Солнцестояние. Пумпур Андрей
В день летнего солнцестояния Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе, описывая самую длинную дугу на небосводе.
В 2023 году летнее солнцестояние наступит 21 июня в 17.57 по московскому времени (14.57 – по Всемирному времени). Продолжительность светового дня на ширине Москвы составит 17 часов 33 минуты.
На протяжении тысячелетий день летнего солнцестояния имел огромное значение для всех народов, которые жили в гармонии с природными циклами и организовывали свою жизнь в соответствии с ними. Большинство храмовых сооружений ориентированы именно на восход Солнца в день летнего солнцестояния.
На Руси в древности в день летнего солнцестояния праздновали день Ивана Купалы, в Латвии празднуют дни Лиго, которые являются официальными выходными, Эстония отмечает Янов день, в Польше праздник известен как Соботки, на Украине – Купайло, в Белоруссии – Купалье. Кельтские народы Британии праздновали Литу – солнцестояние, середину лета. В Якутии в этот день отмечают праздник лета Ысыах, который признан одним из самых массовых национальных праздников.
Лиго и Пушкайтис - оба,
Сидя в цветочных колясках,
На быстрых конях крылатых
Летели сквозь *радуг ворота.
*Всех небожителей дети
К замку примчались верхами;
У них - золочёные сёдла,
Алмазы горят на уздечках.
Аустра, и Лайма, и Тикла,
Светлые дочери солнца,
В колясках из роз багряных
Неслись на сияющих конях.
Юные дочери солнца
Вожжи держали златые.
Сыпались из-под колёс их
Влажно-сребристые блёски.
Судеб отец седовласый
Сидел на троне *алмазном;
Направо - *Перконс и Патримпс,
Налево - *Паколс и Антримпс.
Пушкайтис дальше и Лиго,
И небожителей дети,
Аустра и Лайма и Тикла
И светлые дочери солнца.
С большими богами и малых
Множество там восседало:
Сюда *все добрые духи
Могли собираться, чтоб слушать.
Судеб отец седовласый
С алмазного трона поднялся,
В мрачных словах возвестил он
*Собранью о том, что случилось:
"Чудо свершилось в Завечности!
Девушка Свет породила,
Дивный сын бога явился
В день, что судьбою назначен.
Мудро, прекрасно учил он
Смертных познанию бога,
Как жить им в правде, - бессмертным
Подобясь величием духа.!
Злые восстали,- и смерти
Предали этого бога;
Но пекло не удержало
Его в своей власти ужасной.
Вышел могучий из пекла,
На небо в славе вознёсся.
Имя его вам известно:
В подлунном зовётся он *Кристус.
Доброе - вскоре - ученье
Приняли мира народы.
*Но злые в новом ученьи
Все доброе в зло обернули.*!
Судьбы решили, что будет
В Балтии новая вера.
Но могут старые боги
Над волею смертных владычить".
Перконс поднялся и молвил:
"Даже мы - боги - не властны
Противиться судеб веленью.
Но клятвенно я обещаю
Хранить народ мой латышский.
Слушайте, что я скажу вам:
Христово ученье не ново,
Возникло оно на востоке.
Но веры носители этой
Умысел тайный имеют
Забрать балтийские земли
И в *рабство народ мой повергнуть.
Я на пришельцев восстану,
Не уступлю ненавистным!
Как я раскалывал скалы,
Дубы разбивал вековые,
Так я в грядущем повсюду
Молниями и громами
Всех сокрушу, кто народ мой
Начнет утеснять и бездолить.
Я на балтийские нивы
*Дождик пошлю благодатный,
Днем - *ветер свежий навею,
А ночью затеплю *звезды
Всюду всегда неотлучен
Буду с народом *в природе,
Пусть он мой *голос слышит,
Пусть мое имя помнит!
Всем вам велю я примеру
Этому следовать твердо
Каждый пусть так и знает
И к делу это приложит".
Патримпс поднялся и молвил:
"Балтия - край урожайный
Но дам лишь одним латышам я
Под осень колосья златые.
Пусть урожаем богатым
Дарят их Балтии нивы,
Ну, а враги свои сохи
Пусть о пни поломают!"
Антримпс поднялся и молвил:
"В море янтарном Балтийском,
Где ветры Севера дуют,
Где волны о скалы дробятся,
Я корабли чужеземцев
Стану топить неустанно,
Пока от вражеских вёсел
Балтии волн не очищу!"
Паколс поднялся и молвил:
"В пекле есть место незваным,
Но души героев наших
Будут над Балтией реять
В сполохах ярких - и страхом
Оледенять чужеземцев,
А приходя в "Ночь умерших",
Благословлять своих внуков!"
