Скорпион за пазухой. Хешван

ГОРЬКИЙ МЕСЯЦ Хешван
Скорпион.
Изначальное название восьмого (считая, как принято, в соответствии с указанием Торы[], от нисана) месяца еврейского календаря – буль. Именно так он назван в Танахе: «На одиннадцатый год, в месяце буль, – это восьмой месяц…» (Млахим I, 6:38). Согласно Иерусалимскому Талмуду (Рош а-Шана, 1:2), он назван так по трем причинам: в этом месяце увядают травы и листва на деревьях (слово «буль» возводят здесь к глаголу «либоль» – «увядать»); из-за дождей на почве образуются комья земли («буль» означает также «ком»); в этот месяц начинают замешивать корм для животных из заготовленного силоса, так как на лугах уже нет трав (здесь «буль» происходит от глагола «ливлоль» – «замешивать»). Некоторые комментаторы связывают название этого месяца с завершающим этапом сбора плодов с садовых деревьев («буль» они производят от «йевуль» – «урожай»). Каббалисты отмечают, что название месяца «буль» намекает на Тору: оно состоит из буквы «бейт» – первой буквы в Пятикнижии, «вав» – буквы, занимающей место в самом его центре, в слове «гахон» (Ваикра, 11:42), и «ламед» – последней буквы в нем.

Однако после Вавилонского изгнания старые еврейские названия месяцев были забыты, и евреи стали пользоваться теми, что принесли из плена. В результате «буль» превратился в «хешван». Или, точнее сказать, «мархешван» – это название взято из аккадского языка и означает «восьмой месяц», именно так он назван и в Мишне: «Третьего мархешвана просят о дождях…» (Таанит, 1:3-4), и в Вавилонском Талмуде (см. Псахим, 94б, Рош а-Шана, 7а). Название «хешван» тоже прижилось и применялось столь широко, что рав Эпштейн (Арух а-Шульхан, Эвен Эзер, 127:17) писал: «Хотя формально оно является неправильным, его можно использовать даже при написании юридических документов».

Желая понять, что означает название этого месяца, мудрецы Талмуда, естественно, пытались вычленить в нем знакомые ивритские или арамейские корни. Слово «маар» в обоих языках имеет значение «горький, горечь» – помните в книге Рут: «Она сказала им: не называйте меня Ноэми (“приятная”), а называйте меня Мара (“горькая”), потому что Всесильный послал мне великую горесть» (Рут, 1:20)? Оставалось только выяснить: что же такого горького и печального произошло в этом месяце?

Еще одна причина «горечи» мархешвана состоит в том, что именно в этом месяце, согласно одному из мнений, приведенных в Талмуде (см. Рош а-Шана, 11б), начался Потоп. Как сказано: «В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц <...> разверзлись все родники <...> и небесные [хранилища воды] распахнулись» (Берешит, 7:11).

По традиции считается, что 6 мархешвана произошло еще одно трагическое событие. В этот день вавилонский царь Невухаднецар, разрушивший Иерусалимский Храм, приказал убить пятерых сыновей Цидкияу, последнего царя Иудеи, на глазах у их отца. Сам царь был после этого ослеплен и сослан в Вавилон, где и умер.

11 мархешвана годовщина смерти праматери Рахели, скончавшейся «на дороге в Эфрат, то есть Бейт-Лехем» (Берешит, 35:19). В этот день сотни евреев посещают ее могилу, расположенную неподалеку от иерусалимского района Гило. Согласно мидрашу Эстер раба (7:13), в месяце мархешван умерла и праматерь Сара. Однако мидраш «Пиркей де-рабби Элиэзер» и великий комментатор Танаха Раши считают, что Сара умерла, услышав о том, что ее сына Ицхака едва не принесли в жертву. Восхождение же Авраама и Ицхака на гору Мория было, согласно традиции, в месяце нисан.

Немало трагических событий произошло в месяце мархешван и после разрушения Храма (как, впрочем, и в любом другом месяце еврейского календаря): в IX веке евреи были изгнаны из Александрии Египетской, что нанесло смертельный удар по одной из наиболее древних и славных еврейских диаспор мира; в XVI веке инквизиция устроила в Риме сожжение огромного количества еврейских святых книг и т. д. Поэтому неудивительно, что в некоторых общинах существовал обычай не вступать в брак в месяце мархешван (автор книги «Сдей хемед» называет этот обычай иерусалимским).

Однако главная «горечь» мархешвана в том, что в этот месяц нет ни одного праздника, поста или иной значимой даты. На тишрей приходится Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Шмини ацерет. В кислеве есть Ханука, в швате – Ту би-шват, в адаре – Пурим, в нисане – Песах, в ияре – Лаг ба-омер. Сиван отмечает праздник Шавуот. В месяце ав был разрушен Храм, тевету и тамузу достались общенациональные посты. Наконец, весь месяц элул посвящен подготовке к предстоящим Дням трепета. И только мархешван совсем ничем не отмечен

Правда, в какой-то момент казалось, что и мархешван получит свою памятную дату: «на одиннадцатом году, в месяце буль, – это восьмой месяц, – он [Шломо] окончил Храм со всеми его принадлежностями и по всем его предначертаниям; он строил его семь лет» (Млахим I, 6:38). Шломо, наделенному пророческим даром предвидения, было открыто, что торжество в честь начала храмовой службы следует отложить до следующего года – до месяца тишрей, и он именно так и поступил (Млахим I, гл. 8).

Впрочем, неверно утверждать, что в месяце хешван не произошло ничего хорошего. В этом месяце случались и радостные события. К примеру, 20 хешвана 5624 (1860) года родился пятый Любавичский Ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсон (Рашаб), основатель ешивы «Томхей тмимим», положившей начало организованному и эффективному образованию хасидов. Кроме того, 7 хешвана 1878 года началось строительство города Петах-Тиквы, одного из первых еврейских поселений Земли Израиля в Новейшее время. А 10 хешвана 1840 года турецкий султан официально запретил обвинять евреев в ритуальном использовании крови и т. д.

Не стоит забывать о том, что в еврейской традиции есть и не столь печальная этимология слова «мархешван». В Писании слово «маар» один раз употребляется в значении «капля»: «Вот народы – как капля (ке-мар) из ведра» (Йешаяу, 40:15). По мнению некоторых комментаторов, название мархешван намекает на то, что именно в этот месяц, с его седьмого дня, в Стране Израиля – Эрец-Исраэль – начинают молиться о дождях, ибо от них зависит урожай будущего года. Нет худа без добра: мидраш рассказывает, что, поскольку Всемирный потоп начался именно в этом месяце, ему было определено и впредь оставаться дождливым.

Ну и, наконец, самое главное. Судя по всему, мудрецы чувствовали, что с месяцем мархешван обошлись несправедливо. Поэтому в мидраше «Ялькут Шимони» мы находим обещание: «Так же как и месяцу кислев [в котором изначально не было праздников, но Хасмонеи возобновили служение в Храме, и мудрецы ввели праздник Ханука], Всевышний воздаст в будущем должное месяцу мархе­шван». По мнению одного из комментаторов, эти слова означают, что именно в хешван, некогда горький месяц, произойдет освящение Третьего храма.

Добавим к этому только одно: пусть, как сказано в молитве, это произойдет «скоро, в наши дни».

Евгений Левин


Месяцу Хешван соответствует созвездие Скорпиона. В этом месяце мир жаждет дождя, как скорпион, изнывающий от безводья.


Мидраш рассказывает, что, поскольку Всемирный потоп начался именно в этом месяце, было определено, что он и впредь останется дождливым.

Название «Хешван» (как и все современные названия месяцев) принесли с собой евреи, вернувшиеся из вавилонского плена. А «Мархешваном» его назвали потому, что он горек (мар), ибо не содержит ни одного радостного дня, и в то же время изобиловал несчастьями, постигшими Израиль.

Вс-вышний сделал этот месяц месяцем Своего гнева. В Мархешване были убиты вавилонянами сыновья царя Иудеи Цидкияу на глазах у отца; сам царь был ослеплен и уведен в плен.

В Мархешване Вс-вышний наказал поколение Потопа за его грехи — вода затопила всю землю, смыв с лица ее плоды труда десяти поколений. Все, что они создали за тысячу пятьсот пятьдесят шесть лет, было уничтожено. Уцелел лишь Hoax (Ной) и те, кто были с ним в ковчеге. Поэтому этот месяц и был назван «Мархешван» — «горький Хешван».

Второе значение слова мар — дождевая капля. В это время изнемогающий от жажды мир с нетерпением ожидает дождя, без которого погибнет будущий урожай. Это еще одна, главная причина того, что месяц Хешван был назван Мархешваном.



