Предисловие к книге Сияния. Цитаты
простой смысл;
толкование;
намек;
тайна.
Причина ограничения доступа к науке основывается на том, что все человечество делится на четыре группы:
массы народа;
властители;
богачи;
мудрецы.
Они соответствуют четырем уровням, на которые делится все мироздание, и которые называются:
неживой;
растительный;
животный;
говорящий.
Существуют четыре уровня творения:
неживой;
растительный;
животный;
говорящий.
Они проистекают из четырех частей желания получать в человеке:
Желание получать в мере необходимости соответствует неживому уровню.
Желание получать телесные наслаждения соответствует растительному уровню. Эти наслаждения даются для того, чтобы увеличилось желание и получило наслаждение физиологическое тело.
Желание общественных наслаждений — это животный уровень желания получать.
Желание знаний соответствует уровню говорящий.
неживой уровень в духовных мирах называется «чертоги»;
растительный уровень называется «одеяния»;
животный — «ангелы»;
уровень говорящий — это души людей, находящиеся в соответствующем мире;
десять сфирот в каждом мире — это Высший свет.
Мы различаем три степени полезной или вредящей силы:
Растительная — наименьшая сила. Хотя она и притягивает полезное, отталкивая вредное, подобно человеческому и животному видам, однако нет у нее самостоятельного ощущения. Сила эта является лишь общей для всех видов растительного в мире, воздействующей на них на этом уровне.
Животная сила. В дополнение к растительной силе, на животном уровне в каждом творении как таковом есть свое собственное ощущение, способствующее тому, чтобы приближаться к полезному и избегать вредного. Любое отдельно взятое животное по своему значению равно всем видам растительного мира. Если в растительном мире сила, сопоставляющая полезное и вредное, действует на общем уровне, то в животном мире она проявляется как индивидуальная самостоятельная по отношению к каждому творению. Эта ощущаемая сила, действующая на животном уровне, очень ограничена местом и временем. Она жестко связана с телом и его текущими ощущениями. Иными словами, она не соотносится ни с будущим, ни с прошлым и учитывает только конкретный момент соприкосновения с телом.
Говорящая сила. В дополнение к предыдущим, говорящий уровень состоит из силы ощущения и силы разума одновременно, и поэтому его сила не ограничена пространством и временем для приближения полезного и отдаления от вредного, как на животном уровне. Это обусловлено знаниями, которые относятся к духовной категории, не ограниченной пространством и временем. На говорящем уровне человек может получать знания всех других творений, существующих в реальности, а также судить о прошлом и будущем каждого поколения.
С их помощью массы развиваются ступень за ступенью, чтобы сформировать из себя законченный говорящий уровень:
Вожделение формирует из народа богачей, которые преуспевают в достижении богатства, благодаря сильному желанию и страсти. Богачи представляет собой первую ступень в развитии масс. Вожделение базируется на уровне, более высоком, чем растительный, когда посторонняя управляющая сила заставляет действовать человека в соответствии с его естественными свойствами. Сила вожделения на говорящем уровне заимствуется у животного уровня.
Честолюбие формирует из масс известных властителей, которые имеют власть в городе, в стране или в мире. Люди, обладающие сильным желанием и склонностью к почестям, преуспевают в достижении власти.
Властители представляют собой вторую ступень развития масс, которая базируется на силе животного уровня во всей действительности. Желание почета являющееся сутью этой категории людей, их предрасположенность к достижению почета выделяет их в самостоятельный вид людей говорящего уровня, жаждущих власти.
Зависть порождает из масс мудрецов, как сказано: «Зависть увеличивает мудрость». Люди, обладающие сильным желанием и склонностью к зависти, преуспевают в достижении знаний. Мудрецы представляют собой говорящий уровень всей существующей действительности. Сила зависти, действующая в них, не ограничена временем и пространством, и является общей и охватывающей все, существующее в мире, а также существовавшее во все времена. Если человек видит какую-либо вещь у друга, то по закону зависти, распространяющемуся на всю действительность, у него возникает желание к ней. Ощущение недостатка чего-то происходит не потому, что у него нет чего-то, а потому, что есть у другого. Таковы все люди во всех поколениях, и нет конца этой действующей силе, и именно благодаря свойству зависти человек становится пригодным для исполнения своего великого предназначения.
Люди, которые не выделяются чем-то особенным, поскольку не имеют сильного ярко выраженного желания, используют попеременно все три вышеуказанных наклонности: иногда вожделеют к чему-то, иногда завидуют, иногда стремятся к почестям. Желания их разбиваются на осколки, и они похожи на детей, которые хотят все, что видят, а потому не могут достичь ничего.
Возможности применения человеком полезной и вредящей силы возрастают в равной степени: насколько можно принести добро, настолько можно навредить. Поскольку сила каждого отдельного человека преобладает над силой всего животного мира всех поколений и времен, то, соответственно, и сила зла в нем, преобладает над всеми.
Поэтому до тех пор, пока человек не становится достойным возвыситься так, чтобы использовать свою силу только для добра, он нуждается в усиленной защите от преждевременного приобретения слишком больших знаний. Поэтому ученые прошлых поколений скрывали знания от масс из-за страха, что непорядочные ученики используют силу знания во зло и во вред и разрушат мир.
Существуют два пути достижения вышеупомянутой цели:
Самостоятельный путь возвращения собственными усилиями — краткий путь, по времени и по ощущениям в процессе исправления зависящий от человека.
Путь страданий, посылаемых свыше и вынуждающих производить исправления, — путь долгий и неприятный.
