Сефер Ецира

Сефер Ецира
Сефер Ецира – книга творения
Часть 10.

Мишна 1: Вот они три праматери: Алеф, Мем, Шин. Из них – три праотца. Они – воздух, вода, огонь. Из праотцев – потомки. Три праотца и их потомки, и семь звезд, и их армии, и двенадцать ребер по диагонали.

Мишна 2: Три праматери: Алеф, Мем, Шин – воздух, вода, огонь. Огонь наверху, вода внизу, воздух – дух, закон склоняющий между ними. Знак тому –огонь, поддерживающий воду. Мем молчащая, Шин свистящая, Алеф – воздух, дух, закон склоняет меж ними.

Мишна 3: В мире как на троне, кругооборот в году как царь в государстве, сердце в душе как царь на войне.

Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла. Добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых.

Мишна 5: Трое, каждый из них самостоятельно стоит: один защищает, и один обвиняет, и один склоняет меж ними. Семь, трое против троих и закон один склоняет меж ними. Двенадцать стоят в войне: трое любят, трое ненавидят, трое оживляют и трое умерщвляют. Трое любящих – сердце и уши, трое ненавидящих – печень, желчный пузырь и язык, трое оживляющих – две ноздри и селезенка, трое умерщвляющих – два отверстия и рот. Творец, Царь верный, управляет всеми из места святого Его навечно. Один – над тремя и трое – над семью, семь – над двенадцатью, все связаны плотно друг с другом.

Мишна 6: Вот двадцать две буквы: которыми отпечатал и создал три книги, из них весь свой мир сотворил, сформировал ими всех сформированных и всех будущих сформированных.

Мишна 7: Когда пришел Авраам, посмотрел, увидел, понял, исследовал, установил и вырубил – получилось у него творение, как сказано: "И душу, которую сделал в Харане". Немедленно открылся ему Господин всего, Благословенный – навсегда Его имя. Усадил его у Себя, поцеловал в голову, назвал именем Авраам, мой любимец, установил с ним и с потомством его союз навечно, как сказано: "И поверил в Творца, и зачлась ему праведность". Установил с ним союз между десятью пальцами рук – это союз языка. И между десятью пальцами ног – это союз крайней плоти. Привязал двадцать две буквы Торы к языку его, открыл Аврааму тайну свою, очистил водой и поджог их огнём, развеял ветром и сжег семью, распределил их между двенадцатью созвездий.

СЕФЕР ЕЦИРА, КНИГА ТВОРЕНИЯ


Глава 1

  «1. Ях, Повелитель Духов, живой Элохим, Царь Вселенной, Всемогущий, Милосердный Благостный Бог, Все Превосходящий, Восседающий на Небе, чье обиталище есть Вечность, Возвышенный и Священнейший, начертал свое имя и сотворил Вселенную в 32 таинственных шага мудрости (науки) тремя Серафимами: Числами, Буквами и Звуками, которые пребывают в Нем, едином и неделимом.
  2. Десять Сефирот (десять свойств Невыразимого Единого) и двадцать две буквы являются Основанием всех вещей. Из этих 22 букв три называются Матерями, семь - Двойными и двенадцать – Простыми».

«3. Десять чисел (Сефирот) из Ничего аналогичны десяти пальцам на ногах и руках: пять против пяти. В центре между ними Завет с Единым Богом и только Им. В духовном мире это завет голоса (Слово) и в телесном мире – обрезание плоти (обряд Авраама).
  4. Десятка – это число (Сефирот) из Ничего, десять - не девять, Десять - не одиннадцать. Осознай эту великую мудрость, пойми это знание и станешь мудрым. Вникни в эту тайну и размышляй над ней. Рассматривай все эти вещи посредством Сефирот. Отдай слово Его Создателю и веди Создателя снова на Его трон. Он единственный Творец, и нет никого подле Него. Его атрибуты – десятка, и нет им предела.
  5. Десять невыразимых Сефирот имеют десять бесконечностей:
  бесконечное начало и бесконечный конец,
  бесконечное добро и бесконечное зло,
  бесконечная высота и бесконечная глубина,
  бесконечный Восток и бесконечный Запад,
  бесконечный Север и бесконечный Юг,
  и над всеми ними Единый Господь Бог, истинный Царь. Он правит всеми и вся из Своего священного обиталища из века в век».

