И вдохнул в ноздри его дыхание жизни...

И вдохнул в ноздри его дыхание жизни»  – от высшей Шхины, называемой Эден и называемой «возвращение». В этом отрывке приводится два состояния:

1. Состояние мохин де-катнут, о котором сказано: «И создал Творец Всесильный человека из праха земного» . И это – свойство Древа познания добра и зла, потому что «и создал (ва-ицер ;)» указывает на два создания – добра и зла.

2. Состояние мохин де-гадлут, о котором сказано: «И вдохнул в ноздри его дыхание жизни». Потому что свет Бины, являющейся высшей Шхиной, называется «дыханием жизни». А свет Бины – это мохин де-гадлут, и он называется Эден. И поэтому о человеке, получившем мохин де-гадлут, сказано: «И Древо жизни посреди сада» , потому что в гадлуте он называется Древом жизни, и он относится к свойству «средний столб», т.е. к Зеир Анпину мира Ацилут. А «сад» – это нижняя Шхина. Таким образом, у него есть три связи, называемые нешама, руах, нефеш:

От высшей Шхины есть у него нешама.

От Зеир Анпина мира Ацилут есть у него руах.

От сада, т.е. Малхут, нижней Шхины, есть у него нефеш.

И с помощью них, т.е. вместе с нешама, руах, нефеш, «стал человек существом живым» . И это называется «из самих уст Его», по отношению к Шхине, называемой «дыханием (нешама) жизни» . То есть теперь может сказанное: «И вдохнул в ноздри его» означать, что Творец вдохнул своими устами в ноздри Адама Ришона.
Потому что дыхание (нешама) жизни – это свет высшей Шхины, и это наполнение высшей Шхины тоже нисходит из уст (пэ) Зеир Анпина. То есть мохин де-ГАР всегда передаются от пэ свойства рош, т.е. Малхут де-рош. И поэтому сказано: «И вдохнул», т.е. через уста (пэ).



 «И Древо жизни посреди сада»  указывает на состояние гадлут Адама (человека), который приобретает нешама, руах, нефеш от мира Ацилут, потому что в это время он поднимается в Ацилут и облачает Зеир Анпин, называемый Древом жизни, и тогда Адам тоже называется Древом жизни, как и он. Потому что нижний, облачающий высшего, становится, как и он. И в то время находился Адам в Эденском саду мира Ацилут.

Как только произнес старец эти слова, вознесся наверх.
Сказал рабби Шимон: «Понятно, что это был ангел. И всё же, есть у нас подтверждение сказанному».


«И Древо жизни посреди сада» по отношению к концу исправления. Поэтому старец не должен был возражать ему, что Матат не называется Древом жизни. Потому что отрывок «и река вытекает из Эдена»  относится к периоду шесть тысяч лет, когда Матат находится в свойстве добра и зла. А отрывок «и Древо жизни посреди сада»  относится к концу исправления, когда БЕА и Матат снова станут миром Ацилут. Тогда Матат будет в свойстве Древо жизни.



После того, как старец истолковал, что «река вытекает из Эдена»  и «Древо жизни посреди сада»  указывают на катнут и гадлут Адама Ришона, рабби Шимон истолковал также, что сказанное «и взял Творец Всесильный человека (адама)»  указывает на катнут и гадлут Адама Ришона. И он спрашивает: «Откуда Он взял человека? Где он был до того, как Творец поместил его в Эденском саду?» Взял Он его от этих четырех основ разделения, о которых говорит отрывок «а оттуда разделяется и образует четыре русла (досл. начала)» , указывающий на четыре основы. И Творец отделил человека от этих четырех основ разделения и «поместил его в Эденском саду»  мира Ацилут.

И так же, как поступил Он с Адамом Ришоном во время его гадлута, подняв его из миров БЕА разделения в Эденский сад мира Ацилут, так же поступит Творец и с человеком, совершающим возвращение и занимающимся Торой. Тогда Творец берет совершившего возвращение из БЕА разделения, и о четырех основах разделения сказано: «А оттуда разделяется» , поскольку Он отделил его от их желаний и поместил его в Своем саду , т.е. в Шхине, Малхут, чтобы служить Шхине посредством исполнительных заповедей и оберегать Шхину посредством запретительных заповедей, как сказано: «Чтобы возделывать (сад) и оберегать его», что означает – заниматься исполнительными заповедями и соблюдать запретительные заповеди.

Если удостоился оберегать Шхину, он станет головой (рош) над четырьмя основами его тела (гуф), и станет рекой, и они будут орошаться ею, а не иной стороной, т.е. ситрой ахра. И будут знать, что он – Господин, который царствует над ними, ведь, поскольку он находится в Эденском саду и выполняет заповеди, чтобы оберегать сад, т.е. Шхину, включаются четыре основы его тела (гуф) в этот сад. Потому что сад – это его душа (нефеш), а тело и душа всегда включены друг в друга. И поскольку сам человек, приобретая там свойства этой реки, получает наполнение от Эдена и орошает сад, он, таким образом, орошает четыре основы своего тела (гуф). И тогда он царствует над ними, чтобы они не желали ничего для себя и, где только можно, доставляли радость Создателю.

А если он нарушил заповеди Торы, будут орошаться четыре основы его тела (гуф) горечью Древа зла, т.е. злого начала, и обо всех его органах, происходящих от четырех основ в нем, сказано: «И делали горькою жизнь их» . «И делали горькою» – горечью желчи, ибо три вредителя есть в клипот, соответствующие НАРАН Адама, называемые «печень», «селезенка» и «желчь». Печень противостоит нефеш, селезенка – руах, желчь – нешама. Как сказали мудрецы: «И капля желчи висит на острие меча ангела смерти» . И это он имеет в виду, говоря здесь: «И делали горькою жизнь их» – горечью желчи,
которая является самым большим вредителем, противостоящим нешама. И относительно органов святости тела (гуф), которые происходят от стороны добра, сказано тогда: «И пришли в Мару (досл. горькая) и не могли пить воду из-за горечи» .

«И делали горькою жизнь их тяжким трудом» – ставя тяжелые вопросы, «над глиной (досл. материалом)» – заставляя их переходить от легких выводов к тяжелым, «кирпичами» – выяснением законов, «всяким трудом в поле»  – в Брайте, «всякой работою»  – Мишной. Потому что прегрешениями своими они привели к тому, что укрепилась ситра ахра во всех частях их Торы. И это означает высказывание: «А если не удостоился, становится для него Тора смертельным ядом»

Но если совершают возвращение, то сказано о них: «И указал ему Творец дерево» – Древо жизни, благодаря которому «и посластились воды» . Потому что горечь и смертельный яд отстраняются тогда от Торы, и раскрывается ему содержащаяся в ней услада – эликсир жизни.

Древо жизни – это Моше Машиах, то есть душа Моше, которая раскроется с приходом Машиаха. И сказано о нем до прихода Машиаха: «И посох Всесильного в руке его» . «Посох Всесильного» – это Матат, от одной стороны которого исходит жизнь, а от другой – смерть, который превращается из змея в посох, а из посоха в змея. И когда он превращался в посох, то помогал Моше со стороны добра, и от него исходила жизнь. А когда превращался в змея, то противостоял Моше, ибо тогда действовал со стороны смерти, сразу же: «И бежал Моше от него» .

Творец отдал Матата во власть Моше, чтобы он пользовался им, как посохом (мате) Творца. Потому что в руках Моше – это посох, и он становится змеем только, когда не находится в руках Моше.

 И Матат – это устная Тора, в которой есть запрещенное и разрешенное, сторона добра и сторона зла, как и в Матате, являющемся свойством Торы мира Брия. Однако в Ацилуте, как сказано: «Не вселится в тебя зло», и вся Тора – это имена Творца.

Так же, как есть захар и нуква в мире Ацилут, называемые Зеир Анпин и Нуква, так же есть захар и нуква в самой Нукве, потому что она состоит из десяти сфирот. Захар в ней, который светит снизу вверх, – это ее собственное свойство. Однако захар в ней, который светит от нее и ниже, в миры БЕА разделения, называется Матат. И две точки соединились в экране Нуквы – свойство суда и свойство милосердия . Когда нижние удостаиваются, точка суда находится в скрытии и не познается, и она действует из точки свойства милосердия. И в это время исходит от нее только жизнь и добро. А если нижние совершают прегрешения, они раскрывают в результате прегрешений точку свойства суда в Нукве, а точка свойства милосердия скрывается, и тогда исходит от нее смерть и зло.

