Багратионы
Багратиони (Багратионы) Багратды - династия, с IX до XIXв. занимавшая престол Грузии.
Достоверно известно, что предки Багратионов были родом из области Спери (совр. Испир в Турции). Эта семья добилась большого влияния в Закавказье уже в VI - VIII вв. Одна из ветвей Багратидов возвысилась в Армении, другая - в Картли, и обе сумели завоевать господствующее положение среди местной знати, заняв царский престол.
Известный зарубежный исследователь кн. Кирилл Львович Туманов возводит грузинских Багратионов, как и угасшую в средние века армянскую царскую династию Багратуни, к Оронтидам, одной из семи крупнейших феодальных семей ("великих домов") Древней Персии, сначала сатрапов (наместников), а затем царей Армении (с 331 г. до нашей эры). Эта версия, впрочем, оспаривается многими грузинскими авторами. Традиционная генеалогия Багратионов восходит к библейскому царю-пророку Давиду. Согласно записанному уже в древности преданию, основателем грузинской линии рода был дальний потомок царя Давида Гурам (Гуарам), вместе с тремя братьями (Сааком, Асамом и Варзавардом; все они были уже христианами) прибывший в Грузию при царе Мирдате (Митридате), сыне Вахтанга Горгасала. Три других его брата, Баграт, Абгавар и Мобал, согласно той же родословной легенде, породнились с армянскими царями. В христианской Грузии и Армении традиция принадлежности к роду великого царя Давида, от которого происходил по плоти сам Иисус Христос, разумеется, возвышала династию, окружая ее имя ослепительным ореолом (любопытно, что подобную традицию сохраняла и другая древнейшая христианская династия, до недавнего времени правившая в Эфиопии; абиссинские цари царей, негусы-негешти, возводили себя к сыну Давида царю Соломону и царице Савской). Грузинский царь Давид IV Строитель считался потомком царя-пророка Давида в 78-м поколении.
Согласно сочинению грузинского историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони, в 508 г. царь Мирдат выдал за Гуарама свою сестру и пожаловал ему звание эристава области Тао, которой правили и его потомки. Умершему в 532 г. Гуараму наследовал сын Баграт, сын которого Гуарам, унаследовавший в 568 г. эриставство над Тао, получил и владения умерших в том же году сыновей царя Мирдата, своих родственников.
В конфликте между персами и византийцами он поддержал последних, за что получил высший придворный титул куропалата, а в 575 г. император Юстиниан даровал ему сан царя. Согласно Вахушти, именно Гуарам Куропалат по имени отца первым стал именоваться Багратиони.
Его потомки, поддерживая союз с Византией, носили византийские титулы куропалата, антипата (проконсула), магистра. Как правило, титул куропалата получал глава династии, но случалось и так, что византийцы жаловали его другому представителю рода (таким образом, вероятно, поощряя соперничество внутри династии).
В самой Грузии первоначально глава рода именовался эриставт-эриставом. В эпоху арабского завоевания Грузии представители этого рода носят также титул эрисмтаваров - верховных князей. Младшим Багратиони в этот период принадлежал местный титул мампали (означавший члена династии, князя крови).
Происходивший из этого рода Ашот I, сын Адарнасе Багратиони (называемый некоторыми историками Давид АгмашенебелиВеликим), при халифе Мамуне около 813 г. был назначен эрисмтаваром Картли. Но (по-видимому, в результате конфликта с тбилисским эмиром, добившимся независимости от халифата и не желавшим иметь соперника в лице картлийского верховного князя) Ашот затем должен был оставить Картли и укрыться в Южной Грузии - Кларджети, на территории, находившейся под политическим влиянием Византии. Он восстановил разрушенную крепость Артануджи (построенную еще царем Вахтангом Горгасалом) и основал там город, ставший вскоре одним из важнейших центров Южной Грузии. От византийского императора Ашот получил сан куропалата. Поддержку Византии он умело использовал не только в борьбе против арабов, но и для укрепления своей власти внутри страны. Сам Ашот в 826 г. пал от рук врагов (согласно Вахушти, был убит в крепостной церкви Артануджи), некоторые из его сыновей и внуков погибли в междоусобицах. Но именно его потомки - Давид Куропалат и Баграт III - и их преемники сумели добиться власти над всеми грузинскими землями, положив начало единому Грузинскому государству. Еще дед Баграта III - Адарнасе в 888 г. принял титул царя картвелов (грузин), символизирующий власть главы династии над всей Юго-Восточной Грузией. Некоторое время иерархия титулов в Картли была довольно запутанной. В самой Картли титул царя картвелов воспринимался как более высокий, но с точки зрения византийского правительства высшее место занимал носитель титула куропалата; по-видимому, первыми объединили эти звания в одном лице царь Давид Куропалат и его преемник Баграт III. В едином Грузинском государстве титулатура царей расширяется (включая обоз им или вассальных территорий); они именуются "царями картвелов, абхазов, ранов, кахов и армян", ширваншахами, "самодержцами Востока и Запада" и царями царей. Титул царя носят в Грузинском царстве и некоторые младшие члены династии - правители отдельных областей (в исторической литературе их принято называть "провинциальными царями"), сохранении царского титула и верховной власти за главой рода. Византийские титулы (некогда символизировавшие сюзеренитет Константинополя) выходят из употребления. При установлении в Грузии власти монгольских ханов утвержденные ими соправители двоюродные братья Давид VII Улу (по-монгольски "старший") и Давид VI Нарин (по-монгольски "младший") носят титулы царей, хотя при этом Давид Нарин считается "младшим царем". Впоследствии, фактически разделив между собой царство, они сохраняют царские титулы для себя и своего потомства. Затем Грузия вновь объединяется под властью одного царя, но, увы, ненадолго
В конце XV в. после распада единой Грузии на три царства - собственно Грузию (Картли), Кахети и Имерети, - Царский Дом Багратионов разделился на карталинскую, кахетинскую и имеретинскую ветви (происходящие соответственно от двух сыновей и от племянника грузинского царя Александра I) - Грузинский (Карталинский), Кахетинский и Имеретинский Царские Дома, главы которых носят титулы царей; титул царя Грузии (Картли) сохраняется в старшей ветви династии. От трех этих царских домов отделились ветви, получившие особые уделы и родовые имена. Ниже в порядке общего династического старшинства перечислены основные линии Багратионов
Грузинский (Карталинский царский дом);
Грузинские (Карталинские) цари и царевичи (Первый Царский Дом Грузии);
Мухранский Дом, из которого происходят:
-цари и царевичи Грузинские (Карталинские) (Второй Царский Дом Грузии).
-царевичи Имеретинские.
-князья Грузинские (старшая ветвь).
-князья Багратион (старшая ветвь).
-владетели и князья Багратион-Мухранские.
-князья Гочашвили (угасший ветв Багратионов).
Кахетинский царский дом:
Кахетинские цари и царевичи; от них происходят цари и царевичи объединенных Кахети и Картли (цари и царевичи Грузинские), потомками которых являются
-светлейшие князья Грузинские (кахетинский ветвь);
-Князья Багратион-Давитишвили, Давыдовы и Багратион-Давыдовы.
Имеретинский царский дом:
Цари и царевичи Имеретинские, от которых происходят:
-светлейшие князья Багратион-Имеретинские,
-дворяне Багратиони,
-светлейшие князья Багратион (имеретинская ветвь),
-светлейшие князья Имеретинские,
К потомству Багратидов, по мнению кн. К.Л. Туманова, могут относиться еще два грузинских княжеских рода: князья Тавдгиридзе и князья Микеладзе, но это происхождение (предположительно из ветви Багратидов, царствовавшей в Армении) не подтверждено источниками.
