Рыба. Каббала. Раскрытие образа... Разведчики

Обычай сначала есть на трапезе рыбу, а затем мясо, происходит из того, что духовный уровень «рыба» человек получает без предварительной подготовки. Потому ее едят первой, ведь к этому не нужно готовиться. Как сказано: «Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром» (Бемидбар). И объясняет Зоар: «даром» – значит без усилий по выполнению Заповедей, то есть без подготовки.

А не требует рыба подготовки, потому что есть в ней только голова, но нет ни рук, ни ног, как сказано о ней: «Хотел Йосеф рыбы и нашел в ее теле жемчужину» (Вавилонский Талмуд). «Жемчужина» (маргалит) означает свойство «разведывать» (мерагель), а «рыба» – отсутствие выяснения и переговоров, и потому нет у нее ни рук, ни ног («раглаим» от слова разведчики, «мераглим»).

У рыбы есть как бы половина тела, подобно парцуфу в Цим-цум Бет, когда Малхут поднимается в Бину. И от этого каждая ступень разделяется на две половины, чем создается место для разведчиков (мераглим). А все переговоры идут только вокруг этих разведчиков, из чего исходит вся Тора. И в этом смысл жемчужины (маргалит), которая висела у него на шее, и каждый больной, взглянув на нее, немедленно исцелялся.

Тогда как за саму «рыбу» нет никакой платы, то есть она дается даром, как сказано, что Исраэль плакали в пустыне о рыбе, которую даром ели в Египте. Это «Зоркий глаз, который никогда не дремлет», а потому не нуждается в охране, потому что тело рыбы – это Хохма, получаемая прежде исправления, как Суббота, данная прежде Торы.
Образ. 8.03.23.
Тора – это свет, получаемый от «переговоров» (выявления, исправления и наполнения желания получать, АХАП). И сказано: «Ни руки, ни ноги своей не обнаружил я на месте учебы», то есть не вел выяснений и переговоров, а это называется «даром». А Тора называется «будущий мир», о котором сказано: «сидите и наслаждайтесь», и насыщение наслаждением не уменьшает наслаждение, потому что это – наслаждение души. Тогда как Суббота, данная прежде Торы – это свет Хохма, получаемый и ограниченный телом, а потому насыщение аннулирует наслаждение.


В материальном плане — она наиболее связана со своим источником — водой и не может существовать без нее. 2. В духовном плане — она имеет постоянную связь со своим духовным источником. Из этого следует, что духовный план рыбы наиболее связан с этим физическим миром.


Употребляя рыбу в субботу, человек воссоединяется с самыми высокими уровнями святости духовных миров.

Рыбы наиболее близки к источнику святости и поэтому они были сотворены первыми.

2. Называя животных своими именами, Адам приблизил и раскрыл в них связь с Божественным светом, но поскольку рыбы сами по себе имеют связь с этим источником, то им не нужно было давать имя.

3. Рыбы не погибли во время потопа, поскольку они наиболее связаны с Б-гом18.

4. Глаза рыбы всегда открыты из-за своей высокой связи с Б-гом, про которого сказано: «Ведь никогда не дремлет и не спит страж Израиля»1



«Шхита» совершается для того, чтобы притянуть и раскрыть святой источник животного, но близость рыбы к источнику исключает в этом необходимость.
.....
Hа иврите слово «Шхита» происходит от слово «Мешиха» — притяжение (см. трактат «Хулин» 32б).
.....


7. Кровь — это символ жизни и наслаждения, поэтому еврею запрещается пить кровь, что намекает на опасности, связанные с увлечениями материального мира. Но рыбья кровь холодная; она не символизирует сближение с материальностью, а поэтому разрешена в употребление.

8. Объясняется, что духовный источник молока связан с атрибутом «хэсед»( милость), а мяса — с атрибутом «гвура»( строгость), в связи с чем они не сочетаются вместе. Но духовный источник рыбы находится в «Эйн-Соф», бесконечности, где не существует разделения на атрибуты; из этого исходит разрешение употребления рыбы с мясом или с молоком в одной трапезе.