И известно, что суды в экране не действуют снизу вверх, а только сверху вниз. Поэтому ангел Матат, свойство «захар» в ней, расположенное от ее экрана и ниже, называется посохом (мате ;;;;), так как состоит из этих двух точек, имеющихся в Малхут. И когда нижние удостаиваются, он склоняется (мате ;;;;) к милости. А когда не удостаиваются, то склоняется (мате ;;;;) к наказанию. И также считается, что он превращается из змея в посох, когда нижние удостаиваются. А когда не удостаиваются, то превращается из посоха в змея.

Это значение слов «посох (мате) Всесильного» . Потому что Моше пользовался им, Мататом, для знамений и чудес, которые совершал. И сказано, что Нуква – это устная Тора, и в ней содержатся две точки, от которых исходят запрещенное и разрешенное, и также Матат исходит от этих двух точек. А после того, как ударил им по скале, взял Творец посох в Свою руку. И сказано об этом: «И набросился на него с палкой» , чтобы ударить его ею. «Палка» – это злое начало, змей, и все беды в изгнании случаются из-за него, поскольку оно является источником всех страданий и наказаний, воцаряющихся в изгнании.

Пояснение сказанного. Так же, как есть захар и нуква в мире Ацилут, называемые Зеир Анпин и Нуква, так же есть захар и нуква в самой Нукве, потому что она состоит из десяти сфирот. Захар в ней, который светит снизу вверх, – это ее собственное свойство. Однако захар в ней, который светит от нее и ниже, в миры БЕА разделения, называется Матат. И две точки соединились в экране Нуквы – свойство суда и свойство милосердия
. Когда нижние удостаиваются, точка суда находится в скрытии и не познается, и она действует из точки свойства милосердия. И в это время исходит от нее только жизнь и добро. А если нижние совершают прегрешения, они раскрывают в результате прегрешений точку свойства суда в Нукве, а точка свойства милосердия скрывается, и тогда исходит от нее смерть и зло.

И известно, что суды в экране не действуют снизу вверх, а только сверху вниз. Поэтому ангел Матат, свойство «захар» в ней, расположенное от ее экрана и ниже, называется посохом (мате ;;;;), так как состоит из этих двух точек, имеющихся в Малхут. И когда нижние удостаиваются, он склоняется (мате ;;;;) к милости. А когда не удостаиваются, то склоняется (мате ;;;;) к наказанию. И также считается, что он превращается из змея в посох, когда нижние удостаиваются. А когда не удостаиваются, то превращается из посоха в змея.

Это значение слов «посох (мате) Всесильного» . Потому что Моше пользовался им, Мататом, для знамений и чудес, которые совершал. И сказано, что Нуква – это устная Тора, и в ней содержатся две точки, от которых исходят запрещенное и разрешенное, и также Матат исходит от этих двух точек. А после того, как ударил им по скале, взял Творец посох в Свою руку. И сказано об этом: «И набросился на него с палкой» , чтобы ударить его ею. «Палка» – это злое начало, змей, и все беды в изгнании случаются из-за него, поскольку оно является источником всех страданий и наказаний, воцаряющихся в изгнании.

 «И оттуда разделяется» . Когда Творец забирает человека, занимающегося Торой, из этого тела, из четырех основ разделения в нем, и тогда он отделяется от них и становится рош (главой) у четырех существ строения (меркава). Сказано о них: «На руках они понесут тебя» . И вместо состояния, в котором он был погружен в четыре основы разделяющего тела, он удостаивается благодаря занятиям Торой того, что Творец отделяет его от вожделений основ его тела, и поднимает его наверх, главой (рош) над четырьмя существами строения (меркава). И эти существа возносят его, как сказано: «На руках они понесут тебя, чтобы не преткнулась о камень нога твоя».


Рецензии