляя сыновей Йосефа, пожелал: «И да расплодятся они на земле, как рыбы [в море]» (Берейшит, 48:16).
В Гемаре (Брахот, 4) мы встречаем следующее рассуждение о падении еврейского народа и надежде на возрождение. В знаменитом 145-м псалме, в котором все предложения расположены по порядку алефбет, нет такого, которое начиналось бы с буквы нун. Гемара связывает это отсутствие с пророчеством Амоса о катастрофическом духовном упадке еврейского народа: «Пала, не встанет вновь дева Израиля…» (Брахот, 5:2). В соответствии со сказанным в ней, слово нафла (пала) начинается на иврите с буквы нун. Однако, расставив иначе знаки препинания, можно прочесть этот стих так: «Пала, но не падет более. Вставай, дева Израиля!». Гемара подтверждает правомочность такого прочтения словами из того же псалма: «Поддерживает Г-сподь всех падающих…» (Брахот, 14), утверждающими, что Творец сможет поднять и выпавшую букву нун в псалме, и споткнувшуюся «деву Израиля».
Свидетельство о публикации №123080107395