Авраам. Смех Сары
Авраам – это свойство отдачи, Ицхак – свойство получения. Яков соединяет в себе эти два свойства в третье свойство. Свойства Авраам, Ицхак, Яков являются основополагающими свойствами души каждого, поэтому они называются праотцами.
Авраам (евр Аврахам)IИмя патриарха первонач звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам(Быт 17:5) Обе формы по значению соответствуют исходному авирам - "(мой) отец возвышен", причем под словом "отец" может подразумеваться Бог В Быт 17:5 А истолковывается как "отец...
...........
Образ- тело девушки ,без одеяния( на спине Картуш с именем)/ тело светится изнутри.... Протягиваю ей руку и говорю: Встань и иди... И т.д.
........
АВРААМ, Авраѓам (иврит. "отец великого народа", а также "отец множества народов"; ср. имя ‘a-bu-ra-mu, зафиксированное в аккадских клинописных текстах 2-й пол. 3-го тыс. до н. э., а также в текстах арамейской Эблы 3-го тыс. до н. э., обнаруженных в 1970-х) — одна из ключевых фигур в иудаизме, христианстве и исламе, именующихся авраамитическими религиями; родоначальник избранного рода Господа, праотец (патриарх) еврейского народа, отец Йицхака (Исаака) и Йаакова (Иакова), от двенадцати сыновей которого — правнуков А. — произошли двенадцать колен Израилевых; один из важнейших героев Торы, и в частности — Сефер Берешит (Книги Бытия), начиная с 12-й главы. Имя А. выступает в Библии как первое из трех собственных имен (наряду с Йицхаком и Йааковом), по отношению к которым слово "Бог" выступает как определяемое. А. — первый, кто добровольно откликнулся на призыв Бога и удостоился Его избрания, заключил с Ним Вечный Завет (см. Берит), связанный с особыми замыслами Творца относительно избранного народа, который произойдет от А., а также относительно судеб всего человечества. Он был первым, к кому библейский текст применяет определение ѓа-иври — "еврей" (корень со значением "выход", "исход", "переход"); отсюда и древнейшее именование народа, произошедшего от А., — иврим ("евреи").
Именно с А. начинается история истинного Завета — утверждения слова и образа Божьего в душе человека. Сама же идея Союза-Завета (в оригинале — иврит. берит — "союз", "договор") предполагает свободу воли и ответственность, обоюдную, взаимную верность Бога и человека. С этой идеей неразделимо связаны идеи Обетования и Исхода. Обетование — сквозной мотив, соединяющий все истории патриархов в Торе в единый эпос. Это то, что придает смысл жизни каждого из патриархов и всего народа в целом, то, на что нужно без колебаний променять наличные блага и двинуться в путь (часто в неизвестность) по призыву Всевышнего. Таким образом, достижение Обетования и верность Завету невозможны без Исхода, понимаемого не только как физическое передвижение в пространстве, но и как духовное движение, способность откликнуться на зов Бога.
Первым, кто услышал призыв "лех-леха" ("встань и иди"; букв. — "иди, иди себе" или, как толкует иудейская традиция, "иди к себе" — призыв к самопознанию) и откликнулся на него, и был А.
Согласно тексту Торы, А. услышал голос Всевышнего, заключил с Ним Завет и двинулся в путь в землю Ханаанскую, когда ему было семьдесят пять лет. Вместе с ним вышли из Харрана его жена, его племянник Лот со своим семейством, а также их слуги....
Только через тринадцать лет, когда А. исполнилось девяносто девять (число, кратное сразу двум сакральным числам — "три" и "девять"), в новом акте Откровения, обновляя Завет с А., Господь пообещал ему сына от Сары. Это явление Всевышнего своему избраннику отличается от всех предыдущих тем, что Он властно предъявляет требование ко всей жизни А., требуя от него особой чистоты и духовного совершенства: "Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; И поставлю Завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя" (Быт 17:1—2).
....
" Ты должна во всем быть правдива со мной!..."
....
Таким образом, призыв "быть непорочным" включает в себя чистоту сердца и рук, добрые деяния и искреннюю любовь к Богу. "И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: Я — вот Завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов" (Быт 17:3—4). Крайне важна формула "Я — вот Завет Мой с тобою". Именно А. открывается вся полнота Божественного Я, великой Личности, которая вступает в диалог с человеком, приглашая его в соучастники Своих замыслов и бесконечно поднимая его до своего Совершенства. Вся цель и весь смысл жизни А. в постижении этого Высшего Я, которое становится для него Вечным Ты (в терминологии иудейского экзистенциалиста М. Бубера). В знак важности этого момента Господь меняет имя А.: "И не будешь ты больше называться Аврамом; но будет тебе имя: Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов" (Быт 17:5).
Следующее важнейшее явление Всевышнего А. связано с Благовещением — возвещением ему и Саре благой вести о рождении у них через год сына. Господь является Своему избраннику в тот момент, когда в полдневный зной он сидит у входа в шатер под своим любимым дубом в дубраве Мамре: "Он возвел очи свои, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него" (Быт 18:2). Наделенный огромной интуицией и внутренним зрением А. сразу узнал в пришедших к нему трех мужах Бога и двух ангелов: "Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоговение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего" (Быт, 18:2—3). С подобающим гостеприимством А. и Сара угощают гостей всем лучшим, что у них есть. Впоследствии христианская экзегеза увидит в этом эпизоде одно из указаний на троичную (см. Троица) природу Бога, а сам эпизод в христианской традиции получит каноническое название "Ветхозаветная Троица" (один из самых распространенных сюжетов христианской живописи и иконографии, изображающий трех ангелов, сидящих за столом, а также А. и Сару, угощающих их; наиболее известная иллюстрация в русской живописи — "Троица" Андрея Рублева). Однако в тексте Книги Бытия четко указывается, что А. обращается как к Богу к одному из своих гостей и продолжает с Ним беседовать, когда двое других уходят карать погрязший в грехах и разврате Седом (Содом): "И обратились мужи оттуда, и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа" (Быт 18:22). Но перед этим Господь возвещает А. рождение сына ровно через год: "И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей" (Быт 18:10). Слова Всевышнего вызывают недоумение у престарелой Сары (ей в это время около девяноста лет), а также внутренний смех, который она с трудом пытается подавить: ей смешно, ибо она знает, что уже не способна родить. Однако этот смех не ускользает от внимания Господа, который говорит А.: "...отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?" Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын" (Быт 18:14). И когда через год у Сары действительно родился сын, А. назвал его — в вечное напоминание о визите удивительных гостей — Йицхак-[Эль], что означает "да воссмеется [Бог]", "будет смеяться [Бог]": "И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется" (Быт..)
Свидетельство о публикации №123040201319