Джеймс Джойс и Эйзенштейн

(прозаическая миниатюра)

Нередко проза какого-либо автора воспринимается как безликий текст
с бесконечными знаками препинания. Словно это попахивающая затхлой
кладовкой фотография с застывшими фигурами.

Книжный мир Джеймса Джойса находится в постоянном движении. Его
тексты производят  «кинематографический», зрительный эффект. Недаром
Джойса любил Сергей Эйзенштейн.

Гениальный классик нашего отечественного кино намеревался экранизировать
«Улисса». Эйзенштейн сразу обратил внимание на то, что произведения Джойса –
наиболее яркое подтверждение его теории монтажа.

Весьма оригинальный представитель  англо-ирландской литературы описывал 
свои сюжеты пером сурового реалиста. Джойсу была чужда сентиментальность.
Нельзя недооценить джойсовские психологически тонкие новеллы, вошедшие
в феноменальный сборник «Дублинцы».

В феврале прошлого года Джеймсу Джойсу исполнилось сто тридцать лет. Его не
стало в сорок первом. Нетрудно представить, в какой атмосфере Джойс создавал
самые зрелые свои произведения:  «коричневая чума» расползалась повсеместно…

Автору великого роман-эпопеи «Улисс»  и книги «Дублинцы» важно было показать
отчуждённость людей друг от друга и от мира, одиночество и мучительные поиски
своего «я».

Джойсовская проза «Дублинцы» имеет урбанистическую направленность, что ещё
острее выявляет утрату человеческого взаимопонимания в условиях нацистского
тоталитаризма тех страшных лет.©

(из цикла «Классический натюрморт»)©
_____________________________

18 февраля 2023; 6:37; ©


Рецензии