Предисловие к книге Сияния. Цитаты

 В подчас видимой глазам простоте каббалистических текстов человек не находит никакого смысла, а внутреннее скрыто и непонятно никому, кроме тех, кто постигает истинную мудрость, потому что она постигается ступенчато:

простой смысл;

толкование;

намек;

тайна.


Причина ограничения доступа к науке основывается на том, что все человечество делится на четыре группы:

массы народа;

властители;

богачи;

мудрецы.

Они соответствуют четырем уровням, на которые делится все мироздание, и которые называются:

неживой;

растительный;

животный;

говорящий.


Существуют четыре уровня творения:

неживой;

растительный;

животный;

говорящий.
Они проистекают из четырех частей желания получать в человеке:

Желание получать в мере необходимости соответствует неживому уровню.

Желание получать телесные наслаждения соответствует растительному уровню. Эти наслаждения даются для того, чтобы увеличилось желание и получило наслаждение физиологическое тело.

Желание общественных наслаждений — это животный уровень желания получать.

Желание знаний соответствует уровню говорящий.

неживой уровень в духовных мирах называется «чертоги»;

растительный уровень называется «одеяния»;

животный — «ангелы»;

уровень говорящий — это души людей, находящиеся в соответствующем мире;

десять сфирот в каждом мире — это Высший свет.

Мы различаем три степени полезной или вредящей силы:

Растительная — наименьшая сила. Хотя она и притягивает полезное, отталкивая вредное, подобно человеческому и животному видам, однако нет у нее самостоятельного ощущения. Сила эта является лишь общей для всех видов растительного в мире, воздействующей на них на этом уровне.

Животная сила. В дополнение к растительной силе, на животном уровне в каждом творении как таковом есть свое собственное ощущение, способствующее тому, чтобы приближаться к полезному и избегать вредного. Любое отдельно взятое животное по своему значению равно всем видам растительного мира. Если в растительном мире сила, сопоставляющая полезное и вредное, действует на общем уровне, то в животном мире она проявляется как индивидуальная самостоятельная по отношению к каждому творению. Эта ощущаемая сила, действующая на животном уровне, очень ограничена местом и временем. Она жестко связана с телом и его текущими ощущениями. Иными словами, она не соотносится ни с будущим, ни с прошлым и учитывает только конкретный момент соприкосновения с телом.

Говорящая сила. В дополнение к предыдущим, говорящий уровень состоит из силы ощущения и силы разума одновременно, и поэтому его сила не ограничена пространством и временем для приближения полезного и отдаления от вредного, как на животном уровне. Это обусловлено знаниями, которые относятся к духовной категории, не ограниченной пространством и временем. На говорящем уровне человек может получать знания всех других творений, существующих в реальности, а также судить о прошлом и будущем каждого поколения.

С их помощью массы развиваются ступень за ступенью, чтобы сформировать из себя законченный говорящий уровень:

Вожделение формирует из народа богачей, которые преуспевают в достижении богатства, благодаря сильному желанию и страсти. Богачи представляет собой первую ступень в развитии масс. Вожделение базируется на уровне, более высоком, чем растительный, когда посторонняя управляющая сила заставляет действовать человека в соответствии с его естественными свойствами. Сила вожделения на говорящем уровне заимствуется у животного уровня.

Честолюбие формирует из масс известных властителей, которые имеют власть в городе, в стране или в мире. Люди, обладающие сильным желанием и склонностью к почестям, преуспевают в достижении власти.

Властители представляют собой вторую ступень развития масс, которая базируется на силе животного уровня во всей действительности. Желание почета являющееся сутью этой категории людей, их предрасположенность к достижению почета выделяет их в самостоятельный вид людей говорящего уровня, жаждущих власти.

Зависть порождает из масс мудрецов, как сказано: «Зависть увеличивает мудрость». Люди, обладающие сильным желанием и склонностью к зависти, преуспевают в достижении знаний. Мудрецы представляют собой говорящий уровень всей существующей действительности. Сила зависти, действующая в них, не ограничена временем и пространством, и является общей и охватывающей все, существующее в мире, а также существовавшее во все времена. Если человек видит какую-либо вещь у друга, то по закону зависти, распространяющемуся на всю действительность, у него возникает желание к ней. Ощущение недостатка чего-то происходит не потому, что у него нет чего-то, а потому, что есть у другого. Таковы все люди во всех поколениях, и нет конца этой действующей силе, и именно благодаря свойству зависти человек становится пригодным для исполнения своего великого предназначения.

Люди, которые не выделяются чем-то особенным, поскольку не имеют сильного ярко выраженного желания, используют попеременно все три вышеуказанных наклонности: иногда вожделеют к чему-то, иногда завидуют, иногда стремятся к почестям. Желания их разбиваются на осколки, и они похожи на детей, которые хотят все, что видят, а потому не могут достичь ничего.

Возможности применения человеком полезной и вредящей силы возрастают в равной степени: насколько можно принести добро, настолько можно навредить. Поскольку сила каждого отдельного человека преобладает над силой всего животного мира всех поколений и времен, то, соответственно, и сила зла в нем, преобладает над всеми.

Поэтому до тех пор, пока человек не становится достойным возвыситься так, чтобы использовать свою силу только для добра, он нуждается в усиленной защите от преждевременного приобретения слишком больших знаний. Поэтому ученые прошлых поколений скрывали знания от масс из-за страха, что непорядочные ученики используют силу знания во зло и во вред и разрушат мир.

Существуют два пути достижения вышеупомянутой цели:

Самостоятельный путь возвращения собственными усилиями — краткий путь, по времени и по ощущениям в процессе исправления зависящий от человека.