: «Когда Творец пожелал сотворить человека властвующим над своими же природными свойствами, он спросил совета четырех категорий:
милосердие и справедливость согласились с созданием человека;
правда и мир — воспротивились.
Причины:
Милосердие сказало: «Создавай, потому что в нем заложено сострадание»;
Правда сказала: «Не создавай, потому что весь он — ложь».
Справедливость сказала: «Создавай, потому что он вершит благодеяния».
Мир сказал: «Не создавай, потому что он — сплошной раздор».
Услышав это, Творец отправил правду в землю, чтобы она затем произросла из земли».
Милосердие, справедливость, правда и мир — определяют четыре основные свойства души человека, ведущие его к полному исправлению до уровня подобия Творцу. Душа состоит из десяти сфирот внутреннего света и десяти сфирот окружающего света.
Милосердие — внутренний свет девяти первых сфирот души.
Справедливость — внутренний свет Малхут души.
Правда — окружающий свет души.
Напомним, что внутренний и окружающий света противоположны друг другу:
Внутренний свет — нисходит к творению в мере его альтруистического намерения и поэтому не входит в Малхут.
Окружающий свет исходит из мира Бесконечности и охватывает все миры. А поскольку в мире Бесконечности все духовные объекты равны, то окружающий свет светит и дает наслаждение также и в сокращенной Малхут.
Поскольку эти света противоположны, то для них требуются две отдельные части творения:
внутренний свет — заполняет девять первых сфирот (внутренняя часть);
окружающий свет — светит в сократившихся желаниях (внешняя часть).
Претензии правды при создании человека состоят в том, что по ее утверждению весь человек представляет собой ложь, поскольку изначально нету него исправленной части кли, и все эгоистические желания находятся под сокращением. Поэтому категория правды не может помочь человеку в постижении окружающего света. А значит, все миры, которые созданы именно для того, чтобы творение смогло ощутить свет Творца, созданы зря. Ведь человек, исключительно ради которого они существуют, еще не готов к выполнению своего предназначения.
Однако категории милосердия и справедливости, относящиеся к внутреннему свету души, для которого нет в ней исправленного пространства, наоборот, могли бы в избытке обеспечить душу всеми светами и дать ей совершенство. А потому эти категории согласны с созданием человека (они представляют собой НЕХИ, участвующие в ударном взаимодействии света и кли, а потому наполовину относятся к окружающему свету со стороны находящегося в нем отраженного света).
Категория мира утверждала, что человек — это сплошные раздоры. Его душа не в состоянии получить в себя окружающий свет, который войдет в конфликт с внутренним светом. Ведь противоположные друг другу окружающий и внутренний света не могут находиться вместе.
Отсюда видно, что Адаму недоставало только внешней части кли, принадлежащей категории правда, но было у него внешнее кли, принадлежащее категории мир. И потому, в целом, категории согласились с созданием человека, хотя и утверждали, что природа человека противоречива и конфликтна, поскольку окружающий свет не может войти во внутреннюю часть творения в силу противоположности свойств света и кли.
«Добро — зло». Характер действия этой силы, воздействующей на тело, определяется ощущениями «горько — сладко». Человек избегает ощущения горечи, потому что от него ему плохо и стремится к «сладкому» ощущению, потому что ему от него хорошо. Сила этого анализа, действующая на неживом, растительном и животном уровнях, достаточна для приведения к желаемому совершенству.
«Правда — ложь». Возможность дополнительного анализа по этим категориям существует только у человека. Каждый человек в соответствии с уровнем своего развития и силы разума отвергает ложь и тянется к правде. Возможность такого анализа унаследована от эгоистического желания, так как изначально Творец создал только анализ по категориям «добро — зло». И человеку было достаточно анализировать свои состояния только по этим категориям, пока он находился под властью одних только эгоистических желаний.
Поэтому сказано, что Творец «послал правду в землю», но тут же сказали остальные свойства: «Подними правду с земли» — то есть даже категории милосердия и справедливости раскаялись в своем согласии, потому что никогда не согласились бы на унижение правды. Это произошло во время присоединения получающих желаний, то есть, грехопадения, когда правда вследствие своей слабости прекратила участвовать в управлении миром, и перестал действовать естественный с момента его сотворения анализ человека по принципу «сладко — горько» (см. п. 16). Ведь свет, обеспечивающий существование 288 искрами, исходил от альтруистической системы управления, а потому природного ощущения (вкуса) было достаточно, чтобы наслаждаться сладостью и отвергать горечь, не ошибаясь в этом.
Однако после присоединения эгоистических желаний и получения в них света, после того, как первый раз вкусили плод древа познания — появилось огромное желание получения только для себя, и возникла противоположность между духовным и материальным. А 288 искр изобилия, обеспечивающие существование, перешли к системе эгоистических миров и снова перемешались — отчего родилась в мироздании новая форма, начало которой сладкое, а конец горький. Ведь 288 искр наслаждения, заключенные в эгоистической системе управления, несут смерть, свойство лжи, порождающие разрушение и хаос.
Сказано: «отправил правду в землю» — этим добавилась человеку действующая сила разума, характер действия которой основан на анализе на основе правды и лжи. Человек вынужден пользоваться ею на протяжении всего периода исправления, так что без нее он просто беспомощен (см. п. 16). И только с помощью Высшего света, привлекаемого в результате изучения правильных действий системы управления, которые описываются в науке каббала, анализ человека исправляется, и он выходит из-под власти эгоистической системы управления.
Свидетельство о публикации №123062704671