.......
Древний Египет.
Богиня ( лик Великой матери ,невесты)- скорпионихи-.
Ее тело покрыто ядом и в брачную ночь невеста,при соитии исцеляет супруга...
Невеста Малхут( земля)  горечь- эгоизм.
Сладость Бина( вода: милосердие и радость)...
......

Селкет (Серкет) - богиня-скорпион, изображавшаяся в облике женщины с приготовившимся к атаке скорпионом на голове, либо в виде скорпиона с человеческой головой, увенчанной убором в виде солнечного диска, помещенного меж двух рогов. Могла также изображаться в форме львицы или змеи, как и многие другие египетские богини. Ее имя происходит от выражения серкет хетит – «дающая дыхание горлу», связанного с основной функцией богини – излечивать от укусов скорпионов, залечивать раны. Культ Селкет, считавшейся дочерью Ра, происходил из одного из городов западной Дельты.

Согласно некоторым текстам, после великого сражения между Ра и змеем Апопом, в самых темных глубинах миров милостивая богиня-скорпион воссоединяет из кусков тело Апопа, чтобы продолжалась борьба добра и зла, чтобы оставался неизменным вселенский цикл нехех – «бесконечность движения». Селкет также помогала Исиде и ее сыну, когда они скрывались в болотах Хеммиса от бога Сетха, способствовала излечению Хора, ужаленного ядовитыми скорпионами.

в «Текстах пирамид» она упоминается как «владычица дома красоты», т.е. помещения, где проходил один из этапов процесса бальзамирования, а, кроме того, присутствует при рождении нового царя, помогая роженице. Вместе с Исидой, Нефтидой и Нейт богиня считалась покровительницей спящих и умерших, представала на южной стороне саркофага и покровительствовала сокологоловому Кебехсенуфу -

Яд- иврит- рука.
Ядид- друг...
Династия мудрецов- династия Кришны- Яду.

Яд( серебряная указка- перст - для чтения Торы!

......ХЕШВан....


 Любители «подсластить жизнь» уверяют, что слово мар в полном названии месяца не ивритское, а арамейское, т.е. переводится не как «горький», а как «господин». Или является сокращением от матар, «ливень», ибо в хешване начинаются дожди на засушливой Земле Израильской... А дождь для нас — благословение.

Традиции
Скорпион – месяц хешван
10.06.2003
Если месяц ав часто титулуют его полным именем — менахем ав, «ав-утешитель» (памятуя о том, что «Машиах родился 9-го ава»), то хешван именуется также мар хешваном, «горьким хешваном». Это связано с тем, что хешван — единственный еврейский месяц, на который не приходится никаких праздников. Любители «подсластить жизнь» уверяют, что слово мар в полном названии месяца не ивритское, а арамейское, т.е. переводится не как «горький», а как «господин». Или является сокращением от матар, «ливень», ибо в хешване начинаются дожди на засушливой Земле Израильской... А дождь для нас — благословение.

Одна из легенд гласит, что Машиах должен открыться в месяце хешван – дабы не оставлять его совсем без праздников. Собственно, возведение Первого Храма было завершено царем Шломо именно в хешване, однако ввиду отсутствия точной даты это не празднуют. Хасиды же, для которых праздник есть предпочтительная форма взаимоотношений с Б-гом, имеют собственную связанную с хешваном дату — третьего числа они отмечают годовщину смерти одного из величайших хасидских праведников — рабби Исраеля из Ружина.


Традиции
Скорпион – месяц хешван
10.06.2003
Если месяц ав часто титулуют его полным именем — менахем ав, «ав-утешитель» (памятуя о том, что «Машиах родился 9-го ава»), то хешван именуется также мар хешваном, «горьким хешваном». Это связано с тем, что хешван — единственный еврейский месяц, на который не приходится никаких праздников. Любители «подсластить жизнь» уверяют, что слово мар в полном названии месяца не ивритское, а арамейское, т.е. переводится не как «горький», а как «господин». Или является сокращением от матар, «ливень», ибо в хешване начинаются дожди на засушливой Земле Израильской... А дождь для нас — благословение.

Одна из легенд гласит, что Машиах должен открыться в месяце хешван – дабы не оставлять его совсем без праздников. Собственно, возведение Первого Храма было завершено царем Шломо именно в хешване, однако ввиду отсутствия точной даты это не празднуют. Хасиды же, для которых праздник есть предпочтительная форма взаимоотношений с Б-гом, имеют собственную связанную с хешваном дату — третьего числа они отмечают годовщину смерти одного из величайших хасидских праведников — рабби Исраеля из Ружина.

