***
Это-то свое свойство мы и ощущаем и говорим, что оно является свойством света, потому что, если бы его в нас не было, мы бы ничего в себе не ощущали. То есть если человек достигает какого-то альтруистического свойства в виде милосердия, то он начинает ощущать в этом своем свойстве милосердия милосердие света. Поэтому сказано: «Из действий Твоих я познаю Тебя» (ми маасэйха икарнуха): из Твоих действий на мне, т.е. исправлений, я узнаю Тебя.
Вот по этому-то ощущению человек и может сказать, что в Творце существует свойство милосердия. Поэтому, как только я достиг свойства милосердия, я начал ощущать Творца, по мере наличия во мне самом этого свойства. То есть опять-таки мы воспринимаем не свет и даже не свою реакцию на него, а только свое исправленное свойство. Это исправленное свойство и является нашим внутренним светом.
То же самое и в нашем мире: мы ощущаем нечто, якобы происходящее вне нас. Но снаружи ничего нет, мы ощущаем лишь то, что генерирует наш организм, наши органы чувств, наше «Я». И только иллюзия наша, внутренняя, говорит о том, что картина, рождающаяся в нашем представлении, наше впечатление, приходит к нам извне.
Так же действуют все приборы, которые мы создаем, – от простейших электрических измерительных приборов и до самых сложных. То есть все, что мы ощущаем, является внутренней реакцией кли на что-то неизвестное вне нас, и по этой нашей реакции мы судим о внешнем.
Поэтому все миры, сфирот, все, кроме Творца – высшего неопределенного света, – находится внутри нас. Это наши реакции на высший свет. Меняются же они не потому, что меняется свет, свет неизменен, а потому, что меняемся внутренне мы.
Огрубив свет, Творец создал 5 келим. Эти келим являются порождением самого света, потому что, по мере своего распространения сверху вниз, свет (кэтэр) нисходит по четырем ступеням: хохма, бина, Зэир Анпин и до малхут (нуква), то есть до тех пор, пока не вызывает в творении желания получить его, «желания, направленного на себя», желания насладиться именно им.
И это желание получить является последней ступенью распространения света и называется «бхина далет». Эта последняя ступень является кли, творением, настоящим его желанием, и называется его авиют, его толщиной, его эгоизмом.
В принципе мы можем рассматривать и свет, и кли как свет, ведь кли является следствием распространения света. Свет создает нечто, ощущающее именно его. Ощущающей является только последняя стадия распространения света сверху вниз, а три предыдущие стадии являются только причиной появления последней стадии, которая будет ощущать свет. И эта последняя стадия и называется творением, сотворенным, а предыдущие три стадии – подготовительный этап создания светом кли.
Итлабшут – облачение, от слова «левуш» – одежда. Одеяние означает покрытие, сокрытие, как одеяние в нашем мире скрывает того, кто находится в нем.
Невозможно постижение низшими, если нет у них заготовленного кли, исправленного желания ощутить этот свет. Поэтому свет должен вначале скрыться, а потом низший через созданное одеяние постепенно раскрывает его. Таким образом, одеяния помогают раскрыть свет. Сверху вниз спускаются ступени скрытия света для того, чтобы снизу вверх постепенно души, творения могли этот свет раскрыть.
Каждая ступень отличается от предыдущей своим сочетанием, пропорцией, мерами скрытия-раскрытия света. На самой низшей ступени 0% раскрытия и 100% скрытия, на самой высшей ступени 0% скрытия и 100% раскрытия, а посередине – в зависимости от меры исправления кли. Эта пропорция определяет высоту духовной ступени.
Мы изучали с вами, что малхут – это всего лишь одна из сфирот, последняя. Высший свет проходит через все девять сфирот, он их строит, он в них облачается и спускается через них к малхут. Когда он принимает определенную огрубленную форму, то может создать малхут и создает ее, и перед малхут возникает особое свойство, называемое экран.
Образование экрана необходимо для того, чтобы высший свет, распространившийся по девяти первым сфирот, не пропустил в кли малхут. Этот экран находится в конце мира Ацилут для того, чтобы свету, дошедшему из Мира Бесконечности до малхут мира Ацилут, не дать распространиться ниже этого места, в миры Брия, Ецира, Асия.
Экран не позволяет Высшему свету облачиться в кли малхут и отделяет мир Ацилут от остальных миров.
Поясним, что означают понятия «масах» – экран и «паргот» – занавес. Это сила, которая ограничивает распространение света, как какая-то перегородка, защищающая малхут: перегородка стала как будто выше малхут и предохраняет ее от того, чтобы высший свет не взломал и насильно не проник в нее.