«6. Появление десяти сфер (Сефирот) из Ничего было подобно вспышке молнии или искре пламени, и были они без начала и конца. Слово Бога было в них, когда они выходят из Него и когда возвращаются к Нему. Они мчатся по его приказу, как вихрь, и простираются перед Его троном.
  7. Десять Сефирот в конце своем связанны с их началом, а их начала связанны с концами, и связанны они, как пламя с углями, потому что Господь является Высочайшим, и нет другого такого, как Он. Что ты можешь посчитать перед Одним?
  8. О числе (10) сфер существования (Сефирот) из ничего умолчи, замкни уста свои и охрани свое сердце для размышления, а если откроешь рот, произнося слова, и направишь свое сердце к размышлению, управляй ими и вернись к молчанию. Ведь и записано: «И все живые создания убежали и вернулись». Из этой мудрости и состоял Завет нам».

9. Есть десять эманаций числа из Ничего:
  1-я. Дух живого Элохима, многократно Благословенного Элохима. Его Голос, Его Дух, Его Слово составляют Святой Дух.
  2-я. Он сотворил воздух из духа, и в воздухе Он сотворили установил двадцать две буквы и звука. Три из них были основными или «матерями», семь были двойными и двенадцать – простыми, но дух был первее и выше их всех.
  3-я. Изначальную воду Он извлек из воздуха. Он образовал двадцать две буквы и вылепил их из глины, сделав из них границу, поставив их, как стену и положил их, как оборонительный вал. И посыпал Он на них снег, и они стали землей, потому как написано: «Ибо снегу Он говорит: будь на земле» (Иов гл. 37.6).
  4-я. Огонь (Эфир) Он извлек из воды. Он сотворил и установил Трон Славы. Он сделал Серафимов, Офанимов и Священных Живых Созданий (херувимов?) как своих ангелов-помощников. И из этих трех Он образовал Свое окружение, ведь написано: «Кто сделал Своих духов-ангелов, тот управляет огненным пламенем» (Псалмы, 4).
  5-я. Он выбрал три согласных (I, H, V,) из простых букв – тайна, относящаяся к трем матерям, или первым элементам (в оригинале еврейские буквы) (A, M, Sh): воздуху, воде и огню (Эфиру). Он запечатал их духом Своим и образовал из них Великое Имя, и тем самым запечатал вселенную в шести направлениях. Он обратился вверх и запечатал его (в оригинале еврейские буквы) (I, H. V).
  6-я. Он обратился вниз и запечатал бездну с (в оригинале еврейские буквы) (H, I, V).
  7-я. Он обратился вперед и запечатал Восток с (в оригинале еврейские буквы) (V, I, H).
  8-я. Он обратился назад и запечатал Запад с (в оригинале еврейские буквы) (V, H, I).
  9-я. Он обратился направо и запечатал Юг с (в оригинале еврейские буквы) (I, V, H).
  10-я. Он обратился налево и запечатал Север с (в оригинале еврейские буквы) (H, V, I). Примечание. Этот порядок букв Великого Имени принадлежит преподобному доктору Калишу.
  10. Таковы десять невыразимых сущностей из Ничего: из духа Живого Бога изошел воздух, из воздуха – вода, из воды – огонь (эфир), из огня – высота и глубина, Восток и Запад, Север и Юг».