Во второй половине XVI - XVII вв. усиление в Закавказье влияния соседних мусульманских держав - Ирана и Османской империи, несмотря на попытки грузинских царств и княжеств отстоять свою независимость, приводит к установлению вассальной зависимости всех трех ветвей Багратионов от шаха Ирана или турецкого султана. Согласно мирному договору между Турцией и Ираном 1590 г., Картли и Кахети оставались в сфере влияния Ирана, а Имерети и княжества (Мегрелия, Одиши - Абхазия, Гурия и др.) - Турции. Цари Картли и Кахети вступали на престол с благословения персидского шаха. В XVII - XVIII вв. царь Картли носил персидский титул вали - наместника шаха, а царям Кахети был присвоен персами титул хана (как и правителям соседних мусульманских княжеств, например Нахичеванского ханства, вассальных по отношению к Ирану). При этом, впрочем, персы признавали династические права Багратионов, престол занимали, как правило, законные наследники (сыновья, братья царей), и, хотя обострившееся с начала XVII в. соперничество кахетинских и карталинских царей, боровшихся за объединение Восточной Грузии, порой приводило к нарушению этого принципа, все же вплоть до первой четверти XVIII в.в. конечном итоге династическая преемственность торжествовала. При отсутствии законных наследников на престол призывались и внебрачные дети царей и царевичей. Примером сохранения принципа династического старшинства стал переход престола Картли в 1658 г. от последнего представителя Первого Грузинского Царского Дома царя Ростома в следующую по старшинству линию карталинских Багратионов-Мухранский дом, глава которого владетель Мухранский Вахтанг стал царем Грузии и основателем Второго Грузинского Царского Дома (удельное княжество сохранялось в роду его младшего брата до 1801г.).
Получая власть от шаха или султана, члены династии должны были обычно принимать мусульманскую веру и новые мусульманские имена. В большинстве случаев это была лишь формальность, и цари-"мусульмане" активно содействовали усилиям Грузинской православной церкви сохранить в стране древнее благочестие.
Но порой на престол вступали и потомки династии, воспитанные в мусульманской среде, действительно "омусульманенные", как пишут о них тогдашние хронисты. Правда, и они, как правило, соблюдали права христианской церкви (отступникам, пытавшимся в угоду шаху или султану насаждать на грузинских землях ислам, редко удавалось сколько-нибудь продолжительное время усидеть на престоле, и порой царствование их завершалось смертью от рук собственных подданных). Формально принимая ислам, цари спасали свою страну от нашествий, в конечном итоге именно таким образом гаратируя подданным свободу исповедовать христианскую веру. Немало представителей династии стали мучениками за веру, проявляя исключительную твердость в тех случаях, когда речь шла только об их личной судьбе. Православная церковь чтит имена этих святых царей и цариц.
В Грузинском Царском Доме, как и в некоторых других европейских династиях (французской, великобританской), никогда не существовало разделения браков на династические и морганатические. Разумеется, на протяжении всей многовековой истории династии Багратионов цари и царевичи охотно роднились с монархами соседних стран, от Византийской и Трапезундской империй и Армянского царства до мусульманских царств, ханств, эмиратов и султанатов. Грузинские царевны становились и женами иранских шахов (цари не могли отказать шаху Ирана, если он желал ввести в свой гарем царскую дочь или сестру; но в тех "геополитических условиях" такие браки считались достаточно почетными, закрепляя союзные или вассальные отношения). Первые проекты русско-грузинских династических браков (если не считать завершившийся разводом брак царицы Тамар с князем Георгием, сыном князя владимирского Андрея Боголюбского) относятся к XVII в. Кахетинская царевна Елена (Гулчар) была невестой царевича (затем царя) Федора Борисовича (1589 - 10.06.1605), сына Бориса Годунова. Но приход к власти Лжедмитрия и гибель Федора Борисовича (занимавшего престол лишь несколько недель) не позволили осуществиться этому союзу. По некоторым данным, невестой третьего царя из династии Романовых, Федора Алексеевича (30.05.1661 - 27.04.1682), была княжна Мария Ильинична Давыдова (из младшей ветви кахетинских Багратионов, при царе Алексее Михайловиче поселившейся в России).