Путь страданий, посылаемых свыше и вынуждающих производить исправления, — путь долгий и неприятный.


: «Когда Творец пожелал сотворить человека властвующим над своими же природными свойствами, он спросил совета четырех категорий:

милосердие и справедливость согласились с созданием человека;

правда и мир — воспротивились.

Причины:

Милосердие сказало: «Создавай, потому что в нем заложено сострадание»;

Правда сказала: «Не создавай, потому что весь он — ложь».

Справедливость сказала: «Создавай, потому что он вершит благодеяния».

Мир сказал: «Не создавай, потому что он — сплошной раздор».

Услышав это, Творец отправил правду в землю, чтобы она затем произросла из земли».

Милосердие, справедливость, правда и мир — определяют четыре основные свойства души человека, ведущие его к полному исправлению до уровня подобия Творцу. Душа состоит из десяти сфирот внутреннего света и десяти сфирот окружающего света.

Милосердие — внутренний свет девяти первых сфирот души.

Справедливость — внутренний свет Малхут души.

Правда — окружающий свет души.

Напомним, что внутренний и окружающий света противоположны друг другу:

Внутренний свет — нисходит к творению в мере его альтруистического намерения и поэтому не входит в Малхут.

Окружающий свет исходит из мира Бесконечности и охватывает все миры. А поскольку в мире Бесконечности все духовные объекты равны, то окружающий свет светит и дает наслаждение также и в сокращенной Малхут.

Поскольку эти света противоположны, то для них требуются две отдельные части творения:

внутренний свет — заполняет девять первых сфирот (внутренняя часть);

окружающий свет — светит в сократившихся желаниях (внешняя часть).


Претензии правды при создании человека состоят в том, что по ее утверждению весь человек представляет собой ложь, поскольку изначально нету него исправленной части кли, и все эгоистические желания находятся под сокращением. Поэтому категория правды не может помочь человеку в постижении окружающего света. А значит, все миры, которые созданы именно для того, чтобы творение смогло ощутить свет Творца, созданы зря. Ведь человек, исключительно ради которого они существуют, еще не готов к выполнению своего предназначения.

Однако категории милосердия и справедливости, относящиеся к внутреннему свету души, для которого нет в ней исправленного пространства, наоборот, могли бы в избытке обеспечить душу всеми светами и дать ей совершенство. А потому эти категории согласны с созданием человека (они представляют собой НЕХИ, участвующие в ударном взаимодействии света и кли, а потому наполовину относятся к окружающему свету со стороны находящегося в нем отраженного света).

Категория мира утверждала, что человек — это сплошные раздоры. Его душа не в состоянии получить в себя окружающий свет, который войдет в конфликт с внутренним светом. Ведь противоположные друг другу окружающий и внутренний света не могут находиться вместе.

Отсюда видно, что Адаму недоставало только внешней части кли, принадлежащей категории правда, но было у него внешнее кли, принадлежащее категории мир. И потому, в целом, категории согласились с созданием человека, хотя и утверждали, что природа человека противоречива и конфликтна, поскольку окружающий свет не может войти во внутреннюю часть творения в силу противоположности свойств света и кли.

«Добро — зло». Характер действия этой силы, воздействующей на тело, определяется ощущениями «горько — сладко». Человек избегает ощущения горечи, потому что от него ему плохо и стремится к «сладкому» ощущению, потому что ему от него хорошо. Сила этого анализа, действующая на неживом, растительном и животном уровнях, достаточна для приведения к желаемому совершенству.

«Правда — ложь». Возможность дополнительного анализа по этим категориям существует только у человека. Каждый человек в соответствии с уровнем своего развития и силы разума отвергает ложь и тянется к правде. Возможность такого анализа унаследована от эгоистического желания, так как изначально Творец создал только анализ по категориям «добро — зло». И человеку было достаточно анализировать свои состояния только по этим категориям, пока он находился под властью одних только эгоистических желаний.



Поэтому сказано, что Творец «послал правду в землю», но тут же сказали остальные свойства: «Подними правду с земли» — то есть даже категории милосердия и справедливости раскаялись в своем согласии, потому что никогда не согласились бы на унижение правды. Это произошло во время присоединения получающих желаний, то есть, грехопадения, когда правда вследствие своей слабости прекратила участвовать в управлении миром, и перестал действовать естественный с момента его сотворения анализ человека по принципу «сладко — горько» (см. п. 16). Ведь свет, обеспечивающий существование 288 искрами, исходил от альтруистической системы управления, а потому природного ощущения (вкуса) было достаточно, чтобы наслаждаться сладостью и отвергать горечь, не ошибаясь в этом.

Однако после присоединения эгоистических желаний и получения в них света, после того, как первый раз вкусили плод древа познания — появилось огромное желание получения только для себя, и возникла противоположность между духовным и материальным. А 288 искр изобилия, обеспечивающие существование, перешли к системе эгоистических миров и снова перемешались — отчего родилась в мироздании новая форма, начало которой сладкое, а конец горький. Ведь 288 искр наслаждения, заключенные в эгоистической системе управления, несут смерть, свойство лжи, порождающие разрушение и хаос.

Сказано: «отправил правду в землю» — этим добавилась человеку действующая сила разума, характер действия которой основан на анализе на основе правды и лжи. Человек вынужден пользоваться ею на протяжении всего периода исправления, так что без нее он просто беспомощен (см. п. 16). И только с помощью Высшего света, привлекаемого в результате изучения правильных действий системы управления, которые описываются в науке каббала, анализ человека исправляется, и он выходит из-под власти эгоистической системы управления.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →