***
Нашему, и властвовать будут они»1 и далее. Речением этим пробудились
сподвижники. Несомненно, Святой, благословен Он, Малхут, сказал это высшим
станам, совещаясь с ними, как сотворить человека, как царь в войсках своих.
Но следует вглядеться в эту высшую тайну. Здесь Бог (элоhим) – это Бог
Живой (элоhим хаим), Бина, мир высший, ЗА, получающий от Бины, или это мир
нижний, Малхут, которая сказала воинствам своим «сделаем человека»? Где будет
устроение (иттакан, «будет обустроено». БС: титъяшев мила, «воссядет, будет
обитать слово») «сделаем человека»: в этой стороне, ЗА, или в этой стороне,
Малхут?
: Однако нет сомнений: всё это по одному подобию, в одной
тайне. Человек включается во все стороны, тайна его имеется во всём, то есть он
включается во всё, и из тайны (ми-раза. БС: ми-сод hа-шем, «из тайны имени») Бога
(элоhим) найдём человека, и не найдём его из тайны остальных имён. Об этом и
написано: «и сотворил Бог человека в образе Своём, в образе Бога»2. «В образе
Своём, в образе Бога», два образа, то есть два раза использовано слово «образ» –
почему? Но [это потому, что] один – мужчина (дхура/дхар), что в человеке (адам), и
один – женщина (нуква), что в человеке.
Два раза «Бог», имя Элоким, здесь: один – мужчина, ЗА, называемый
«элоким» из-за того, что человек (адам) нисходит только от имени Элоким, как
сказано в смежном комментарии, и один – женщина, то есть Малхут. «В образе
Своём» – мужчина, ЗА, «в образе Бога» – женщина, Малхут. И об этом: «и
сотворил Бог человека в образе Своём», это мир высший, ЗА, «в образе Бога», это
мир нижний, Малхут. И тайна эта, «сделаем человека», здесь говорится о ЗА и
Малхут, одна во всём, как мы сказали, что человек включается во все стороны.
Когда был сотворён человек, все буквы были сотворены. Они возникли
(итглиму) и форму обрели, то есть, они возникли как таковые и обрели постоянство.
Когда был вдунут в него дух (руха/руах), как написано: «и вдохнул в ноздри ему
дыхание жизни (нишмат хаим)»3, вышли в буквы огласовки, душа-нешама для тела,
называемого «буквами» (см. Сулам к п. 595). Когда был обустроен разумом
1 Быт. (Берешит) 1:26. «Это может означать как «властвование», ;;;;;;;, так и «спуск, падение», ;( ;;;;;;Если
человек) достоин того, он властвует над зверем и скотом; (если же) не достоин, опускается ниже их, и
зверь правит им [Берешит раба 8]. (Раши).
2 там же, 1:27.
(сухлетану/твуна) и знанием (мада/даат), вышли гласы мотивов, ГаР от АвИ (см.
там же) и поселились над огласовками и буквами. Так был всецело обустроен
человек, который включается во все стороны мира, и в человеке всё поселяется,
как мы сказали, и это не называется «человек», если нет в нём всех этих устроений
– букв (отийот), огласовок/точек (некудот) и мотивов/вкусов (таамим).
Все буквы – словно тело без души (нафша/нефеш). Когда приходят
точки, то есть душа жизни (нишмат хаим), вот, тело устанавливается в бытии
своём, тогда «и стал человек душой живою (нефеш хая)»2 написано. Из тайны
одной точки, высшей Хохмы вышло всё.
604) В час, когда буквы вышли из мира грядущего, Бины, они все
воплотились, то есть затвердели и обрели существование в виде человека, то есть
средней линии, посредством которой буквы воплощаются (митгалмот) (см. п. 302), и
было тело без души,
пока не пробудилась точка высшая, Хохма, то есть АвИ, и тайно не
вошла в грядущий мир (альма де-ате/олам hа-ба), Бину, то есть ИшСуТ. И все
точки вышли из этой точки, дабы буквы могли существовать (см. Сулам к п. 595).
Об этом – «в начале сотворил Бог»: «начало» это – точка высшая, Хохма, которой
«сотворил Бог», Бина, то есть обустроил все точки, которые суть устроения букв, и
в этом тайна «неба» и «земли»: ЗА, называемого «небом», и Малхут, называемой
«землёй», и оба называются «буквами». И если бы не это «начало», точка высшая,
Хохма, то есть высшие АвИ, передающие Хохму в ИшСуТ, буквы не были бы
огласованы и не могли бы существовать.
Когда же пробудилась точка высшая, Хохма дабы передавать благодать, в
грядущем мире, Бине, дабы вывести точки души, «точки», то есть огласовки – это
«душа живая» (нефеш хая) (см. п. 603), тогда написано: «и скажет Бог (элоhим):
будет свет»3, и засветились буквы точками, и это душа живая, то есть Хохма.