1. Есть двадцать две основные буквы (и звука). Три из них являются первыми элементами (вода, воздух, огонь), началами или матерями; семь из них - двойные буквы и двенадцать – простые. Три первые буквы (в оригинале еврейские буквы) Sh M A имеют в своем основании равновесие. На одном конце шкалы - добродетели, на другом - пороки, и они уравновешены языком. Из первых основных букв буквы (в оригинале еврейские буквы) M – немой звук, воде подобный, (в оригинале еврейские буквы) Sh шипит, как огонь, и (в оригинале еврейские буквы) A – примиряющее дыхание между ними.
  2. Двадцать две основные буквы были рассчитаны, сформированы и определены Творцом. Он собрал их, взвесил и сочетал друг с другом, создав из них все сущее и все то, что еще будет.
  3. Эти двадцать две буквы образуются голосом и выдыхаются в воздух. Эти звуки произносятся пятью различными частями человеческого рта: гортанные (в оригинале еврейские буквы), небные (в оригинале еврейские буквы), язычные (в оригинале еврейские буквы), зубные (в оригинале еврейские буквы), губные (в оригинале еврейские буквы).
  4. Он разместил двадцать две буквы в кольцо (сферу), подобно стене с 231 воротами, и повернул эту сферу вперед и назад. Повернутая вперед сфера означает добро, повернутая обратно – зло. Три буквы могут служить иллюстрацией. Нет ничего лучше, чем (в оригинале еврейские буквы) ONG – радость, и нет ничего хуже, чем (в оригинале еврейские буквы) NGO – чума (печаль).
  5. Как все это было устроено? Он собрал, взвесил и изменил букву(в оригинале еврейские буквы) А со всеми остальными буквами в последовательности, и далее все другие буквы опять с (в оригинале еврейские буквы) , и то же самое с буквой (в оригинале еврейские буквы) В, и так со всеми остальными буквами. Отсюда следует, что есть двести тридцать одно образование, или ворота, через которые появляются буквы. Каждое создание и каждый язык происходит от Одного Имени и комбинации его букв.
  6. Он создал реальность из Ничего. Он вызвал несуществующие сущности к существованию и высек огромные столбы из неосязаемого воздуха. Это показано на примере комбинирования буквы (в оригинале еврейские буквы) А со всеми остальными буквами и всех остальных букв с буквой (в оригинале еврейские буквы) А. Произнося, Он творил создания и слова силой Одного Имени. Как иллюстрацию рассмотрим двадцать две элементарные субстанции из примитивной субстанции (в оригинале еврейские буквы) А. Получение каждого создания из 22 букв есть доказательство того, что они являются на самом деле двадцатью двумя частями живого тела».

1. Первые три элемента (материнские буквы Sh M A) напоминают весы, на одной чаше – добродетели, на другой - пороки, и язык уравновешивает их.
  2. Это три матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A заключают в себе великую, удивительную и неизвестную тайну, запечатанную шестью крыльями (или элементарными окружностями): бинарными (активные и пассивные) воздухом, водой, огнем. Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M Aпородили Отцов (прародителей), и те дали начало поколениям.
  3. Бог вызвал и установил три Матери, (в оригинале еврейские буквы) Sh M A, сочетал, взвесил и перемешал их образовав ими три Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A во Вселенной, в году, в человеке (мужчине и женщине).
  4. Три Матери во Вселенной (в оригинале еврейские буквы) Sh M A таковы: воздух, вода, огонь. Небеса были созданы из первозданного огня (или эфира) (в оригинале еврейские буквы) Sh; земля, объемлющая моря и сушу, - из первозданной воды (в оригинале еврейские буквы) M; и атмосферный воздух – из воздуха первозданного, или духа (в оригинале еврейские буквы) A, которые установил между ними равновесие. Так появились все вещи».

«5 Три Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A делают каждый год тепло, холод и умеренную погоду. Тепло идет - от огня, холод - от воды, а умеренность - из воздуха, который есть равновесие между ними.
  6. Три Матери (в оригинале еврейские буквы) Sh M A сделали в человеке (мужчине и женщине) грудь, живот и голову. Голову - из огня (в оригинале еврейские буквы) Sh, живот - из воды (в оригинале еврейские буквы) M и грудь (грудная клетка) - из воздуха (в оригинале еврейские буквы) A, который приводит их в равновесие.
  7. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) A господствовать в первозданном воздухе, царствовать в нем и, сочетав ее с двумя другими, запечатал воздух во Вселенной, умеренную погоду – в году, и грудь – в человеке (мужчине и женщине).
  8. Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) M господствовать в первозданной воде, царствовать в ней и сочетав ее с двумя другими, запечатал землю во Вселенной (включая сушу и море), холод – в году, и живот - в человеке (мужчине и женщине).
  9. Он положил букве (в оригинале еврейские буквы) Sh господствовать в первозданном огне, увенчивать его, и сочетав с двумя другими буквами, запечатал небеса во Вселенной, тепло – в году, и голову – в человеке (мужчине и женщине)».

1. Семь двойных букв (в оригинале еврейские буквы) B, G, D, K, P, R, Th служат образцами мягкости и твердости силы и слабости.
  2. Семь двойных букв символизируют мудрость, богатство, плодородие, жизнь, силу, мир, покой и милосердие.
  3. Семь двойных букв означают также противоположности, свойственные человеческой жизни. Противоположность мудрости есть глупость, богатству – бедность, плодородию – бесплодие, жизни – смерть, силе – подчинение, миру – война, красоте – бесформенность.
  4. Семь двойных букв указывают шесть измерений (высоту, глубину, Восток, Запад, Север и Юг) и Священный Храм в центре, который поддерживает их всех.
  5. Двойных букв семь, а не шесть, они в числе семь, а не восемь; поразмысли над этим фактом, углубись в него, раскрой его скрытую тайну и верни Творцу снова Его трон.
  6. Бог задумал, сделал, очистил, взвесил и перемешал семь двойных букв. Он создал из них семь планет во Вселенной, семь дней года, семь ворот чувств в человеке (мужчине и женщине). Из них Он также создал семь небес, семь земель, семь Суббот. Следовательно, Он любит семь больше другого числа в Его чертогах.
  7. Семь планет Вселенной таковы: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Семь дней года – это семь дней недели (возможно, тут имеются в виду семь дней творения). Семь ворот в чувствах человека – это два глаза, два уха, две ноздри и рот.

1. Двенадцать простых букв (в оригинале еврейские буквы) H, V, Z, Ch, T, I, L, N, S, O, Tz, Q символизируют двенадцать фундаментальных свойств: речь, мысль, движение, зрение, слух, работу, совокупление, запах, сон, гнев, вкус (или глотание), радость.
  2. Простые буквы соответствуют двенадцати направлениям: восточная высота, северо-восток, восточная глубина, южная высота, юго-восток, южная глубина, западная высота, юго-запад, западная глубина, северная высота, северо-запад, северная глубина. Они устремляют в бесконечность и представляют руки вселенной.
  3. После того как эти простые буквы были задуманы, определенны, взвешены и перемешаны Богом, Он образовал из них двенадцать знаков Зодиака во вселенной, двенадцать месяцев в году и двенадцать главных органов в теле человеке (мужчины и женщины).
  4. Знаки Зодиака таковы: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Месяцы в году таковы: Нисан, Ижар, Сиван, Таммуз, Аб, Эул, Тишри, Марчешван, Кислев, Тебет, Себат и Адар. Органы человеческого тела таковы: две руки, две ноги, две почки, желчный пузырь, тонкий кишечник, печень, пищевод, желудок и селезенка.
  5. Примечание: в следующих двенадцати строфах приводится порядок свойств согласно Курту Стерлингу.
  1-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) H господствовать в речи, венчать ее, сочетал ее с другими и из них образовал созвездие Овен (Баран) во Вселенной, месяц Нисан в году и правую ногу человека (мужчины и женщины).
  2-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) V господствовать в мысли, венчать ее, сочетал ее с другими буквами и образовал из них созвездие Тельца во Вселенной, месяц Иджар и правую почку в теле человека (мужчины и женщины).
  3-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Z господствовать в движении, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Близнецов, месяц Сиван в году и левую ногу человека (мужчины и женщины).
  4-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Ch господствовать в зрении, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Рака во Вселенной, месяц Таммуз и правую руку человека (мужчины и женщины).
  5-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) T господствовать в слухе, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Льва во Вселенной, месяц Аб в году и левую почку в теле человека (мужчины и женщины).
  6-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) I господствовать в работе, венчать ее, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Деву во Вселенной, месяц Элул в году и левую руку человека (мужчины и женщины).
  7-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) L господствовать в соитии, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Весы во Вселенной, месяц Тишри в году и желчный пузырь в теле человека (мужчины и женщины).
  8-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) N господствовать в обонянии, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Скорпиона во Вселено, месяц Марчешван в году и тонкий кишечник в теле человека (мужчины и женщины).
  9-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) S господствовать во сне, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Стрельца, месяц Кислев и желудок в теле человека (мужчины и женщины).
  10-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) O господствовать во гневе, венчать его, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Козерога во Вселенной, месяц Тебет и печень в теле человека (мужчины и женщины).
  11-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Tz господствовать в осязании, венчать его, сочетал с другими буквами и образовал из них Водолея, месяц Себат и пищевод в теле человека (мужчины и женщины).
  12-я. Бог положил букве (в оригинале еврейские буквы) Q господствовать в радости, сочетал ее с другими буквами и образовал из них Рыб во Вселенной, месяц Адар и селезенку в теле человека (мужчины и женщины).
  6. Он заложил в них противоречие, разделил их на отделения и выстроил из них как бы стену. Он вооружил их и направил войной друг на друга. (Элохим делал подобное в других сферах).
.........



Форма материи постигается в мире Ецира

Когда материя постигается полностью, начинает возникать ее форма. Форма материи – это отдача.

В мире Асия человек совершенно нейтрализовал себя и все свои желания. Теперь все его действия сводятся только к тому, чтобы принимать обучающие команды от Творца, как маленький ребенок, который хочет вырасти. Он на сто процентов должен все получать от Творца. Однако что он получает? Форму материи. Он обучается действиям отдачи.

Взаимодействие с Творцом, в процессе которого человек начинает использовать свои экраны для того, чтобы полностью следовать тому, чему его учит Творец (отдавать), называется миром Ецира. Происходящее при этом восприятие называется постижением формы, потому что внешняя форма желания получать – это отдача. Желание получать работает в форме отдачи.

Средства, которыми обеспечивается существование материи и формы в мирах Асия и Ецира, постигаются в мирах Брия и Ацилут

После того как в мире Асия в состоянии убар человек уже приобрел желание к Творцу, а в мире Ецира получил форму на эти желания, то есть экран, он, работая одновременно с формой и материей, пытается совершать те же действия, что и Творец. При этом, человек начинает постигать Его, как сказано: «Из Твоих действий познаю Тебя» . Уподобляясь Ему в действии, человек начинает понимать Творца и Его замысел.

..........

Мишна 6: Вот двадцать две буквы: которыми отпечатал и создал три книги, из них весь свой мир сотворил, сформировал ими всех сформированных и всех будущих сформированных.

Мишна 7: Когда пришел Авраам, посмотрел, увидел, понял, исследовал, установил и вырубил – получилось у него творение, как сказано: "И душу, которую сделал в Харане". Немедленно открылся ему Господин всего, Благословенный – навсегда Его имя. Усадил его у Себя, поцеловал в голову, назвал именем Авраам, мой любимец, установил с ним и с потомством его союз навечно, как сказано: "И поверил в Творца, и зачлась ему праведность". Установил с ним союз между десятью пальцами рук – это союз языка. И между десятью пальцами ног – это союз крайней плоти. Привязал двадцать две буквы Торы к языку его, открыл Аврааму тайну свою, очистил водой и поджог их огнём, развеял ветром и сжег семью, распределил их между двенадцатью созвездий.

..........



Вс-вышний сотворил мир 32 путями мудрости. 32 пути мудрости – это десять сфирот (самое простое объяснение, что такое сфирот – это десять цифр, так объясняет наш учитель Саадия гаон – считают от одного до десяти, и «десятый будет свят»), и еще 22 буквы. 10 и еще 22 – это 32 – «тридцать два пути удивительной мудрости».