С другой стороны, малхут страстно желает свет, и если бы не было этого масаха и паргот, то она не смогла бы себя ограничить и получила бы его. Значит, в малхут есть еще одно, противоположное ей желание – сила, называемая масах и паргот, и эта сила позволяет малхут защитить саму себя от своего же желания.
У человека существует стремление насладиться, и, кроме того, существует у него противоположная этому сила, которая его защищает и дает ему возможность противостоять этому стремлению. Эгоистическое желание самонасладиться, наполниться светом в его естественном виде – это и есть обратная сторона света, которую создал Творец, – бхина далет.
Сила воли, или величина веры, противодействие этому желанию называются масах и паргот. И эти масах и паргот защищают; малхут, чтобы свет в нее не проник, чтобы она не была вынуждена поневоле его получать. Потому что желание имеется, и оно заставляет, вызывает в кли соответствующее действие.
Если есть только одно желание, и нет никакого экрана, то нет никакой возможности контролировать ни свой поступок, ни свои действия, ни свои движения – ничего, и тогда все происходит согласно закону этого желания, как мы видим в природе: физические поля, заряды, притяжения, отталкивания. Таким образом существуют животные, растения – вся природа на всех ее уровнях. Подобным образом и мы существуем внутри себя.
Мы являемся только продуктом тех желаний, которые в нас находятся. Мы все эти желания взвешиваем, выбираем самые наилучшие, с которыми мы можем действовать, и таким образом действуем. И не существует никакой возможности действовать иначе.
Масах и паргот – это такая посторонняя сила, которая дает нам возможность действовать не на основе эгоистического расчета, не на основе своей природы, а на основе высшего расчета Творца.
Кроме того что масах защищает малхут, чтобы она не начала вопреки Цимцум Алеф получать свет, есть в нем еще одно свойство: он стоит между миром Ацилут и другими мирами. Что это означает в духовном? Не следует понимать так, что существуют эти миры, и между ними есть какое-то расстояние, и там стоит какой-то экран, какая-то стенка, и вот поэтому свет не проходит. Мы с вами говорили о том, что экран находится внутри желания. Он должен находиться буквально в самом желании, в самой его толще, и противодействовать ему.
Есть во мне сотни желаний. Если есть экран, то в каждом желании, там, где оно проявляется, где оно ощущается, там и находится экран, то есть ограничивающие, защищающие силы, которые не дают ему возможность использовать само желание в «чистом» виде. Этот экран стоит в толще малхут мира Ацилут, и кроме того, что он защищает малхут мира Ацилут, он не пропускает свет и на нижестоящие миры: Брия, Ецира, Асия.
Все миры – это одна и та же малхут – малхут Мира Бесконечности, которая облачается в различные одеяния, в разные миры, которые по-разному себя проявляют. Кроме малхут Мира Бесконечности, бхины далет – единственной, которую создал Творец четырьмя стадиями распространения прямого света, – больше не создано ничего.
Все остальное – это всевозможные изменения на малхут, которые она делает для того, чтобы уподобить себя Творцу, то есть она принимает различные внешние формы, используя свое желание насладиться с намерением насладиться ради Творца. Но все эти использования желания – у одной и той же малхут, другого творения нет. Она же – во всех мирах, только проявляет себя по-разному, с разной степенью интенсивности, глубины.
Если она одевается в слабые одеяния, если она еще интенсивна, то она является малхут мира Адам Кадмон; если она более скрыта, более ограничена, то она уже малхут мира Ацилут, и т.д. То есть это одна и та же малхут, которая разделила себя на малхут миров, парцуфим, сфирот – внешнюю малхут – и на души – внутреннюю свою часть.
Часть малхут, или проявление малхут в мире Адам Кадмон, не действует в мире Ацилут, в мире Ацилут действует уже другое проявление малхут. То есть после того как малхут оделась в первое одеяние и стала называться малхут мира Адам Кадмон, она одевается в следующее, более грубое одеяние и уже называется малхут мира Ацилут.
Все наши желания остаются, так как желания созданы Творцом и никуда не исчезают, они не уменьшаются и не увеличиваются, просто человек предпочитает одни другим.
В каждый определенный момент времени можно ощутить только одно определенное желание. Если человек ощущает несколько желаний, это значит, что у него настоящего желания нет, так как он еще не выбрал то желание, которое действительно нужно наполнить, потому что желать можно только одно. Так вот, если человек четко предпочитает духовные желания желаниям нашего мира – он выходит в духовный мир. Он делает экран на все наслаждения нашего мира и получает силу, которая выводит его в духовный мир.
Такое состояние называется "холат ахава ани" – я болен любовью. Подобными выражениями каббалисты передают, что значит настоящее желание. И тогда есть экран, определенная четкая сила, достаточная для того, чтобы отраженный свет стал кли.
Самая большая проблема человека – то, что вместо одного единого желания его желания раскалываются на много мелких, ему хочется немножко животных наслаждений, немножко почестей и славы, немножко знаний, всего понемногу.
Что значит – наслаждения? Как вообще отсортировать и выбрать так, чтобы было только одно желание, а не много, но желание хорошее, которое может двигать нас вперед? Для этого надо предпочесть духовное материальному. Для этого должен прийти свет, и тогда ты увидишь, что значит духовное по сравнению с тем, что ты можешь получить в этом мире. А это можно сделать только с помощью упорных занятий.
Бхина бэт – корень, зародыш будущего окончательного эгоистического желания.
В духовных мирах находятся также так называемые «ангелы», то есть определенный вид управляющих сил, у которых нет никакой свободы воли. Это просто исполнительные механизмы, абсолютные роботы. Мир Ацилут управляет ими, а они реализуют его приказы. Человеку дается возможность управлять всеми мирами и ангелами, потому что он поднимается снизу вверх и приносит с собой в миры дополнительный свет, дополнительную силу, и таким образом он может влиять на все души, находящиеся в нашем мире, то есть приводить наш мир к более быстрому общему подъему вверх.
У ангелов нет свободы воли, потому что у них нет эгоизма. У человека есть эгоизм, и он, исправляя его, зарабатывает в мере этого исправления свободу воли. Что значит свобода воли? Каббалист сам выбирает, как надо поступать со своей материей, со своим эгоизмом. Он управляет своим эгоизмом, ничем больше.
Человек, поднимаясь вверх, вносит вклад в светлую систему сил, потому что он поднимается по правой стороне. Он берет из темных сил желания, исправляет их и таким образом вносит эти исправленные желания в правую линию – в светлые силы.
А если он, кроме того, включает в себя страдания нашего мира (а каббалист без этого не может), потому что видит Цель Творения и видит две крайние точки (с одной стороны, огромное кли-страдания, а с другой стороны, наслаждения, уготованные Творцом) и желает соединить эти две точки вместе, то он, меняя свои эгоистические келим на альтруистические, начинает в меру своей духовной ступени ощущать страдания всего мира.
Он может вбирать их в себя, наполнять их, но на своей ступени и, исправляя их в себе, помогает остальным – дает некоторое внешнее свечение, ор макиф, который быстрее приводит каждого человека к осознанию необходимости духовного исправления.
Бина сама удалила себя от света и обратилась таким образом в 3-ю ступень, а если бы не удалила сама себя от Эйн Соф, не стала бы третьей ступенью, не смогла бы получить свет – свет хасадим.
Есть проблема в зарождении кли, души. Для того чтобы душа ощущала себя получающей от Творца и могла бы отдавать, быть подобной Ему, она должна быть самостоятельной. Для этого она должна отдалиться от Творца настолько, чтобы Он не мог на нее воздействовать и она могла бы производить совершенно самостоятельные действия.
Совершенно самостоятельное действие она может производить именно благодаря тому, что в ней появляется свойство бины «ничего не получать». После того как в ней появилось это свойство, она уже может варьировать свои желания и быть совершенно свободной в своем выборе. Это свойство бины называется «удаление от Творца». Слово «дальний» употребляется относительно света хохма, что означает малое его получение, как сказано в Торе: «Сказал я хохме, что ты далека от меня».
Бина для себя ничего не желает, но Зэир Анпин, который следует за ней, начинает просить, требовать у нее, чтобы она провела через себя свет хохма и передала ему.
Стена – это свойство бины ничего не получать. Желание, которое Зэир Анпин возбуждает в бине, – получить свет хохма для него, – называется окно, холон, Зэир Анпин делает в этой стене окошко, отверстие, и тогда свет хохма через это окошко, через масах бины, проходит к Зэир Анпину.
Такое действие Зэир Анпина в бине, там, где он требует от нее и заставляет ее получать свет хохма, называется «холон», потому что там нет никаких ограничений, а есть только единственное желание – получить немного света хохма для Зэир Анпина. Все желания получения, так называемые «авиют», и все экраны, находящиеся в мире Ацилут, существуют лишь для того, чтобы получить свет сверху, из Мира Бесконечности, и передать душам, то есть мир Ацилут сам по себе является совершенно альтруистическим миром и ничего для себя не желает получать.
Такое состояние, когда мир Ацилут ничего не получает, называется «катнут» – малое состояние. Если же в нем возникает какое-то желание – это потому, что души, находящиеся ниже мира Ацилут, поднимают к нему свои желания и заставляют его принять свет свыше и передать им. Состояние, при котором Ацилут получает ор хохма для того, чтобы провести вниз в души, называется «гадлут» (большое состояние).
Когда мир Ацилут получает свет хохма, его экран называется «холон», а когда он получает только ор хасадим, тогда его экран называется «нэкев цар» – узкое отверстие. А сама бхинат бина называется не холон, а только отдаление от света хохма.
То есть в бине есть только ор хасадим без ор хохма, и поэтому такое состояние мы называем удалением от Творца, от получения ор хохма. А в Зэир Анпине – именно благодаря тому, что в нем распространяется ор хасадим, – можно провести немного ор хохма, и поэтому ор хасадим является как бы помощью для получения ор хохма, и поэтому он не только не вызывает отдаления, а наоборот – получение ор хохма с помощью ор хасадим называется сближением.
Близкий и дальний – понятия относительно ор хохма; широкий и узкий – понятия относительно ор хасадим. Мы говорим о том, кто много отдает, «широкая рука», «широкое сердце». Близкий – это возможность большего получения ор хохма, а далекий – это малое получение света хохма. Кроме этих двух светов – ор хохма и ор хасадим – и, соответственно, двух возможностей в кли – получать и отдавать – больше нет никаких других вариаций.
Нуква дэ-З”А, то есть малхут (4-я стадия) получает свет через отверстие и окно как З”А, но при удалении. Что это означает? После распространения света в 3 стадиях в третьей стадии – в З”А – возникло желание получить свет, ор хохма во всем огромном объеме, который исходит из Творца. И это желание имеет несколько названий: «бхина далет», «малхут», «нуква». Нуква от слова «нэкев» – недостаток.
Затем в бхине далет произошел Цимцум Алеф. Мы видим, что после Цимцум Алеф бхина далет не получает весь свет Мира Бесконечности, то есть не может неограниченно получать свет хохма, как до Ц”А, и поэтому ее желание называется удаленным.
В малхут так же, как в бине, есть 2 ступени: холон и нэкев цар. Но есть огромная разница между отдалением бины и отдалением малхут. Отдаление от света хохма, которое есть в бине, – это отдаление по ее собственному желанию, потому что ее внутреннее свойство – это стремление к отдаче, хэсэд. Она стремится только к свету хасадим, наслаждению от отдачи, а не к получению света хохма. А отдаление, которое есть в малхут, – это отдаление насильственное, то есть исходящее не от желания самой бхины далет, а вследствие стоящего в ней экрана.
Имеет ли малхут желание получать ор хасадим? Нет, не имеет. Она желает получить весь свет хохма. А если за неимением этого она получает только маленькое свечение – аярат хохма, то это не ее желание. Желание бхины далет – получить весь свет хохма, который исходит из Творца.
Почему о желании бины не получать свет хохма и все отдавать мы говорим, что это желание добровольное, а о желании малхут ничего не получать – что это не добровольное желание? Ведь она все отдает, вследствие своего экрана, но мы все же говорим, что такое желание насильственное? Потому что оно против ее природы, так как малхут, согласно своей природе, желает только все получать, а экран пытается переделать ее намерение на противоположное.
Таким образом, бхина далет не желает быть в отдалении от ор хохма. Она отталкивает его и находится в удалении от него только потому, что не видит пути избавления от своего неприятного состояния, от страданий. Но это как бы насилие над своей природой. То есть затем, в бхине далет, кроме ее желания получать свет хохма возникает противоположное желание – ни в коем случае не получать свет хохма. Это второе желание как бы насильственное по отношению к ее исконной природе.
Мы говорим о мире Ацилут как о наивысшем мире. Однако мы изучаем, что свет, нисходящий из Творца, строит бхинот шорэш, алеф, бэт, гимэл, далет. Потом бхина далет делает Цимцум, потом строит мир Адам Кадмон, потом мир Некудим, потом происходит разбиение сосудов – и только потом появляется мир Ацилут.
Свидетельство о публикации №123050807473