Но впервые Багратионы (из Мухранской ветви) породнились с Романовыми лишь в нашем столетии, когда князь Константин Александрович Багратион-Мухранский женился (в 1911 г.) на Княжне Императорской крови Татьяне Константиновне, а Глава Российского Императорского Дома Великий князь Владимир Кириллович (1917 - 1992) женился (в 1948 г.) на княжне Леониде Георгиевне Багратион-Мухранской (р. 1914), и кровь Багратидов течет теперь в жилах наследников российского престола - Великой княгини Марии Владимировны и ее сына Великого князя Георгия Михайловича. В 1946 г. старшая линия князей Багратион-Мухранских породнилась и с королевскими домами Баварии и Испании, а через них - с императорско-королевской австро-венгерской династией Габсбургов.
Такие браки укрепляли и укрепляют влияние династии, ее связи с другими царствующими и владетельными домами. Но абсолютно законными и вполне допустимыми всегда считались в доме Багратионов и нединастические браки. Цари женились на девушках из знатных или даже не слишком знатных местных семей, царевны выходили замуж за тавадов (князей) и даже азнауров (дворян). В русской генеалогической литературе встречается утверждение о том, что супруги царевен, не являвшиеся князьями по рождению, вступая в брак, получали княжеский титул. Разумеется, подобные случаи бывали, но при этом пожалование титула целиком зависело от воли царя; титул князя никогда не приобретался “автоматически”.
Как и во многих средневековых европейских династиях, у Багратионов обычай признавал некоторые права и за внебрачным потомством царей и царевичей. При этом, несомненно, играло роль и культурно-политическое влияние мусульманских стран, где дети от наложниц и младших жен могли (хотя и не всегда) пользоваться всеми правами законных детей шаха, хана или султана. В грузинских царствах внебрачные дети государей вплоть до XVIII в. носили титул царевичей и при благоприятных обстоятельствах занимали престолы своих отцов (особенно "либеральными" в силу обстоятельств оказались обычаи в Имерети, где законная линия династии оборвалась еще в середине XVII в.). Большую роль при этом играла поддержка таких претендентов соседними мусульманскими державами (по воле шаха царем Картли стал родившийся в Иране и там воспитанный внебрачный сын царя Даудхана Ростом, незаконные дети имеретинских царей занимали трон при помощи турецких пашей). Признавая и в России титул царевичей за внебрачными детьми грузинских монархов, русское правительство исходило, вероятно, из обычаев их династии и реального положения этих лиц на родине. Учитывалось и то обстоятельство, что многие из этих царей формально исповедовали ислам, а по мусульманским обычаям все их дети в Турции и Иране считались бы законными (и поэтому вряд ли было разумно отталкивать этих потомков династии, принижая их статус в России). В престолонаследии, однако, предпочтение отдавалось законным линиям династии, и вступление на престол внебрачных сыновей царей было все же отступлением от правил, нарушением закона.