Когда же клятву такую
Перконсу дали все боги,
Встала прекрасная *Лиго
И так говорила собранью:
"Я средь богов почитаюсь
В народе богинею младшей,
Но судьбы предуказали
И мне не последнее место:
*В сердце народном храню я
Песни дар драгоценный,
Сладко тревожа душу
И радостью и печалью.
И вечно жить будет имя
Лиго в латышском народе.
И если старые боги
Забудутся через столетья,
Всё же* в песнях прекрасных
* Будете вы прославляться,
Перконс и Лайма и Тикла( богиня любви),
И светлые дочери солнца.
Все имена эти в песнях
*Вновь оживут и воспрянут,
* Душу народа разбудят,
*В бой поведут за свободу".
Пумпур Андрей.
Лачплесис- Латышский народный герой
Перевевод с латышского : Владимира Державина.
Восточными славянами, на востоке Польши (в Подляшье) и на юге Литовской республики праздник отмечается как Иван Купала. Было принято купаться, разжигать костры и прыгать через них, так как огню приписывались целительные свойства, гадали. По поверьям, имен
в эту ночь расцветал папоротник.
Перк;нас (Пяркунас, Перкун, лит. Perk;nas) — бог-громовержец в балтийской мифологии, властитель воздуха, защитник справедливости. Один из главных богов балтийского пантеона. В последние языческие столетия Перкунас стал самым известным литовским богом. У латышей известен под именем Пе;рконс (латыш. P;rkons), у древних пруссов — как Перкунс (Percuns). Согласно мифологическим сведениям, Перкунас выступал также как бог грозы, дождя, гор (и вообще любых возвышенностей), дубов и неба.
Перкунас
Существует версия, согласно которой помещённый на современном гербе Литвы всадник Витис — это видоизменённое изображение скачущего Перкунаса, которое очевидцы видели на боевом стяге литовцев в Средние века.
В современных балтийских языках сохранились родственные слова, связанные с Пяркунасом: в литовском — perk;nas («гром»), perk;nija («молния»), в латышском — p;rkons («гром»). Символом Перконса являются угунскрустс — «огненный крест» или «грозовой (громовой) крест» и ромб с продолженными сторонами («дубочек»).
Предполагается, что слово Перкунас произошло от праиндоевропейского слова *Perkwunos, созвучного *perkwus — слову, означавшему «дуб», «ель» (аналог perk-us, сопоставимое с латинским quercus — «дуб»).
В рамках этой версии имя Перкунаса сопоставимо с именем германской богини Фьёргюн (Fj;rgyn) — матери Тора, что косвенно указывает на его принадлежность к индоевропейской группе «богов-громовержцев».
Ещё один вариант связан с указанием на возвышенность / гору / небо (аналог готского fairguni — «гора», хеттским peruna — «скала», староиндийским parvata — «гора»).
Ла;йма или Лайме (латыш. Laima, лит. Laima или Laim;, также Laimas m;te — «мать счастья») — богиня счастья и судьбы в балтийской мифологии. Является покровительницей ро;дов, защитницей коров и т. д.
Некоторые исследователи называют её женой Перкунаса (Перконса). Считается, что Лайма определяет судьбу человека, когда он рождается, и рядом с Деклой и Картой стоит у его колыбели.
Латыши считают, что Лайма опекает беременных женщин и помогает при родах. Лайма подкладывает новорождённому платок, что определяет его счастливую жизнь. Иногда её образ связан с Девой Марией или Марей.
К. Бальмонт.
КУПАЛЬНИЦЫ
Кто был Иван Купала,
Я многих вопрошала,
Но люди знают мало,
И как тому помочь.
5 Кто был он, мне безвестно,
Но жил он здесь телесно,
И если сердцу тесно,
Иди на волю, в ночь.
О, в полночь на Ивана
10 Купалу сердце пьяно,
Душе тут нет изъяна,
А прибыль красоты.
Живым в ту ночь не спится,
И клад им золотится,
15 И папороть звездится,
Горят, змеясь, цветы.
Мы девушки с глазами,
Горящими как в храме,
Мы с жадными губами,
20 С волнистостью волос.
Дома покинув наши,
В лесу мы вдвое краше,
Цветы раскрыли чаши,
И сердце в нас зажглось.
25 По чаще мы блуждали,
Как дети, без печали,
Мы травы собирали,
И был душист их рой.
В стихийном очищении,
30 И в огненном крещении,
Пропели мы в смущении
Напев заветный свой.
Ту песнь с напевом пьяным
Припоминать нельзя нам,
35 5 Да будет скрыт туманом
Тот свет, что светит раз.
Но мы, как травы, знаем,
Чем ум мы опьяняем,
И каждый бредит раем
40 При виде наших глаз.
.........
Лиго, богиня любви
Лиго – бог веселья у северных народов, в латышском эпосе изображается как древнелатышское божество песни...
Свидетельство о публикации №123062303642