Хешван — слово арамейское, древние евреи называли этот месяц буль. Скорее всего, это связано с тем, что Потоп (мабуль на иврите) начался именно в месяце хешван.

Знак Скорпиона (о свойствах которого мы поговорим ниже), а «Сефер Иецира» связывает этот месяц с буквой нун — не самой благоприятной в алфавите. Ее гематрия (числовое значение) — 50 — связана с понятием «50 уровней нечистоты» (правда, им можно противопоставить «50 врат постижения» святости). Говорится, что евреи в египетском рабстве опустились на 49 уровней нечистоты, а для того, кто опускается на 50-й, уже нет возврата. К тому же, с буквы нун начинается слово нефила — падение (потому в 145 главе Теhилим, где каждый новый стих начинается со следующей буквы алфавита, фраза, соответствующая букве нун, пропущена).
А еще буква нун связана с понятием нуква, что на языке Каббалы означает мир принимающего, женского начала. Ее можно ассоциировать со сфирой малхут , Царство, куда поступает Свет из высших сфирот.

Свет этот в Каббале выражается понятием маин нуквин (можно перевести это, как женские воды, что ассоциируется с водами миквы). Это вносит еще большую ясность в утверждение, что Потоп начался в хешване. Тем более, что Скорпион связан со стихией воды. Таким образом, воды Потопа служили гигантской миквой для очищения мира, спустившегося на 50 уровней нечистоты.



Традиции
Скорпион – месяц хешван
10.06.2003
Если месяц ав часто титулуют его полным именем — менахем ав, «ав-утешитель» (памятуя о том, что «Машиах родился 9-го ава»), то хешван именуется также мар хешваном, «горьким хешваном». Это связано с тем, что хешван — единственный еврейский месяц, на который не приходится никаких праздников. Любители «подсластить жизнь» уверяют, что слово мар в полном названии месяца не ивритское, а арамейское, т.е. переводится не как «горький», а как «господин». Или является сокращением от матар, «ливень», ибо в хешване начинаются дожди на засушливой Земле Израильской... А дождь для нас — благословение.

Одна из легенд гласит, что Машиах должен открыться в месяце хешван – дабы не оставлять его совсем без праздников. Собственно, возведение Первого Храма было завершено царем Шломо именно в хешване, однако ввиду отсутствия точной даты это не празднуют. Хасиды же, для которых праздник есть предпочтительная форма взаимоотношений с Б-гом, имеют собственную связанную с хешваном дату — третьего числа они отмечают годовщину смерти одного из величайших хасидских праведников — рабби Исраеля из Ружина.

Хешван — слово арамейское, древние евреи называли этот месяц буль. Скорее всего, это связано с тем, что Потоп (мабуль на иврите) начался именно в месяце хешван.

Управляет хешваном знак Скорпиона (о свойствах которого мы поговорим ниже), а «Сефер Иецира» связывает этот месяц с буквой нун — не самой благоприятной в алфавите. Ее гематрия (числовое значение) — 50 — связана с понятием «50 уровней нечистоты» (правда, им можно противопоставить «50 врат постижения» святости). Говорится, что евреи в египетском рабстве опустились на 49 уровней нечистоты, а для того, кто опускается на 50-й, уже нет возврата. К тому же, с буквы нун начинается слово нефила — падение (потому в 145 главе Теhилим, где каждый новый стих начинается со следующей буквы алфавита, фраза, соответствующая букве нун, пропущена). А еще буква нун связана с понятием нуква, что на языке Каббалы означает мир принимающего, женского начала. Ее можно ассоциировать со сфирой малхут , Царство, куда поступает Свет из высших сфирот. Свет этот в Каббале выражается понятием маин нуквин (можно перевести это, как женские воды, что ассоциируется с водами миквы). Это вносит еще большую ясность в утверждение, что Потоп начался в хешване. Тем более, что Скорпион связан со стихией воды. Таким образом, воды Потопа служили гигантской миквой для очищения мира, спустившегося на 50 уровней нечистоты.




Управителями хешвана астрология называет Марс и Плутон. Марс — планета, связанная со сфирой гвура, Суровость. Плутон же, как самая дальняя планета, представляет собой проявление сил сжатия, ограничения (цимцум) на высшем уровне. Плутон обычно управляет действиями больших масс людей на больших промежутках времени.