На трапезу Мошиаха будет подан «ливьятан» по нескольким причинам:
 1. Из-за его высочайшего духовного источника.
 2. Ливьятан — король всех рыб.
3. Слово «ливьятан» сходно по смыслу со словом «соединение» и посредством того, что человек ест эту рыбу, он связывается с (высокой) духовностью.

 «Божественная колесница» состоит из лица человека, животных, скота и кур; она же является источником влияния для всех миров и всего сотворённого. Духовный корень рыб (находится в мире «Ацилут»), который, в свою очередь, стоит над «Колесницей» (имеющий источник в мире «Брия»). Следовательно, рыба не нуждается во влиянии от самой Колесницы.


Написано, что несмотря на то, что евреи ели манну, они чувствовали себя голодными .Объясняется, что человек мог почувствовать любой вкус пищи за исключением, вкуса рыбы. Манна была подарком с небес; в этом есть намек, что от евреев не требовалось его заработать физически трудясь в материальном мире. В отличии от этого, рыба символизирует получение влияние свыше, посредством труда и работы в физическом мире.

Рыбы размножаются наиболее больше и быстрее, чем остальные животные, поскольку у них существует наиболее высокое соединение между самими собой (или по словам каббалы, полноценная связь между «машпиа» и «мекабел»).

15. Размножение всех остальных видов животных устроено таким образом, что самец влияет первым на самку, но в случае с рыбами, самка первая влияет (выделением яиц), а затем идёт ответная реакция самца. Буквы «далет» (женский род) и «гимель» (мужской род) составляющие слово «рыба» (на ивр. «ДАГ») построены в таком порядке, что буква женского рода стоит перед буквой мужского рода.



Кошерные рыбы плавают на поверхности, поскольку верхние воды символизируют сближенность к святости, а нижние воды являются символом отдаленности от святости и некошерные рыбы плавают на глубине.


Даже духовная суть рыб может утянуть вниз с уровня Моше.

17. Духовная чистота рыбы настолько велика и сближена со святостью, что изделия из рыбы не могут загрязняться нечистотой.



Известно утверждение наших мудрецов, что перед приходом Мошиаха «будет невозможно найти рыбу для больного». Это будет не из-за недостатка рыб, а в связи с окончанием работы («бирур») по отделению искр святости, и тем самым завершению Божественной цели душ в этом мире. Поэтому, когда работа подходит к полноценности или завершенности, не будет найдена рыба, что означает, в свою очередь, полное освобождение.




«Рыбы созданы в заслугу, в основном, евреев, и в особенности, хасидов, о которых сказано: „Ваидгу ла-ров…“. Это значит, что даже в относящихся к миру и материальности делах они ведут себя как рыбы, не отсоединяясь от своего источника жизни… пути Торы и её законов


.....

В Божественной Колеснице упомянуты: человек, лев, бык, и орел. В хасидизме объясняется, что в зависимости от изображений на Колеснице, происходит влияние на всех тех, кто в ней изображены. Например, от лица человека нисходит влияние всем людям, живущим в физическим мире; от лица льва — всем животным, от лица быка — всему вида скота, а от лица орла — всем вида птиц. Спрашивается, почему нет изображения «лица рыбы» в святой колеснице?

.....
Манитор,экрана- способность видеть ( плавать и водить в воде...осматривать дно( песчинки и рыбки спят на дне... ).
Монитор экрана отца находится в колеснице...
........

Ибо рыба есть свойство: «Йосеф разрезал рыбу и нашел в ее мясе жемчужину». «Жемчужина» 'маргали;т' – это свойство «разведчика» 'мераге;ль'.

А «рыба» – это свойство, в котором нет выяснений (букв. «переговоров»), что означает, что у нее ни рук, ни ног. А «разрезал» 'хаца;' означает, что благодаря подъему малхут в бину,( Соединение дочери и матери,получение ее одеяний...подслащение Малхут. Малхут- соль/ Бина вода- морская вода...) каждая ступень разделилась на две половины 'хацаи;н', и из-за этого разделения появилось место для «разведчиков». И все выяснения касаются этих разведчиков, ибо вся Тора происходит оттуда. И потому жемчужина висела на его шее, и любой больной человек, который смотрел на нее, сейчас же исцелялся.