В XVI - XVIII вв. в России династический статус признавался за всеми выезжавшими в Россию представителями карталинской и кахетинской ветвей Багратионов (случаи выезда потомков имеретинской линии Багратионов нам не известны; проживавшие же в России на рубеже XVII - XVIII вв. царевичи Имеретинские происходили из Карталинского Дома). Называя их в официальных актах царевичами и принцами, русское правительство признавало их особами того же ранга, что и представители других иностранных и владетельных домов (например, служившие в России немецкие принцы). Их династический статус сохранялся еще и потому, что вплоть до второй половины XVIII в. жившие в России законные наследники престола Картли (дети и внуки Вахтанга VI) сохраняли в Грузии сторонников и неоднократно пытались вернуть себе власть, т. е. выступали в качестве реальных, а не "титулярных" представителей династии. Но после присоединения Грузии и Имерети к России русское правительство рассматривало в качестве членов царских домов (а затем, как это формулировалось в официальных бумагах, "бывший царских домов") лишь ближайших потомков последних царей. В Высочайше утвержденном 18 июня 1842 г. положении Комитета министров "О способах для упрочения состояния членов бывших царских домов Грузии и Имерети" членами "бывшего Царского Дома Грузии" названы царевичи Парнаоз Ираклиевич (сын Ираклия II), Теймураз(?), Михаил, Илья, Окропир и Ираклий Георгиевичи (дети Георгия XII), сыновья царевича Иулона (Юлон) Ираклиевича князья Луарсаб (Леван) и Дмитрий, внук царевича Иоанна Георгиевича князь Иоанн Григорьевич и сыновья царевича Баграта Георгиевича князья Давид и Александр. Членами "бывшего Царского Дома Имеретии" там были названы царевич Константин Давидович (сын царя Давида II) и князья Александр и Дмитрий Георгиевичи Багратион-Имеретинские (отец которых, внук Соломона I, носивший титул царевича, был побочным сыном царевича Александра Соломоновича). Не следует считать, что этот перечень исчерпывает состав Грузинского и Имеретинского Царских Домов. Перед нами просто список лиц, на которых правительство в тот момент было намерено распространить некоторые льготы. Достаточно сказать, что в этом списке нет царевича Александра Ираклиевича, с 1801 г. жившего в Иране и неоднократно выступавшего против России (он умер лишь в 1844 г.). Нет в этом списке и его сына Ираклия (который вместе с матерью чуть позже прибыл в Петербург и получил те же права и привилегии, что и его родственники).
Высочайше утвержденным 20 июня 1865 г. мнением Государственного Совета "О предоставлении титула светлости потомкам последних царей Грузии и Имерети, происходящим от мужского поколения, князьям Грузинским и Имеретинским", этот титул был предоставлен потомкам царей Грузии и Кахети Ираклия II и Георгия XII, а также части потомков имеретинских царей Александра V, Соломона I и Давида (включая некоторые, но не все побочные линии этой династии; внебрачному потомству одного из имеретинских царевичей было предоставлено в России лишь потомственное дворянство с фамилией Багратион, но без титула). Список лиц, на которых было распространено предоставленное потомкам грузинских и имеретинских царей право на титул светлости, был несколько расширен. Его получили, в частности, и потомки имеретинского царевича Баграта (брата Соломона I).
В княжеском достоинстве Российской империи были признаны также три рода, присходившие из Грузинского (Карталинского) Царского Дома: князья Грузинские (старшая ветвь, прямые потомки Вахтанга VI), князья Багратион и князья Багратион-Мухранские (несколько ветвей) и младшая ветвь Кахетинского Царского Дома - князья Давыдовы (продолжавшиеся в России) и Багратион-Давыдовы (Багратиони-Давитишвили).
Титула светлости они в Российской империи не получили. Однако после того, как в конце XIX в. угас род князей Грузинских (старшая династическая линия Второго Грузинского Царского Дома), старшинство в грузинской династии перешло к роду князей Багратион-Мухранских (князья Багратиони, на рубеже XIX - XX вв. чисто генеалогически составлявшие старшую линию Багратидов, претендовать на династическое старшинство и престолонаследие, повидимому, не могли, так как происходили от внебрачного сына царя Иессея; впрочем, в 1920 г. этот род также угас, поэтому вопрос об их потенциальных правах на престолонаследие потерял практическое значение). Это обстоятельство нашло отражение в официальном акте Главы Российского Императорского Дома Великого князя Владимира Кирилловича 5 декабря 1946 г. Признавая царское достоинство старшей ветви Багратионов в роду князей Багратион-Мухранских, Великий князь признал за ними титул Царских Высочеств и право титуловаться князьями Грузинскими. Подробнее мы разбираем этот акт ниже, в статье, посвященной семьей владетелей и князей Багратион-Мухранских. Хотелось бы только подчеркнуть, что именно Глава Российского Императорского Дома, прямой потомок и наследник Императора Павла I, сумел (как хорошо сказано об этом в брошюре, изданной за рубежом Российским Имперским Союзом-Орденом), "удалить неправду, лежащую на совести государства Российского, и заявить во всеуслышание о своем признании царского достоинства Дома Багратионов".
Усилиями старшей ветви рода, Их Царских Высочеств князей Багратион-Мухранских-Грузинских, в XX столетии древнее имя Багратионов вновь зазвучало в семье христианских династий. Как равный среди равных Глава Грузинского Царского Дома принят среди европейских монархов. В России с точки зрения законов Российской империи потомки династии сохраняют и признанные за ними русским правительством титулы, фамилии и гербы. Но в русском дворянстве они должны занимать то же место, что и рассмотренные в начале этого тома иностранные владетельные роды.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о геральдике династии Багратидов. Издавна (по крайней мере уже в начале XVIII в.) цари и князья из династии Багратионов употребляли в государственных и личных гербах геральдические эмблемы, отражавшие их династический статус и родовые традиции. О происхождении династии из рода царя-псалмопевца Давида напоминают арфа и праща (оружие, с помощью которого юный Давид поразил великана Голиафа). Присутствуют в гербах и традиционные символы власти: держава, скипетр (знак власти гражданской) и меч (символ власти военной; в средние века грузинского царя иногда именовали “мечом мессии”), весы (эмблема правосудия, символ высшей судебной власти монарха). В некоторых вариантах гербов помещена и древняя территориальная эмблема Грузии - изображение св. Георгия, поражающего змия. Святой Георгий-Победоносец издавна считается покровителем Грузии (название страны в европейских языках - Georgia, Georgie, т. е. страна Георгия). Эта эмблема (не случайно совпадающая с древним гербом Московского государства, символизирующая торжество христианства над его врагами) была сохранена в гербе Российской империи и в качестве титульного герба Царства Грузинского. Но при этом цвета герба были несколько модифицированы, чтобы грузинский герб отличался от московского; поле щита стало золотым, конь под св. Георгием - черным, доспехи его - лазуревыми. В таком виде герб Грузии включен в герб светлейших князей Грузинских, тогда как в гербе князей Багратион-Мухранских сохранены традиционные цвета грузинского герба и поле его червлёное (красное).
Важнейшей геральдической регалией Грузинского Царского Дома является изображение хитона Христа (величайшей святыни, бережно сохраняемой Грузинской православной церковью с первых веков христианства, со времен святой Нино). Изображение хитона Христа традиционно присутствует в гербах царей из дома Багратионов и в гербе князей Багратион-Мухранских (очевидно, в связи с их принадлежностью к старшей ветви династии и сохранением ими собственного удела). Другие линии (князья Багратион, князья Багратион-Давыдовы) эту эмблему не употребляют. В гербах имеретинской ветви Багратионов встречаются и другие дополнительные эмблемы.
В Российской империи были Высочайше утверждены сначала (в 1803 г.) герб князей Багратион (старшей ветви, из Карталинского Дома), а в 1886 г. - герб светлейших князей Грузинских (потомков последних царей объединенных Кахети и Картли), более сложный, в котором присутствуют и герб Грузии (св. Георгий), и хитон Христа. Остальные ветви династии, князья Грузинские (старшей ветви), князья Багратион-Мухранские, князья Давыдовы и Багратион-Давыдовы, и потомки Имеретинского Царского Дома не ходатайствовали в России об утверждении своих гербов (полагая, вероятно, что в силу своего статуса имеют право и без особого соизволения российского Императора использовать старые родовые эмблемы, принятые суверенными монархами, их предками). Но, поскольку в самой Грузии не была проведена официальная систематизация и унификация родовых гербов, порой в одной и той же семье эти традиционные эмблемы использовались в различных вариантах и сочетаниях (более простых и более сложных).
История Грузии, история родов...
Генеалогическая база данных Грузии.
Свидетельство о публикации №123063002672