хешван связан с чувством обоняния, это самое тонкое из всех чувств, недаром запах называется «пищей души»

Чтобы искупить этот грех, нам и предстоит построить в хешване Третий Храм, который будет стоять вечно.


Скорпион символизирует нисхождение до состояния безгласности и ничтожества, называемого гехином — “ад”, а точнее, “чистилище”. В этом состоянии несделанное сопоставляется с тем, что сделано. Заключенная в бездеятельность душа, которая всегда жаждет движения, наказывается тем, что снова и снова проходит уже пройденный путь. Комментаторы называют это “пройти сквозь огонь”, потому что цель этого процесса — очистить душу, как очищают от примесей металл. После этого очищения душа готова войти в рай, радоваться чистым плодам своего труда.

Поскольку Скорпион символизирует возможность падения, затруднения, застревания (“скорпион, брошенный в куст”), месяц хешван — время привести в порядок дела предыдущего года. Это время, когда нужно извлечь уроки из прошлого и подготовить планы на будущее.

Связь между падением “скорпиона, брошенного в кусты”, и грядущим подъемом отражает и другой день этого месяца: 11 хешвана — день смерти Рахель имейну (праматери нашей). Что особенного в этом событии? Почему мы вспоминаем именно ее смерть, а не даты смерти других праматерей и праотцев нашего народа?

Наш праотец Яаков двадцать лет провел в доме своего тестя Лавана. Известно, что Яаков был им обманут. По договору, Яаков обязался отработать у него семь лет за Рахель, младшую дочь. Но во время свадьбы Лаван скрыл под фатой Лею, и пришлось Яакову работать за Рахель еще семь лет. За годы жизни семьи Яакова у Лавана Лея родила Яакову шестерых сыновей и дочь, Рахель — одного сына, и по два сына родили две служанки Леи и Рахель.

Когда Яаков, наконец, покинул Лавана и вошел в Землю Кнаан, Рахель родила ему последнего сына, Биньямина, но в родах умерла. Яаков похоронил ее на пути, “и это место погребения Рахели до сего дня” (Берешит, 35:29). До сего дня ее усыпальница в Бейт-Лехеме — место молитвы для всех, у кого есть трудности “на жизненном пути”.

Чтение соответствующих глав Берешит (29-35) помогает понять, что причиной возникших в семье Яакова трудностей была не только хитрость Лавана. Эти страницы указывают на события, которые впоследствии повторяются в замечательной истории нашего народа.

Праматери еврейского народа отличались друг от друга. Тора говорит о “чувствительных глазах” Леи, которая часто плакала (Берешит, 29:17)


Образ дочери царя- молитва! У нее глаза ее матери!( Мать Лея)

. А Рахель была “красива лицом и станом”.

Речь идет не о чисто внешнем различии, а о внутренних свойствах сестер.

Совершенство, красота и гармония внешности Рахели отражают ее роль матери народа.

 В истории народа такой гармонией отмечены периоды проживания на Святой Земле, когда был царь, стоял Храм и в нем пребывал Всевышний. Тогда народ Израиля не был рассеян. Жизнь народа проходила в самых благоприятных условиях, под сенью Божественного закона, когда государством управляли царь и первосвященник, а пророки раскрывали волю Бога и учили людей праведности. На языке Торы это нашло выражение в красоте и миловидности праматери Рахели.

Но повседневная жизнь народа не всегда проходит в благоприятных обстоятельствах. Наша история изобилует драматическими событиями, периодами разрушений, преследований, убийств и потерей пророчества. Вечность народа Израиля никогда не ставилась под сомнение.
Но после разрушения Первого Храма жизнь на рода изменилась: больше не было царей и пророков, первосвященник не мог исполнять свою службу. В Диаспоре евреев стало больше, чем на родине. Настали новые времена: не Рахели, исполненной гармонии и совершенства, но Рахели, оплакивающей своих детей и молящейся об их возвращении, времена надежд на лучшее будущее.

        Второе значение слова «мар» — дождевая капля.

 В это время изнемогающий от жажды мир с нетерпением ожидает дождя, без которого погибнет будущий урожай. Это еще одна, главная причина того, что месяц Хешван был назван Мар-Хешваном.
Бул» со словом «Мабул» (потоп), ибо в этом месяце, как правило, выпадают обильные ливни.

Горький вкус- когда получаемый свет и нет отдачи!
Сладость когда есть свет и отдача...
Свет- вода( милосердие и радость)
Лик- звезда!


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →