Берешит. Две точки. Древо познания добра и зла

«Что означает слово БЕРЕШИТ?» Это мудрость, на которой стоит мир, з”а, дабы войти в высшие скрытые тайны, т.е. в свет бина. И здесь находятся 6 высших больших свойств, ва”к бина, из которых выходит все, из них же создались 6 источников рек, ва”к з”а, нисходящих в большое море, малхут. Слово БЕРЕШИТ состоит из слов БАРА (создал) и ШИТ (шесть), т.е. создал 6 свойств. Кто создал их – тот о котором не упоминают, скрытый и неизвестный, А”А.

 
В мире Ацилут есть 2 вида света хохма:

1) исконный, свет хохма А”А, называемый скрытым светом хохма. Этот свет хохма находится только в парцуфе А”А и не распространяется с него к более низшим парцуфим;

2) свет хохма, нисходящий 32 путями от бина, поднявшейся в голову А”А, чтобы получить там свет хохма и передать его в з”а. Поэтому слово Берешит означает Бе-решит, с-хохма, но не скрытого в А”А настоящего света хохма, а нисходящего 32 путями от бина в з”а, благодаря которому существует зо”н


Кроме разделения на БЕ-РЕШИТ, слово БЕРЕШИТ делится на БАРА-ШИТ (на иврите пишется одинаково, ввиду отсутствия гласных), что означает СОЗДАЛ ШЕСТЬ – создал 6 сфирот-свойств, называемых ва”к, аббревиатура слов вав кцавот – 6 конечностей-свойств з”а, из которых выходят все создания.

Функцию сфиры хохма, источника света хохма для зо”н, выполняет сфира бина, потому что малхут поднялась в бина, а бина вышла из головы А”А, стала как его тело и поэтому не может получить свет хохма А”А.

Но затем, вследствие подъема ма”н от низших, человека, духовно находящегося в мирах БЕ”А, возвращается бина в голову А”А, получает свет хохма от А”А, передает свет в зо”н, а зо”н передают свет во все миры. Получается, что из этих 6 свойств-конечностей, на которые разделилась бина, вышли все миры.

Поэтому сказано, что из бина выходят все 6 истоков рек, нисходящих в большое море, – разделение бина на 6 свойств, ва”к, когда она выходит из головы А”А, называется 6 источниками, потому что это еще только источник света для з”а. Но затем, когда бина возвращается в голову А”А, то они становятся светом хохма, называемым реками, нисходящими в парцуф з”а.

И называются 6 рек, как сказано (Теилим 110, 7; русский перевод стр. 73, 110, 7): «Из потока в пути пить будет, поэтому поднимет голову». А затем з”а передает этот свет в большое море, своей нукве. Реки или потоки – это свет з”а. Ва”к бина называются источники света мудрости, хохма, потому что вышли из бина наружу в виде ва”к, только для того, чтобы создать источник света для зо”н. А если бы бина не вышла наружу, не было бы у зо”н никакой возможности получить свет.

В слове Берешит заключено несколько смыслов: Бере = бара – создал, создал 6 свойств без света хохма, потому что слово бара означает скрытость. Поэтому в слове берешит есть 2 смысла: а) хохма, потому что слово решит – это хохма, б) бара шит – показать, как хохма разделилась на 6 частей без головы, без света хохма, являющихся источниками света для зо”н, называемых «мир». И эти 6 частей з”а и малхут называются 7 дней творения.

Но поскольку слово «бара» находится внутри слова «берешит», то создал это «скрытый и неизвестный», т.е. скрытая хохма А”А. Потому что он вывел бина из своей головы и сделал ее ва”к. Т.е. он создал 6 частей, описываемых в Берешит. Берешит – хохма. Не может низойти свет в з”а до тех пор, пока Има-бина не выйдет наружу. Потому что вследствие 2-го сокращения упали за”т бина в зо”н. Поэтому, когда бина в большом своем состоянии, то з”а получает свет хохма в келим – желания бина. Берешит = бара-шит, где слово бара также означает слово бар – вне, выход наружу.


«Рост» означает, что я собираюсь приобрести совершенно новое состояние, стать тем, кем еще не являюсь.

Что означает слово ''БЕРЕШИТ''»?

Это мудрость, на которой стоит мир, Зеир Анпин, дабы войти в высшие скрытые тайны, то есть в свет Бины. И здесь находятся шесть высших больших свойств, ВАК де-Бина, из которых выходит все. Из них же создались шесть источников рек, ВАК де-Зеир Анпин, нисходящих в большое море, в Малхут.

Слово «БЕРЕШИТ» состоит из слов «БАРА» (создал) и «ШИТ» (шесть), то есть создал шесть свойств. Кто создал их – тот, о котором не упоминают, скрытый и неизвестный, Арих Анпин.


БЕРЕШИТ» (в начале) – это слово, с которого начинается Тора.

Это мудрость, на которой стоит мир (то есть слово «БЕРЕШИТ» олицетворяет собой ту мудрость, ту силу, на которой стоит мир), Зеир Анпин, дабы войти в высшие скрытые тайны, то есть в свет Бины. И здесь находятся шесть высших больших свойств, ВАК де-Бина, из которых выходит все. Из них же создались шесть источников рек, ВАК де-Зеир Анпин, нисходящих в большое море, в Малхут.

Он говорит, что существует система – система! а не какое-то свойство, – которая называется «БЕРЕШИТ».

Эта система определяет собой мудрость. Мудрость – это Хохма.

Из свойства мудрости нисходит свет в свойство милосердия. Милосердие – это Бина.

Из этого свойства нисходят шесть рек, шесть источников. – это Зеир Анпин, которые, в свою очередь, входят в Малхут.

А в Малхут поднимаются снизу души.

Вот эта система и называется «БЕРЕШИТ», с этого только все начинается.

Кроме того, БЕРЕШИТ – это: «БЕ» (с) и «РЕШИТ». «РЕШИТ» – это Хохма. То есть: «Создал с мудростью шесть свойств».

Кто создал их – а создал их тот, о котором ничего не известно, и называется он Арих Анпин.

Арих Анпин – буквально «длинное лицо». Имеется в виду не длинное лицо, которое мы можем увидеть, допустим, в «кривом зеркале», – имеется в виду большая мудрость или Хохма. Свет Хохма, как мы знаем, распространяется сверху вниз, поэтому и существует понятие «высокая мудрость».

В то же время свет милосердия, свет Хасадим, распространяется вширь, поэтому мы и говорим о «широком сердце».

Арих Анпин.

Арих Анпин (как обычно) – это: Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин и Малхут.

На арамейском Кетер – это Китра, а Хохма – Моха стимаа. Моха – это «моах», то есть Хохма, а стимаа – это «скрытая», «замкнутая», «сжатая», потому что Хохма – по собственной инициативе – не раскрывается.

Все, что находится ниже, покрыто, своего рода, пленкой – крума де-авира (воздушное покрытие). Она создана специально для того, чтобы совершенно отделить две верхние части, называемые ГАР де-Арих Анпин, от того, что будет под ними. Таким образом, у нас нет возможности, что называется, напрямую связаться с этой системой, у нас нет возможности самостоятельно постичь ее.

Непосредственно под пленкой находится Бина. Бина, сама по себе, не нуждается в свете Хохма, потому что она – «хафец хесед» – абсолютное милосердие, свойство абсолютной отдачи. Поэтому она не ощущает оболочки, изолирующей ее от ГАР де-Арих Анпин, поэтому-то она может связаться с Хохма и наполнить светом все остальное творение.

Река-бина

В чем заключается наша задача? Наша задача заключается в том, чтобы через Малхут и Зеир Анпин поднять наше желание, нашу просьбу, в Бину, вынудить Бину получить что-то от Хохма, и тогда то, что в результате наших призывов получит Бина, то в итоге получим и мы.

Наше желание, наша просьба, которую мы поднимаем в Бину, называется МАН. МАН – это «мей нуквин» (женские воды). Мы не будем сейчас разбираться в физиологии и, вообще, в том, что происходит в наших организмах. Нам интересна внутренняя система мира Ацилут, а не то, как это отзывается на строении наших тел.

Так вот, в чем заключается подъем, так называемых, «женских вод»? «Женские» – имеется в виду Малхут, желание наполниться; «вода» – это свойство Бины, которое присутствует и в Малхут. Желания поднимаются в Бину, Бина их воспринимает, поднимается в Хохму, берет ее свет и проводит обратно к нам.

Таким образом, связь с системой ГАР де-Арих Анпин осуществляется только через Бину.

Наш мир, как единое духовное тело, развивается и проходит исправление в течение 6000 лет, которые делятся на три периода по 2000 лет каждый. Сначала раскрываются самые тонкие, то есть слабо эгоистические желания (келим) – ХАБАД, потом средние по силе желания – ХАГАТ, а в наши, последние 2000 лет, – самые эгоистичные желания – НЕХИ.

Тонкие келим были очень высокими душами – «праотцы», народ Израиля, вышедший из Египта (Гальгальта Эйнаим). Но они не могли раскрыть высокой мудрости света Хохма, потому что им не хватало глубины (толщи) желания. Наши души – самые эгоистичные, и поэтому, несмотря на то, что наш разум и чувства очень ограничены, своим исправлением мы проводим в мир самый сильный свет Хохма.

Поэтому, когда мы делаем небольшое усилие, исправление на нашей низкой ступени, то мы притягиваем огромный свет в высшие келим – ХАБАД, и там происходят большие исправления. Так работает система душ – по закону обратного соответствия светов и келим.

Сами того не зная, не понимая, что делаем, мы производим огромные изменения в системе душ. Мы подобны младенцу, который сложил вместе два кубика, а родители счастливы от его маленького успеха. Мы не знаем, какой свет притягиваем в высшие души – это раскроется только в Конце Исправления, когда все начнут ощущать этот свет. Но именно мы, своей простой и незаметной работой приносим жизнь в эту систему.

Весь прошлый путь, вся история, великие каббалисты прошлого – все это было только подготовкой к тому исправлению, которое должны сделать сейчас мы с вами.

То есть, Бина поднимается в ГАР, получает там свет Хохма и через Зеир Анпин передает его вниз.

«Поэтому слово «БЕРЕШИТ» означает «БЕ» (с) и «РЕШИТ» (Хохма), то есть «с Хохма», но не скрытого в Арих Анпин настоящего света Хохма, а нисходящего 32 путями…»

Речь идет о свете, который мало того, что нисходит к нам 32 путями, он нисходит дискретно – капает, как мелкий, редкий дождичек: кап, кап, кап… Почему? – Чтобы мы могли постепенно адаптироваться к нему. Поэтому свет у нас чередуется с тьмой: капля света Хохма, света мудрости, наполнения, озарения, понимания, – тьма, и снова свет, и снова тьма…

Эти капли называются «мазаль» – от слова «нозель» (жидкость).

В Торе сказано, что все зависит от знаков удачи. Имеется в виду, что все зависит от «мазаль» – от этих капель света Хохма, который проходит к нам. Неправильная трактовка, неправильный перевод привели к тому, что люди занимаются поисками удачи совсем в другом месте…

«Сказано, что мир стоит на ''высших скрытых тайнах''» – то есть, когда Зеир Анпин и Малхут вместе поднимаются в Бину, чтобы посредством ее получить свет Хохма, то при этом постигается ступень Моха стимаа.

Кроме разделения на БЕ-РЕШИТ, слово БЕРЕШИТ делится на БАРА-ШИТ (на иврите пишется одинаково, ввиду отсутствия гласных), что означает: «СОЗДАЛ ШЕСТЬ» – создал шесть свойств, называемых ВАК». ВАК – это аббревиатура слов «вав кцавот» (шесть конечных свойств), из которых выходит к творениям свет Хохма.

А далее он рассказывает то, о чем мы уже говорили: «…вследствие подъема МАН от низших, человека, духовно находящегося в мирах БЕА…»

Наши души находятся в мирах Брия, Ецира, Асия. Мы этого не ощущаем, потому что адаптируем себя, ассоциируем себя с нашим животным телом, о котором и речи нет. Оно – просто животное. Здесь говорится только о нашей внутренней духовной составляющей.

Над мирами БЕА находится Малхут. Свойство Малхут – это свойство единения всех душ, свойство общности, свойство отдачи, «возлюби ближнего, как себя». Те души, в которых «просыпается» это свойство, поднимаются в Малхут.

Поднимаясь в Малхут, они вызывают ответные действия Бины. Бина подсоединяется к Хохме и берет от нее свет. Этот свет, который Бина получает в облачении света Хасадим, затем нисходит в Малхут. Души, поднявшиеся в Малхут, полностью наполняются светом Бины и, таким образом, проходят в систему БЕРЕШИТ.

Так для чего же нужна система БЕРЕШИТ?

В самом слове «БЕРЕШИТ» заключено несколько значений:

– во-первых, «БАРА-ШИТ» – «создал шесть свойств», которые Бина передает в Малхут;

– во-вторых, «БЕ-РЕШИТ» – то есть светом Хохма создал всё нисходящее исправление;

– в-третьих, слово «БАРА» означает слово «БАР» (вне, выход наружу) – «создал вне себя».

Итак, Творец создал всю эту систему, для того чтобы дать душам возможность собраться и достичь Его состояния, то есть состояния Арих Анпина. Ну, а каким образом у души появляется желание подняться в Малхут?



Когда эти желания будут подобны, тогда соединятся все миры, и творение, в итоге, превратится снова в мир Бесконечности, наполненный Высшим светом. Причем, свет НАРАНХАЙ, который наполнял нас в мире Адам Кадмон, в результате наших усилий, нашей работы, наших устремлений, будет в 620 раз больше.

В нас находится цепочка информационных записей (решимот). Эти записи, под воздействием окружающего нас поля (света), последовательно «оживают» – превращаются в ощущаемую нами динамическую картину мира. Это подобно тому, как из памяти компьютера вызывается проигрывание видеозаписи. Мы не может влиять на цепочку записи, но в наших возможностях ознакомиться с программой их проигрывания, и своими усилиями способствовать их успешной реализации.

В этом случае, мы как бы сами запускаем программу и постигаем ее причину, течение и цель, и, таким образом, поднимаемся на уровень Создателя.




МАН, как мы знаем, – это «маим нуквин». Маим – это свойство Бины, нуквин (нуква) – свойство Малхут. Если я правильно ориентирован, то есть Бина, свойство отдачи, главенствует во мне, то мой МАН вызывает положительное воздействие Высшего света, и этот свет притягивает меня к своему Источнику. В противном же случае этот свет меня отталкивает.




Буква «бет» слова «берешит» (в начале) показывает, что двое соединяются вместе, в Малхут. Обе они – точки, одна скрытая, а вторая явная. Но так как нет разделения между ними, называются «начало», то есть только одна, но не обе, потому что тот, кто берет одну, берет также и вторую. И это – одно, потому что Он и имя Его едины, как сказано: «И познаете, что это единственное имя Творца».

Буква «бет» слова «берешит»…

Вы знаете, как начинается Тора: «В начале сотворил Бог небо и землю». «В начале» – на иврите «берешит». «Бет» (численное значение 2) – первая буква этого слова.

…показывает, что двое соединяются вместе, в Малхут, обе они – точки, одна скрытая, а вторая явная.

Свойство ограничения в точке Малхут скрыто, а свойство милосердия в точке Бина явно, ведь иначе мир не смог бы существовать. Как сказано: «В начале создал мир свойством строгости, затем, видя, как он не может существовать, присоединил к нему свойство милосердия».


Но так как нет разделения между ними, называются «начало», то есть только одна точка, но не обе, потому что тот, кто берет одну, берет также и вторую, но не понимая этого.

И это – одно (эти две точки), потому что Он и имя Его едины, как сказано: «И познаете, что это единственное имя Творца».

В конце процесса исправления две точки сливаются в одну, и об этом состоянии сказано: «Ибо полна будет земля знанием Творца».

Так вот, с буквы «бет», первой буквы слова «берешит», начинается путь к Творцу, то есть к познанию Высшего мира. А поскольку «бет» – это 2, то она означает два мира.

Мир, относительно меня, делится на явный и скрытый.

Явный – раскрывается мне в моих органах ощущений и в стоящем за ними разуме. Я могу исследовать его и полагаться на свои выводы.

 Почему Малхут называется «страх Творца»? Потому что Малхут – Древо добра и зла: удостоился человек – оно доброе, не удостоился – оно злое. Поэтому находится в том месте страх. И через эти ворота идут ко всему хорошему, что только есть в мире. Все хорошее – это двое ворот, то есть две точки, которые как одна. Рабби Йоси сказал, что все хорошее – это Древо жизни, потому что оно доброе, совершенно без всякого зла. А так как нет в нем зла, оно полностью доброе, без зла.

Почему Малхут называется «страх Творца»? Потому что Малхут – Древо добра и зла: удостоился человек – оно доброе, не удостоился – оно злое. Поэтому находится в том месте (в Малхут) страх.

«Древо познания добра и зла» – познание наших 613 желаний и их исправление.

Творцом создано желание с намерением «ради себя». Исправление – это процесс перехода с намерения «ради себя» на намерение «ради других». В мере исправления, свет заполняет желание. Конец исправления – желание полностью подобно свету.

Поэтому, до конца исправления человек должен отделять в себе желания, относящиеся к точке Бина, от желаний, относящихся к точке Малхут. Вопреки эгоизму, наперекор ему человек должен отрицать желания Малхут, не пользоваться ими, а стараться использовать только желания Бины.

Этот период работы над самоисправлением называется периодом 6000 лет.

И через эти ворота идут ко всему хорошему, что только есть в мире.