Соотношение между сфирот (цифрами) и буквами – это соотношение между светами и сосудами, как объясняется в книге Тания. Буквы – это сосуды, вмещающие и успокаивающие свет.

Известно объяснение о различии между миром хаоса и миром тикун, исправления, что в мире хаоса было много света, но не было подходящих сосудов, и поэтому не созревшие, не развившиеся сосуды лопнули.

Т.е., было много цифр без достаточного количества букв. Таким образом, должно быть правильное соотношение между цифрами и буквами – когда говорят какую-то гиматрию – нужно ее хорошо объяснять, чтобы не создавалось неравновесия между светами и сосудами. Так или иначе, так объясняется, что цифры – это света, и буквы – сосуды.

Сами буквы также подразделяются на три группы: три «матери», семь «двойных» и 12 «простых». Три матери – это буквы ; алеф, ; мем,  ;шин, составляющие вместе слово ;;; «эмеш» («вчера»).
Сефер йецира – основная книга всего тайного учения народа Израиля. Ее авторство приписывается Аврааму, и она была отредактирована рабби Акивой, так говорит традиция – еще перед появлением книги Зогар.

В самой книге Зогар самая глубокая его часть – среди нескольких особенно глубоких его частей –  Сифра диЦниюта[6]. Так же, как книга Йецира относится к Аврааму, так книга Сифра дицниюта относится к Яакову, о котором мы читали в прошлой недельной главе, и еще будем читать на будущей неделе – Вайеце и Вайишлах рассказывают о нем.

Сифра дицниюта начинается с «до того, как были ;;;;; маткала[7] (весы), не смотрели друг другу лицом к лицу». Поскольку не было равновесия между высшими сфирот – не было контакта и единения лицом к лицу, все было повернуто «затылком к затылку», и этот мир рухнул.

Когда нет единения и способности смотреть глаза в глаза друг другу – «;;;;; ;;;; ;;;;;» – это мир хаоса, «хаос и пустота и тьма над бездной», и этот первый мир[8], когда не были способны повернуться друг к другу лицом к лицу – рухнул.

Начало исправления, тикун, истинного, вечного мира – это маткала, «весы», найти душевное равновесие.

Еще раз – если я не уравновешен в душе – я не могу смотреть на тебя лицом к лицу. Я все время занят собой. Душевное равновесие означает душевное освобождение – освобождение от эгоцентризма, от зацикленности на самом себе. Если я уравновешен – мне не нужно постоянно прилагать усилия, быть начеку, чтобы сохранить равновесие, я не должен постоянно думать о себе.

Грех дерева познания добра и зла — это излишняя сосредоточенность на себе – признак отсутствия внутреннего равновесия. Все говорят о душевном равновесии, но не понимают, что это значит. Равновесие – это ключ. Начало тикун — исправления – это достижение равновесия. Равновесие не означает, что если я уравновешен, то я могу погрузиться в самого себя. Если я уравновешен – я могу смотреть на тебя и к тебе, в твои глаза, и ты – ко мне, соединиться с тобой лицом к лицу, ибо я способен выйти, я освобожден от собственного эго. Такой мир прочен и не рушится. Ибо кто рушится? Эго рушится, эго – это человек неуравновешенный. Еще раз – так начинается сифра ди-цниюта, что до того, что был мишкаль, весы, все время, пока не было равновесия, «не смотрели друг к другу лицом к лицу».

Какая связь между этими двумя книгами?

Мы сказали, что сефер Йецира — это Авраам, книга, написанная на чистом иврите. Сифра ди-цниюта – это часть Зогара, и она написана на тяжелом арамейском языке, и написал ее Яаков, в основе ее.