В то же время, что касается только лишь рыбы – нет никакого вознаграждения, а она относится к свойству «даром», как сказано: «Которую мы ели в Египте даром». Глаз «открыт и никогда не спит». И потому не нужно «надзора», так как рыба – это состояние хохмы и состояние субботы, которые предшествовали Торе.
А Тора означает выяснения, и это называется «не нашел ни рук, ни ног в доме учения», то есть не было выяснений. А «даром» и означает «без выяснений». А Тора называется свойством будущего мира, в котором есть состояние «насытятся и насладятся» и где насыщение не гасит наслаждения, поскольку это является наслаждением души. Тогда как свойство «субботы, предшествующей Торе», то есть свойство хохмы, поступает в тело, а тело означает границу, где насыщение гасит наслаждение.


Трактат Бава Батра, 16:2. Рабби Шимон бен Йохай говорит: драгоценный камень висел на шее праотца Авраама, и всякий больной человек, который видел его, сразу же исцелялся.
Йосиф и жемчужина на груди...
......
Можно видеть  рыбу и ее тело это волны радужного света...перламутр( перл- жемчужина)... Такие же волны радужного света являют глаза давида- они сами цветов золота... Только такие очки( бог- царство) радужного света дают возможность слышать голос тишины, зрить образы высшие... Ибо ведёт того кто имеет сии очки десница Творца( Бины) и на ее коленях дитя пьет молоко Матери- книгу сияния читает... Свет наполняет его...

Таких рыбок две- они как близнецы... Правый и левый глаз .

........


Надзор открытого [глаза], который никогда не дремлет и всегда настороже, [установлен в эйнаим 'глазах' Арих Анпина.


Книга Зоар объясняет эпизод с разведчиками, которых Моше послал разведать землю Исраэля, ...
Царица южная- Малхут подслащенная Биной...

в смысле духовной страны (Шлах, стр. 20-23, комментарий "Сулам", пп. 56-57). "Сказано, что повелел им Творец, говоря: "Идите на юг, – то есть усердствуйте в Торе, и через Неё познаете вы этот мир. И осмотрите эту страну, какова она, – т.е. оттуда увидите вы этот мир, в который веду Я вас.

И народ, живущий в ней – это праведники, живущие в раю. Силен он или слаб, – т.е. увидите там, почему вы удостоились всего этого: потому ли, что преодолели силой свою природу и сломили ее, или в слабости, без всякого усилия. Укрепили свои силы в Торе, занимаясь Ею денно и нощно, или бессильно оставили Её, но все-таки удостоились всего этого.

Малочислен он или многочислен, – много ли тех, кто занимаясь служением Мне и укрепляя в Торе свои силы, удостоился всего этого, или нет? И какова земля эта, тучна она или тоща, – через Тору узнаете вы, какова земля эта, – т.е. каков этот мир, – изобилует ли она высшим благом для жителей своих или скудна во всем.

И взошли в пустыне и дошли до Хеврона. "И взошли в пустыне" (буквально "поднялись") означает, что люди поднимаютсяв Ней, в Торе. "В пустыне" – означает с ленивым сердцем, подобно человеку, который впустую прилагает усилия на сухой земле и не ждет от нее никакой награды. Он видит, что богатство этого мира потеряно для этой земли, и думает, что все уже потеряно.

"В пустыне" – т.е., как сказано: "пересохли воды". "И дошел до Хеврона", т.е. дошел до слияния с Торой (ивр. "Хеврон" и "леитхабер", слиться, соединиться – однокоренные слова). А Хеврон был построен на семь лет – имеются в виду 70 ликов Торы.

И дошли до долины Эшколь – имеется в виду сказание и толкование, основанные на вере. И срезали там ветвь, т.е. узнали там основы всему, нечто главное. Те, в ком есть вера, радуются этим вещам. В них эти вещи получают благословение. И видят они, что корень у этих вещей один и суть в них одна, и не отделены они друг от друга. Те же, у кого нет веры и не учат Тору ради Творца, отделяют веру, т.е. Малхут, от Зеир Анпина, потому что нет в них веры в то, что суть их одна и корень у них один.

И то, что сказано: "и понесли ее на шесте вдвоем" – означает, что отделили они письменную Тору от устной Торы. И от гранатов, и от смоковниц – то есть, от тех вещей, которые полностью принадлежат нечистой силе, как со стороны вероотступничества, так и со стороны разделения. Ведь слово "гранат" происходит от слова "вероотступник", а " смоковница" – от слов "и Творец не с ним" – это сказано о тех, кто не верит в управление Творца и все называет случайностью. Эти люди отделяют Творца от мира.

И возвратились они с осмотра страны. "И возвратились", т.е. вернулись ко злу и свернули с истинного пути, говоря: "Что выйдет нам с этого? До сего дня не видели мы добра в мире. Трудились в Торе, но дом наш пуст. Были мы средь падших народа этого. А тот мир, – кто удостоится его, и кто войдет в него? Лучше было нам не прилагать стольких усилий".
И рассказали ему и сказали: вот мы трудились и изучали, чтобы узнать ту часть мира, как ты нам присоветовал, " и правда течет она молоком и медом", хорош этот высший мир, как мы знали и из Торы, но кто же может Её, т.е. Торы удостоиться? Однако силен народ. "Силен" народ, который удостоился того мира, и пренебрёг всем этим миром с его богатством. Кто способен поступить так во имя того, чтобы удостоиться Торы?

Однако, конечно, силен народ, населяющий её. Кто хочет удостоиться Её, должен быть силен богатством, как сказано, и богатый ответит силой. И города большие укрепленные,т.е. дома, полные всякого добра, и нет у них ни в чем недостатка. А также, "и еще великанов видели мы там", т.е. тело должно быть сильным и мощным, как у льва, ибо Тора истощает силы человека, – кто же сможет удостоиться Её?

А также Амалек живет в пустынной стране. Так что, если даже скажет человек, что все это он смог преодолеть, то "Амалек живет в пустыне, т.е. нечистая сила, неотступный обвинитель, вечно сидит в теле человека. Выражено это в словах "и удержали они сердца народа Исраэля, ибо дурной слух пустили они о земле этой".
Зоар разбирает эпизод с разведчиками в связи с вступлением человека во внутреннюю работу, которую мы называем принятием на себя бремени Высшего Царства. Таким путем удостаиваются получения Торы, как это произошло на горе Синай, когда сказали сыны Исраэля: "сделаем и услышим".

Так же и каждый отдельный человек, желающий удостоится получения Торы, должен пройти период, называемый "сделаем", и только после этого сможет удостоиться категории " услышим". Категория "сделаем" подразделяется на много ступеней, но в целом ее можно разделить на две части:

1) Открытая часть Торы, когда человек в действии выполняет Тору и Заповеди, уча их денно и нощно. И он соблюдает Заповеди во всех тонкостях и деталях, так, что нечего ему прибавить в действии. И намерение его – делать все ради Творца, исполнять Заповеди Царя, за что он надеется получить награду в этом мире и в будущем мире. И с этой точки зрения он называется праведником.

2) Скрытая часть Торы, т.е. намерение человека в момент его действий. Это намерение скрыто от других людей и главным образом от самого человека, потому что его работа должна быть выше разума. Тогда разум не сможет критиковать его работу, если конечно человек идет по пути, ведущему к слиянию с Творцом, т.е. по пути, называемом "ради отдачи", или иначе, "не ради получения награды".

Поэтому – это скрытая часть, ибо человек работает не за награду, и награда сокрыта от него. (Объяснение: человек, работающий за вознаграждение, знает, что работает как следует, потому что получает оплату. Однако те люди, которые работают ради того, чтобы дать блаженство своему Творцу, насладить Его, не могут видеть получает ли Творец наслаждение от их работы. Им остается верить, что Творец наслаждается от этого. Выходит, что их оплата, называемая "ради отдачи" – тоже выше разума.)
Есть и другие причины, по которым эта работа называется скрытой частью. И эта работа относится не ко всему обществу в целом, а к отдельным людям, как пишет РаМБа''М (в конце законов о Тшуве): "И сказали мудрецы, что вечно будет человек заниматься Торой, хотя бы и не ради Творца, ибо от "не ради Творца" придет к "ради Творца".

Поэтому, когда учат малолетних, женщин и вообще простой народ, их учат работать из страха и за награду. Пока не возрастет их знание, и не наберут они мудрости, шаг за шагом открывают им эту тайну и осторожно приучают их к этому, до тех пор, пока не постигнут Его, не познают и не станут служить Ему из любви".

История с разведчиками, как правило, начинает проявляться у человека, когда он хочет идти по пути слияния с Творцом, т.е. по пути "отдачи". Тогда приходят к нему разведчики со своими справедливыми, по их разумению, утверждениями и убеждают, что с рациональной точки зрения они правы.

Как говорит Зоар: "Человек – это мир в миниатюре, включающий в себя семьдесят народов мира и категорию Исраэль". Это объясняется тем, что существуют семь категорий, т.е. семь сфирот, которым соответствуют семь категорий нечистых сил, каждая из которых в свою очередь состоит из десяти, всего получается семьдесят. Каждому народу соответствует свое желание, и каждый народ хочет, чтобы его желание возобладало над другими. Народу Исраэля в человеке тоже соответствует определенное желание – желание слиться с Творцом.

Однако есть закон, согласно которому человек не в состоянии бороться с самим собой. Для этого требуются особые силы, позволяющие человеку идти наперекор собственному мнению. В то же время, если человек уверен в истинности своего мнения, у него достанет сил на борьбу с противником – другим человеком. И он ни за что не уступит чужому мнению.
Поэтому человек должен представить себе, что в его теле сидят семьдесят народов мира и народ Исраэля, и определиться, к какому народу он принадлежит. Ибо есть правило, согласно которому каждый человек любит свою родину и готов сражаться ради ее блага. Посему он должен решить, принадлежит ли он народу Исраэля или к одному из семидесяти народов. И если он решает для себя, что он принадлежит народу Исраэля, он может противостоять семидесяти народам всякий раз, когда видит, что они собираются воевать с ним.
.....
на дне ,на песке лежат и дремят 7 рыб как ступени .... Око плавающей над ними рыбы наблюдает все что происходит на дне... На поверхности нет страха ибо ничего злого не попадет туда...
......
Когда речь идет у духовной работе, народ Исраэля называется Яшар-Эль – прямо к Творцу, ибо он желает слиться с Творцом, и он желает царства, т.е. хочет принять на себя бремя Высшего Царства. А Царство называется Богом, как сказано в Зоаре (Корах, стр. 5, "Сулам", п. 14): "И Бог гневается каждый день, и Он – Царство. И семьдесят народов в теле человека противятся этому и борются с категорией Исраэль, и разными приемами пытаются уничтожить ее.

Но, когда человек работает над своим намерением, т.е. стремится настроить свое намерение "на отдачу", начинают действовать утверждения разведчиков, разобранные в Зоаре. Основываясь на словах Торы, Зоар толкует эти утверждения в том смысле, что разведчики не согласны с категорией "Исраэль" в человеке и воюют с ним, желая стереть его с лица земли. Чтобы и не воображал себе, что когда-нибудь достигнет того, чего он хочет достичь.

И они прибегают ко всякого рода аргументам в своей борьбе против Исраэля, ведь семьдесят народов основываются на желании получать, в то время как категория Исраэль основана на желании аннулировать себя перед Творцом, не требуя за это никакого вознаграждения.

Поэтому когда человек хочет идти наперекор их мнению, они особенно поднимают голос, своими доводами давая человеку умом понять, что у него нет ни малейшего шанса достичь того, чего он хочет.

Поэтому когда человек хочет идти наперекор их мнению, они особенно поднимают голос, своими доводами давая человеку умом понять, что у него нет ни малейшего шанса достичь того, чего он хочет.