Это в том случае, если мы показываем высшему управлению, что используем только свои свойства отдачи.

Все хорошее – это двое ворот, то есть две точки, которые совмещаются в человеке, как одна. То есть когда он, скрывая свое эгоистическое свойство, свойство Малхут, желает «одеть» на себя свойство Бины – альтруистическое свойство, свойство отдачи.

Речь идет о состоянии после окончательного исправления, когда и Малхут, и Бина – обе эти точки – становятся воротами постижения.

две точки, Бина и Малхут, «находятся» в нас в виде Древа нашего познания добра и зла;

– а «все хорошее», то есть раскрытие высшей мудрости – самое лучшее, что только может быть в мире, и что заключено в замысле творения – это и есть Древо жизни.

Малхут (мы уже говорили об этом) состоит из пяти желаний, свойств. Четыре ее желания имеют альтруистические свойства, полученные ими от света, а пятое – малхут де-малхут – это эгоистическое свойство. До полного исправления всех остальных свойств, использование малхут де-малхут, то есть получение в нее света, карается смертью – исчезновение света называется «смерть».

Вернее, если во всех своих действиях человек отталкивает себя внутренне от использования эгоизма, точки малхут де-малхут, и использует только остальные свои альтруистические желания, он постепенно, каждый раз, создает сам на малхут де-малхут экран, запрет на получение. Наполнив все свои остальные исправленные желания светом, человек достигает конца исправления – того, что мог сам исправить.

 Как только это происходит,
нисходит свыше свет,
          называемый Машиах, который придает альтруистическое свойство «отдавать»,
             делать ради Творца и самой малхут де-малхут.

Этим заканчивается весь процесс работы человека над исправлением своей души – он достигает полного слияния с Творцом. Цель Творца заключается в том, чтобы этого состояния человек достиг во время своего нахождения в нашем мире, в своем физическом теле, чтобы оба мира – духовный и материальный – совместил в себе.

Тора – в переводе «свет». В принципе, Тора – это инструкция по исправлению. Что это значит? Тора говорит нам о том, как привлекать Высший свет (ор Макиф), который, распространяясь сверху вниз, и производит все исправления.

Распространение Высшего света можно представить, как молнию, которая ищет ионизированные молекулы воздуха и, таким образом, может достичь поверхности земли. Выявить, что мешает распространению света, создать такой «ионизированный путь» – это, в принципе, то, чем занимаются каббалисты.





Чтобы лучше понять, в чем заключается основная идея этой статьи, рассмотрим процесс зарождения и развития души (объекта духовного мира), как процесс зачатия и рождения человека в нашем мире, так как между ними существует полная аналогия.

Этот процесс можно разбить на три трехмесячных этапа.

Первый этап.

Капля семени (в нашем мире) попадает в матку матери и начинает в ней развиваться. Сначала идут три дня абсорбции семени, а затем 40 дней оформления зародыша, в течение которых он приобретает всю свою будущую форму.

За 40 дней эта точка (которая сюда вошла), это решимо, непрерывно развиваясь, получает свойства Бины – десять сфирот. Сам по себе зародыш – это материя, никакими личными свойствами он не обладает. Таким образом, Бина сейчас вместе с этой точкой, с решимо, создает некую особую форму.

То есть, практически, по прошествии этих сорока дней мы могли бы – в нашем мире – распознать все свойства будущего человека. Они уже есть, они уже проявлены все до одного… Просто мы еще не умеем этого различать. Было бы, конечно, здорово, если бы мы могли это сделать. Это предотвратило бы огромное количество всевозможных болезней, травм и так далее.

После сорока дней идет подъем решимо по трем линиям – Нецах, Ход, Есод.

На этом заканчивается первый этап – первые три месяца.

Второй этап, следующие три месяца развития, – это подъем по линиям: Хесед, Гвура, Тиферет.

Третий этап, следующие три месяца развития, – это подъем по линиям: Хохма, Бина, Даат.

Вот таким образом развивается зародыш, и в итоге – на третьем этапе – он достигает состояния, называемого «три месяца и один день», когда у него появляется уже зачаток Кетера.


В этом состоянии начинаются роды. Почему? Потому что он полностью закончил свое развитие, вышел на уровень десяти сфирот. Теперь свет, который он будет получать, будет ему только во вред.

В нашем мире, – если зародыш и дальше будет находиться в матке матери, то отравится.

В мире духовном – зародыш, убар, должен изменить свое состояние, подняться на следующую ступень. Для этого он как бы переворачивается, то есть Кетер и Малхут меняются местами.


Рецензии