«Свет» – это первая точка, которая стала светить из высшей точки
замкнутой, которая сокрыта и не познаётся. Та точка, что светит извнутрь этой
замкнутой, называется точкой «холам», и светит она над всеми буквами,
поскольку естество её – точка замкнутая.
«И назовёт Бог свет днём»2 – это точка цере, что стала светить и будет
пребывать в правой руке, Хеседе, и обустроит её всеми обустройствами.
Воды» – это правая, в тайне той точки цере, что стала в ней светить, в
правой стороне, поскольку «воды» – это Хасадим. Разделились обе, что в правой,
как мы установили, и потому цере, две точки, пребывающие в правой одна против
другой, стали двумя: одна – вверху, одна – внизу, как видимы они в точке шва.
«Воды» – это правая, поскольку «воды» указывают на
хасадим, а это правая линия, в тайне той точки цере, что стала в ней светить,
поскольку в правой линии, а это Хесед, стала светить цере (см. п. 615), в правой
стороне. Разделились обе, что в правой – из-за включения левой в правую в правой
линии, соделались два свойства: правое и левое, где правая точка – это Кетер и Хохма,
а левая точка – Бина и ТуМ. В катнуте они находятся одна под другой: точка Кетера и
Хохмы вверху, а точка Бины и ТуМ внизу, поскольку экран, «свод», вытолкнул
нижнюю с её ступени, и это форма [огласовки] шва. Форма же цере указывает на
время гадлута, когда завершающая Малхут уже спустилась из «свода», а Бина и ТуМ
поднялись наверх и стали в виде двух точек одна против другой (см. в Суламе к п.
615). Об этом и сказано: и потому цере, две точки, правая и левая, пребывающие в
правой линии стали двумя: одна – вверху, одна – внизу, как видимы они в точке
шва. Иными словами, две точки, что в цере, и две точки, что в шва, суть то же самое –
правая и левая, то есть Кетер-Хохма и Бина-ТуМ, что в правой линии, и их отличие в
том, что в цере они обустроены, поскольку Бина и ТуМ уже поднялись и стали левой
по отношению к Кетеру и Хохме, что в правой, а огласовка шва ещё не обустроена, и
Бина и ТуМ находятся под ступенью, ниже Кетера и Хохмы.
И тогда воды правой соделались левой стороной, точкой патах, поскольку
патах – это устроение левой линии, то есть обустройство Хохмы, что в левой линии,
поскольку «воды» – это Хесед, а патах – раскрытие Хохмы. Об этой тайне вод
написано: «откроет Господь для тебя сокровище Своё доброе <…> чтобы дать
дождь», и этими словами скрыто указано на раскрытие Хохмы, называемой
«сокровищем добрым». И это воды со стороны патаха, поскольку воды включились
со стороны патаха. И вот, «свод» (ракия) также скрыто указывает на Тиферет,
среднюю линию, и в этом тайна слов: «и назвал Бог (элоким) свод небом»1 (см. Новый
Зоhар, Берешит, п. 398). Тиферет же включает в себя правую и левую. И потому патах
светит в правой [линии] Тиферет, а камац – в левой [линии] Тиферет.
И у женщины, Малхут, знание (даат) всегда лёгкое – ведь не могут они,
три линии, в ней пребывать постоянно и знанием стать совершенным, таким, как
в вышних, в ЗА, в виде единения правой и левой, то есть цере и сеголя, посредством
средней линии, но, возвращаясь, становятся в ней лёгкими точками-огласовками
шва и шурук. И потому получается, что знание у женщины лёгкое, то есть Даат,
средняя линия, не объединяет в ней правую и левую, и КаХаБ в ней становятся в
форме огласовки шурук: наверху – Хохма, под ней – Бина, а Даат – в самом низу. И
так это, когда она не находится в зивуге с ЗА. Как в двух, цере и сеголе – пять точек,
так и в шва и шуруке – тоже пять, но никакой обители у них нет, то есть нет в ней
устроения трёх линий.
«Соберутся воды» – все пять точек соберутся в одну точку, и это – точка
шурук, то есть мелафум, что стоит под сводом, камац (см. п. 620). Все воды, с этой
стороны, правой, и с этой стороны, левой, все пять точек поселяются в этой точке,
шурук. И эта точка-огласовка восседает, и светит тому святому союзу, Есоду, что у
мужа (дхура/дхар), и весь свет всех этих пяти точек наследует. Пять бхинот КаХаБ
ТуМ, которые в ЗА называются ХаГаТ НА.
Свидетельство о публикации №123071004625