А иногда разведчики внушают человеку мысль, которая намного тяжелее, чем все их прочие доводы, говоря ему: "Знай, что такому низкому человеку как ты, Творец не может помочь". И это тяжелее всего, ибо всякий час, когда человека постигает несчастье, у него есть возможность молиться. Но когда они объясняют человеку, что он работает напрасно , ибо не может Творец помочь ему, они забирают у него возможность молиться, и что ему остается тогда делать? К кому ему обращаться за помощью?

Зоар говорит (Шлах, "Сулам", 82): "Сказал раби Иоси: "Взяли себе за правило обо всем дурно отзываться. Что значит "обо всем"? Имеется в виду о стране и о Творце". Сказал раби Ицхак: "О стране – это верно, но о Творце – откуда мы можем это знать?" И отвечал он: "Это смысл слов "однако, силен народ". Т.е. кто может справиться с ним? Ибо силен народ, т.е. даже Творец не может справиться с ним. Следовательно, отзывались дурно и о Творце".

На все аргументы разведчиков, которые возникают у человека, он не должен возражать рациональным путём и не должен ждать, пока найдёт опровержения, все это время оставаясь под их властью. Он должен понять, что никогда не сможет опровергнуть их аргументы внешним разумом.

Только, когда он обретет внутренний разум, он получит язык, с помощью которого сможет объясняться с ними. Пока же он вынужден идти выше разума, говоря: "Хоть разум и важная вещь, вера все же важнее разума".

Он должен идти не разумом, а верой, веря в то, что сказали наши мудрецы, т.е. в то, что человек должен принять на себя бремя Высшего Управления, идя выше знания. Только тогда рассеются все аргументы разведчиков, ведь все они построены только на знании в рамках внешнего разума.
И это сказанное Исраэлю, когда он готовился к получению Торы: сделаем и потом услышим, где деяние идет без участия внешнего разума, полагаясь на приказывающего, в уверенности, что приказывающий точно знает, что человеку плохо и что ему хорошо.

Спрашивается, зачем Творец наделил нас внешним разумом, которым мы пользуемся во всем, если в духовной работе мы должны идти наперекор тому разуму, который мы получили при рождении, а не в согласии с ним. Ответ: потому, что Творец хотел, чтобы мы просили Его о помощи, и помощь, которую Он дает нам – это свет Торы.

А если бы мы могли обойтись без помощи Творца, мы бы не нуждались в свете Торы, как сказано мудрецами: "Я создал нечистую силу и сотворил Тору, как приправу к Ней". И для того, чтобы человек вознуждался в свете Торы, нам дано работать в категории "скрытого", так, чтобы человек ощущал необходимость во внутреннем разуме.
Вооружась этим знанием, тело уже согласно работать ради того, чтобы доставить наслаждение Творцу. Как сказано: "Если желанны Творцу пути человека, даже враги его, т.е. его нечистые желания, примирятся с ним".

Ибо внешний разум создан Творцом таким образом, что он нисколько не помогает человеку в духовной работе, скорее мешая ему работать "на отдачу". Как сказано в Зоаре (Ноах, стр. 23, "Сулам", п. 63): "Если человек хочет очиститься, ему помогают святой душой, и очищают и освящают его, и он называется святым".

И через это у человека появляется потребность получить света НаРаНХа''Й, принадлежащие корню его души, как части общей души Первого Человека. Как пишет АР''И: "Есть такие, которые являются частью его головы, и есть – являющиеся частью его тела".

Поэтому и было произведено исправление, называемое сокрытием, так, чтобы знание, или внешний разум человека, препятствовало работе ради Творца. И поэтому, все соображения человека, основанные на знании в рамках внешнего разума, говорят ему, что не стоит ему работать на отдачу.

Когда же человек идет внутри знания, т.е. сам разум говорит ему о целесообразности духовной работы, он способен прилагать усилия в этой работе. Поэтому внешний разум обязывает человека работать с намерением "ради получения", что и называется "внутри знания". А когда он удостаивается внутреннего разума, т.е. внутреннего знания, разум обязывает его работать "ради отдачи", чтобы дать блаженство Творцу.
.....


Но самое главное — рыба в Каббале символизирует тайную мудрость (которая так же, как и рыба в воде, скрыта от глаз и разума непосвященных).

       Бог это царство!

.....................


Рецензии