Но, если обратить внимание, обе они начинаются одинаково – «все идет за началом» и их общая идея одинакова. Также и в книге йецира все основано на том, что есть «маткала» – весы – и это три матери языка – мем молчащий, шин свистящий и алеф – который их уравновешивает. Мем — вода, шин — огонь, а алеф – воздух, и также мем – это чаша заслуги, и шин – чаша обвинения, и алеф – язык весов, хранящий равновесие весов. Это тайна и основа всех тайн Торы – что должно быть равновесие. И в буквах святого языка – это ;;»;, ;»;, ;;»;, «;;;;; ;;;».

Раскрытие Вс-вышнего, и также исправление дурного начала – которое символизирует Лаван-арамеец, чтобы оно не вредило, и то, что он молчит, и принимает упрек Яакова – это все тайна ;;;[9].

;;; – имеет гиматрию ;;; ;;;;;, щит Авраама. Сефер Йецира была написана Авраамом, которому говорит Вс-выший: «Я — щит твой, награда твоя очень велика». «;;; ;;;;;» – «щит Авраама» – это его книга, и так он начинает ее – с трех матерей языка.

;; означает также материнское чрево, источник, из которого рождается ребенок, сын или дочь – все рождается из материнского чрева. Снова, на иврите, на святом языке, «мать» и «материнское чрево» – это одно и то же слово. Это тоже нечто очень-очень глубокое. Где начинается душевное равновесие? Равновесие приходит из материнского чрева. В определенном смысле, равновесие – это возвращение в чрево матери. Человек не уравновешенный должен вернуться в материнское чрево, к трем матерям.

Три матери – это совершенно отдельная тема, ибо это края и база равновесия всего языка, язык – это алеф (т.е., стрелка весов), а два края, которые уравновешиваются алеф – это мем и шин. Что означают молчание и свист? Они подобны ;;-;;, когда мем молчит, и шин свистит. Свист – это самое мощное самовыражение. «Маль» – означает говорить, выражать себя. Хаш – означает молчать, не выражать себя, сдерживаться и молчать. Молчание в душе – это подчинение, сдержанность. Поскольку мем молчит, есть в ней битуль, и поэтому она относится к хохма, ибо хохма — это битуль.

Шин свистит. Когда-то не любили свистеть, особенно в доме. Мне кажется – возможно, даже есть место, где об этом говорится – что свист это выражение противоположности благословения. Но есть посук[13], который говорит «;;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;;», во время избавления, когда прийдет царь Мошиах, Мошиах, и Вс-вышний, устами Мошиаха, засвистит всему народу Израиля. Подобно тому, как в пустыне собирали народ Израиля с помощью хацоцрот (трублением). Как Вс-вышний соберет всех нас? Соберет всех вместе означает также, что Он объединит нас, что будет единство в народе Израиля. Чего больше всего не хватает нам сегодня? Единства. Каждый воюет друг с другом, не дай Б-г. Как же произойдет это великое чудо, что евреи объединятся вместе? Не хватает одного свистка, но сильного и мощного. «;;;;; ;;; ;;;;;;;».

Свистящий шин – указывает на самое сильное самовыражения, максимальное «маль». Таким образом, эти два края подобны хаш-маль, мем и шин, и алеф, уравновешивающий между ними – что это, в сущности, уравновешивающая сила – подобен второму «маль», который добавил Баал Шем Тов между хаш и маль (хотя указание на это можно найти в писаниях Аризаля), это «маль» от языка «брит мила». И основная брит мила, это, как мы еще будем объяснять, это «и обрежьте тупость сердец ваших»[14].

Поэтому, особенно если задуматься об этих трех буквах – мем с одной стороны, и шин – с другой, и алеф – в середине – то есть у нас вся тайна хаш-маль-маль, что означает подчинение — ахнаа, отделение — авдала, означающее также обрезание, заключение союза, и после этого – услащение – амтака. И тогда даже шин, указывающий на огонь, свистит великим свистом, подобно великому трублению в шофар, и так он собирает и соединяет весь народ Израиля, и все мы выйдем навстречу «вот, вот идет наш праведный Мошиах».

Это только чтобы немного начать понимать, что означают три матери «эмеш».


Рецензии