Зоар. Трепет. Страх. Родиться человеком

Известно, что главное, когда говорят о человеке, – это разум и сердце. То есть мысли мы приписываем разуму, а желания – сердцу. Поэтому, когда в разуме и сердце у него есть мысли, относящиеся к свойству животного, это называется, что родилось животное. А если в разуме и сердце есть мысли и желания, относящиеся к человеку, это называется, что родился человек. И так мы различаем человека и животное.

Однако внешне мы видим в материальном, что существует большая разница даже у животного между днем, когда оно родилось, и спустя какое-то время, когда оно развилось, как в длину, так и в ширину, и в высоту. Однако главный фактор, почему [мудрецы] сказали, что у животного нет разницы от дня его рождения и до конца, – что у него есть та же сила; имеется в виду внутреннее качество. И это указывает нам на порядок работы. И как они сказали: «Когда рождается животное», – имеется в виду, что на этой основе он начинает строить здание, в котором он будет жить все дни жизни своей.

И поэтому [наши мудрецы] сказали: «животное рождается» с той основой, на которой он строит свою работу в Торе и заповедях, то есть на свойстве животного, называемом действием без намерения.




И из сказанного получается, что когда рождается «человек», это означает, что в его разум и сердце приходят мысли, что нужно быть человеком, а человеком называется тот, кто хочет идти путем трепета перед Творцом, то есть все действия его будут ради небес, на отдачу, а не ради собственной выгоды, как у животного, у которого нет ощущения ближнего. А он хочет идти именно ради отдачи, хоть еще и не удостоился этого, ведь «рождением» называется, что он начал [строить] на человеческой основе, то есть хочет построить свою работу на основе трепета перед Творцом, называемого свойством человека, как сказано выше. И это начало называется «рождением».



Зоар говорит: «Над человеком, который родился, не назначается сила свыше до тех пор, пока он не будет обрезан. После того, как он уже обрезан» он получает свет нефеш, пока он не удостаивается получить уровень хая, потому что он удостоился этих четырех ступеней, являющихся четырьмя мирами АБЕА. И из сказанного у нас получается, что есть работа, относящаяся ко всему обществу (клаль), и это «ло лишма», называемое свойством животного, и что нельзя говорить ему, что надо работать в «лишма», потому что он в любом случае не поймет, ведь он рожден в свойстве животного, и он не может понять ничего другого. Поэтому с ним надо изучать только «ло лишма».



Однако, когда он рождается в свойстве человека, что означает, что в его разуме и сердце возникают мысли и желания стать человеком, то есть он понимает, что надо идти путем истины, хоть он еще и не может идти, потому что он сейчас [только] родился, то есть он начал сейчас эту работу, и только понимает, что нужно прийти к ней, то есть делать всё ради отдачи, хотя в момент рождения и нет у него ничего, то есть как говорит Зоар: «над человеком, который родился, не назначается сила свыше до тех пор, пока он не будет обрезан».


Это означает, что когда он начал идти по линии отдачи, называемой «рождение», он все время видит всё наоборот. То есть после каждого прилагаемого им усилия он видит, что у него нет никакого продвижения, а он всё время видит, что идет назад. И таков порядок, то есть состояние скрытия, которое он ощущает, продолжается, пока он не удостаивается пройти обрезание. А после этого он идет вперед, пока не постигнет 4 ступени, называемые «хая, нешама, руах, нефеш», как сказано выше. И в этом разница между «клаль» (всем обществом) и «прат» (индивидуумом), а в материальном это подобно разнице между человеком и животным.



В книге Зоар сказано (Предисловие книги Зоар, стр. 185, комм. Сулам, п. 190): «Страх делится на три вида. У двух из них нет настоящего корня, и [только] один является корнем страха. Бывает человек, который боится Творца, чтобы жили сыновья его и не умерли, или боится наказания тела, или наказания своим деньгам. И из-за этого он постоянно боится Его. Получается, что тот страх, которым он боится Творца, не является для него корнем, ведь корнем для него является собственная выгода, а страх является ее порождением. А бывает человек, боящийся Творца из-за того, что он боится наказания того мира и наказания ада. Два этих вида страха, то есть страх наказания этого мира и страх наказания будущего мира, не являются первоосновой страха и его корнем. [191] Страх, являющийся первоосновой, – это когда человек будет бояться своего Господина из-за того, что Он велик и правит всем…».

В книге Зоар (гл. Эмор, стр. 20, комм. Сулам, п. 58) сказано: «Та хези, смотри: над человеком, который родился, не назначается сила свыше до тех пор, пока он не будет обрезан. После того, как он уже обрезан, над ним начинается пробуждение духа, то есть света нефеш, свыше. Удостоился заниматься Торой – … тогда он становится совершенным человеком, совершенным во всем, – ведь он удостоился света хая… Однако, когда рождается животное, в момент рождения оно уже обладает той силой, которая есть у него в конце… Поэтому сказано: «Когда родится бык, или овца, или коза»».

И следует понять, чему учит нас в духовной работе эта разница между животным и человеком. Прежде всего мы должны понять, что такое свойство «человека» в духовной работе и что такое свойство «животного». Что такое человек? Наши мудрецы объяснили (трактат Брахот, 6:2) стих: ««Послушаем всему заключенье: Творца бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом – весь человек». Что значит «ибо в этом – весь человек»? Сказал рабби Элазар: «Сказал Творец: Весь мир был создан только ради этого»».

Это означает, что весь мир был создан ради трепета перед Творцом. И это то, как он ответил [на вопрос]: «Что значит «ибо в этом – весь человек»?». Отсюда получается, что человеком называется тот, у кого есть трепет перед Творцом. Тогда как тот, у кого нет трепета перед Творцом, не называется человеком.

Как говорит книга Зоар: «Каждый человек – это маленький мир». Поэтому, с точки зрения практических заповедей, которые называются «явной частью [Торы]», всё рассматривается отдельно. То есть идолопоклонники – отдельно, и Исраэль – отдельно, то есть всё рассматривается в разных телах. Поэтому закон определяет, что могилы идолопоклонников не оскверняют шатер, поскольку сказано об осквернении: «Если человек умрет в шатре». Поэтому идолопоклонники не оскверняют шатер).

И из сказанного получается, что тот, у кого есть трепет перед Творцом, называется человеком, тогда как тот, у кого нет трепета перед Творцом относится к свойству животного, а не человека. Однако следует понять, какова мера трепета перед Творцом – ведь тут есть много аспектов.
первооснова трепета перед Творцом – [трепет] из-за того, что Творец велик и правит всем. Именно это заставляет нас исполнять Его заповеди, ибо это называется, что он работает не для получения награды. Другими словами, не ради собственной выгоды, то есть что он получит какое-то вознаграждение за свою работу, а сама работа является вознаграждением, потому что он чувствует, что удостоился большой чести в том, что видит, что ему дали мысль и желание служить Царю, и этот великий подарок, которого он удостоился свыше, он считает огромным состоянием.

И отсюда получается, что человеком называется тот, кто идет по пути, ведущему к свойству, где все действия его будут с намерением ради небес, а не ради собственной выгоды. Тогда как, если у него нет намерения, а есть одно лишь действие, хотя это тоже великая вещь, но без намерения он называется «животным», как сказано (Притчи, 19:2): «И без знания душе не хорошо». «Без знания» – имеется в виду, что знанием называется намерение, как сказано: «Ты одаряешь человека знанием».


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →