Поголовный счёт сынам

В Писании сказано: «Когда будешь вести поголовный счет сынам Исраэля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Творцу при счислении их, и не будет мора среди них при счислении их. Это пусть дадут они …: половину шекеля по [весу] шекеля священного… Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля [должен] дать в возношение Творцу, чтобы искупить ваши душ

И ответ на это – что Исраэль благословляли до подсчета и после подсчета, и поэтому уже не было возможности мора среди Исраэля. А дело в том, что благословение означает, что порядок вхождения человека в духовную работу начинается с правой линии, то есть что он должен ценить услугу, которую он оказывает Творцу, исполняя Его заповеди, и в той мере, в которой он ценит величие Творца в своем сердце, он радуется и веселится тому, что удостоился делать то, что заповедовал Творец. И это, то есть уважение к великому, заложено в нашей природе, ведь мы видим, что великой честью считается, если у кого-то [в родне] есть какой-нибудь выдающийся человек, которого все считают важной личностью, и все, как известно, хотят служить ему. Однако удовлетворение от этого служения зависит от величия и важности, которую придают этому выдающемуся человеку. И согласно этому получается, что когда человек чувствует и представляет себе, что он служит Творцу, он ощущает себя благословенным, и тогда вступает в действие правило, что благословенный прилепляется к Благословенному.

Выходит, что в этом состоянии человек чувствует себя самым счастливым в мире, и это время, когда он должен благодарить Творца за то, что Он дал ему хотя бы небольшую службу, которую он мог сослужить Ему. Выходит, что в этом состоянии он слит с Творцом благодаря тому, что у него есть радость, как сказали наши мудрецы: «Шхина нисходит … только лишь благодаря радости». Однако вместе с этим у него нет другого кли, у которого был бы хисарон, чтобы Творец по-настоящему приблизил его, то есть чтобы всё его намерение было бы только на отдачу, что называется «лишма», а чтобы прийти к лишма, человек должен видеть, что у него есть желание и потребность, а в правой линии, в которой он ощущает совершенство, нет места хисарону.

Поэтому он должен перейти к левой линии, называемой счет и расчет, чтобы с точки зрения своего здравого смысла посмотреть, действительно ли он хочет быть работником Творца, а не работать на себя, то есть что бы он ни делал, у него нет другой мысли, кроме собственной выгоды. И тогда он видит истину, как сказано выше, левая отталкивает, то есть он видит, насколько он не в состоянии сделать хоть что-либо ради небес. И насколько он чувствовал совершенство в правой линии, и чувствовал себя хорошо, и веселился и радовался тому, что он служит Творцу, настолько же он чувствует себя плохо, когда видит, что он в состоянии отдаления от работы Творца, то есть сейчас всё черно до такой степени, что он не видит места надежде выйти из-под этой власти. Тогда у него есть место для молитвы, и он находится в состоянии, называемом «проклятый», и называется «мертвый», и называется «грешник», ведь он видит, что не способен работать ради пользы Творца.

А чтобы не было мора, как сказано выше, ибо с исчисленным «нет такого праведника на земле, который творил бы добро и не согрешил», он всегда найдет недостатки, он должен перейти к правой линии, и тут он нуждается в еще большем преодолении в отношении величия Творца, чтобы в этот момент у него была возможность сказать, что он рад тому, что у него есть хоть какая-то связь с работой Творца, поскольку это очень важная вещь – служить Царю, и потому, несмотря на то что это самая маленькая связь, в любом случае, из-за важности это будет считаться у него большим, а то, что связь с духовным сейчас стала меньше, это из-за левой линии, ибо он увидел, как низко он находится, и потому сейчас ему тяжело сказать обратное – что у него есть совершенство, поскольку правда – когда он говорит, что у него есть совершенство только из-за важности величия Царя, согласно правилу: для того, в чем первостепенную роль играет качество, даже небольшое количество превосходного качества важнее большого количества низкого качества.

Согласно этому выходит, что всякий раз он должен увеличивать правую линию в плане «выше знания», и все время говорить, насколько он ценит величие и важность Творца и что стоит благодарить Его за небольшое количество, и он должен еще больше прославлять и восхвалять Царя за то, что Он дал ему сослужить небольшую службу. Как сказано (в молитве «Нишмат коль хай»): «Не можем мы достаточно отблагодарить тебя, Творец Всесильный наш».

Получается, что благодаря тому, что он возвращается в правую линию, в которой происходит работа в смысле совершенства, которая называется свойством «благословенный», а потом снова возвращается к счету и расчету, а потом обратно выше знания, где нет места рациональному расчету. Это называется, что было благословение перед счислением и благословение после счисления, и это исправление – для того чтобы среди них не было мора, чтобы он не оставался в состоянии низости и не пришел к отчаянию, навсегда сбежав с поля боя.

И это называется «половина шекеля по [весу] шекеля священного» – что означает, что, работая в святости, он должен взвесить свою работу, чтобы половину работу, называемую «правая линия», то есть свойство «благословенного», отдать как выкуп Творцу, сказав, что сейчас я целиком работаю на Творца, и нет у меня никакого недостатка, и я естественным образом могу воздать хвалу и благодарение Творцу, и я чувствую себя благословенным, прилепившимся к Благословенному. И это выкуп, чтобы он не оставался в низости левой линии, называемой свойством «проклятого» и отделением от Творца.

А вторая половина работы будет в свойстве левой линии, и это, как говорит книга Зоар, что должно быть благословение перед счислением, то есть перед тем как он пойдет в левой линии, называемой «счисление», он должен быть в свойстве правой линии, называемой «благословенный». А потом всё повторяется, и естественным образом «не будет мора при счислении их», – то есть когда он захочет удостоиться того, чтобы заповеди были у него как 613 вкладов (пкудин), как сказано выше. И это, как сказано: «Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля».

«Богатый» называется правой линией, когда он идет в совершенстве, и нет у него ни в чем недостатка, а сколько бы у него ни было, он радуется и веселится, поэтому называется: «богатый не более … половины шекеля» – то есть чтобы он не шел все время в правой линии, а, как сказано выше, нужно переходить к левой линии, называемой «исчисление и расчет». «А бедный не менее» – бедный называется тот, у кого нет ничего, ибо когда он начинает считать и производить расчет своей работы, – делается ли она во благо Творца или ради собственной выгоды, – он видит, что у него нет ничего, о чем он мог бы сказать, что он делает это ради небес, поэтому называется «бедный не менее половины», – то есть нужно перейти в правую линию, то есть в свойство благословения и совершенства. Однако эта работа должна быть уравновешена, так чтобы эти две линии были равны, чтобы каждая из них увеличивала другую.

Как сказано: «Чтобы искупить ваши души», – то есть именно благодаря этим двум противоположным друг другу [линиям] произойдет искупление, то есть душа выйдет из-под власти изгнания, когда народы мира властвуют над Исраэлем силой эгоистической любви, и благодаря этому они удостоятся стать головой святости и не будут хвостом, как сказано выше.

Как сказано: «Три участника есть в человеке… Отец сеет белое», – то есть с правой стороны, называемой «отец», «захар», а мужское начало (захар) называется совершенством, и совершенство называется «белое без какой-либо грязи». А «мать, называемая нуквой, сеет красное», и тут видно, что это возможная опасность, нуждающаяся в исправлении. А потом «Творец дает … душу», так как из двух названных линий получается кли, способное на то, чтобы в него передали благо, и тогда можно сказать, что он называется «пришедшим очиститься», и это после того как он идет по двум названным линиям, и после этого «помогают ему святой душой».


Рецензии