Джеймс Джойс и Эйзенштейн
Нередко проза какого-либо автора воспринимается как безликий текст
с бесконечными знаками препинания. Словно это попахивающая затхлой
кладовкой фотография с застывшими фигурами.
Книжный мир Джеймса Джойса находится в постоянном движении. Его
тексты производят «кинематографический», зрительный эффект. Недаром
Джойса любил Сергей Эйзенштейн.
Гениальный классик нашего отечественного кино намеревался экранизировать
«Улисса». Эйзенштейн сразу обратил внимание на то, что произведения Джойса –
наиболее яркое подтверждение его теории монтажа.
Весьма оригинальный представитель англо-ирландской литературы описывал
свои сюжеты пером сурового реалиста. Джойсу была чужда сентиментальность.
Нельзя недооценить джойсовские психологически тонкие новеллы, вошедшие
в феноменальный сборник «Дублинцы».
В феврале прошлого года Джеймсу Джойсу исполнилось сто тридцать лет. Его не
стало в сорок первом. Нетрудно представить, в какой атмосфере Джойс создавал
самые зрелые свои произведения: «коричневая чума» расползалась повсеместно…
Автору великого роман-эпопеи «Улисс» и книги «Дублинцы» важно было показать
отчуждённость людей друг от друга и от мира, одиночество и мучительные поиски
своего «я».
Джойсовская проза «Дублинцы» имеет урбанистическую направленность, что ещё
острее выявляет утрату человеческого взаимопонимания в условиях нацистского
тоталитаризма тех страшных лет.©
(из цикла «Классический натюрморт»)©
_____________________________
18 февраля 2023; 6:37; ©
Свидетельство о публикации №123021801372