Светильник из единого слитка золота

Об устройстве светильника (меноры) Писание говорит: «И вот устройство светильника: из единого слитка золота выкован он». И Раши объясняет, что такое «единый слиток»: «Это был кусок золотого слитка, который били молотком и резали ножницами, чтобы сгладить части [светильника] в исправленном виде, а его не собирали из отдельных частей посредством из соединения». «Так сделал он светильник». И объясняет Раши: «Благодаря Творцу возник он сам собой». И следует понять: если светильник возник сам собой, зачем же нужно было бить молотком и резать ножницами? Ведь очевидно, что если Творец создает светильник, было достаточно взять золотой слиток, и он возникнет сам собой. Зачем же нужно было бить [по нему]?

«Это был кусок золотого слитка». Тело называется золотым слитком, как сказано выше, что в Зоаре сказано: «У пиявки две дочери – которые орут, как собака: «Гав! Гав!» («Дай!», «Дай!»): «Дай нам счастье этого мира, дай нам счастье будущего мира»». И это тело называется золотым (зе-hав) слитком. «Били молотком», – означает: вся работа, которую тело совершает по принуждению, называется, что он «бьет молотком». «И режет ножницами», – то есть любым принуждением, которое совершает человек, он как будто отрезает часть от «золота» (зе-hав), то есть от желания получать ради себя. И как написано: «Чтобы сгладить части [светильника] в исправленном виде», – что означает снять с этих частей желание получать ради себя и исправить их ради отдачи. Это и называется «сгладить части [светильника] в исправленном виде».

Однако было не так, что возникала одна совершенная часть, то есть «ради отдачи», а затем – соединение всех частей в одно совершенное свойство. Происходило не так, а наоборот: каждая часть, которую он хотел исправить, на ее месте раскрывалось зло, а не добро. Поэтому у него было много частей, которые были не в порядке.

Однако после того как он пришел в состояние, когда увидел, что в его свойстве получения нет ни одной части, которая была бы готова работать на отдачу, и он увидел, что всё это слиток золота (зэ-hав), другими словами, он увидел, что зэ-hав, то есть его свойство получения, трудно изменить на отдачу, тогда завершилось его кли, то есть действие со стороны нижних, потому что он увидел, что не в состоянии преодолеть его. И это, как сказано: «И стенали сыны Исраэля от работы … и поднялся вопль их к Творцу от работы». И тут приходит помощь от Творца. Как сказано: «Так сделал он светильник», – и Раши объясняет: «Благодаря Творцу возник он сам собой».

Выходит, кто сделал светильник? Сам Творец. В таком случае, зачем же мне [нужна] работа Исраэля? И ответ: для того, чтобы раскрыть потребность, ибо только Творец может изменить созданную Им природу, чтобы у творений было желание получать ради себя. Иначе, человек думал бы, что он сам может изменить свойство получения на отдачу.

: «Сокрытое – Творцу, Всесильному нашему», – то есть намерение на отдачу, которое называется скрытой частью, как сказано выше, что человек не знает мыслей ближнего своего. Это человек должен знать, ведь правда заключается в том, что это не в нашей власти, а является скрытой частью, называемой намерением и принадлежащей Творцу, Всесильному нашему, который должен дать нам эту силу, и не в наших возможностях хоть как-то помочь Ему. А в чем мы всё же можем помочь Ему – это в том, что мы начинаем эту работу на отдачу и видим, что не способны выйти из заложенной в нас эгоистической любви. Этим мы помогаем Ему, обретая то знание, что только Он может помочь нам.

А если бы мы не начинали [работу] и не видели, что мы не способны продвигаться далее, [мы не достигли бы] этого исправления, когда мы будем знать, что только лишь Он один делает всё. Тогда как, если бы мы были в состоянии самостоятельно выйти из эгоистической любви, это означает, что мы бы думали таким образом, и нам не доставало бы знания, что «Он один совершал, совершает и будет совершать все деяния». В то же время, если мы сами видим, что не можем выйти из эгоистической любви, нам не нужно верить, что Он дал нам эту силу, потому что мы видим это в знании.

И из сказанного можно понять слова наших мудрецов (трактат Менахот, 29:1), что устройство светильника было трудно для Моше, «пока Творец не указал ему пальцем», – как сказано: «И вот устройство светильника». И следует объяснить это в отношении духовной работы, что действие светильника означает, чтобы светил свет Творца, – а для этого нужны отдающие келим. А откуда им взять отдающие келим, ведь это трудно, поскольку это против [нашей] природы? И Творец указал ему пальцем, сказав: «И вот действие», – другими словами: вы делайте действие, а Я дам намерение. И это называется: вы делайте открытую часть, а сокрытую часть дам Я. Как сказано: «Так сделал он светильник», – то есть сам собой.


Рецензии