Барсик, волшебный тигр - о любимых сказках

Сочинение Барсика, волшебного тигра


Расскажу я о своих и о Валиных любимых сказках.


Когда заходит разговор на эту тему, Валя обычно заявляет, что не любит народные сказки как жанр. Я ее знаю, и я ей не верю. Валя любит и сказки, и притчи, кстати, независимо от того, насколько они дурацкие или, наоборот, мудрецкие. В произведениях художественной литературы, которые ей нравятся, чаще всего присутстствуют черты сказочности, и сначала они присутствуют, а потом уж Валя их замечает и начинает со мной обсуждать. Дело здесь в другом, как я подозреваю. Для Вали важна фигура рассказчика. Рассказчик есть всегда, даже если старается быть совершенно невидимым, и всегда личность рассказчика так или иначе проявляется в повествовании. Может быть, сильнее всего именно тогда, когда он лучше всего прячется…но это уж мое собственное рассуждение, а слыхал я, что именно умение прятаться считается среди рассказчиков наивысшим пилотажем. Так вот, я думаю, что когда-то Вале не понравились голоса некоторых рассказчиков, звучащие со страниц сборника русских народных сказок Афанасьева (а у нас многотомник, большое правильное издание). С тех пор она и утверждает, что народные сказки как таковые не любит, а предпочитает их в литературной обработке, и не во всякой, а только в такой, какая найдет путь к ее уму и сердцу. Пробовал я ее разубедить доводами проверенной мудрости – ведь и народная песня лучше всего как она есть, а не в обработке, за то ее и обрабатывают – но Валя с доводами моими не согласна. Говорит, что на безупречный вкус не претендует и иногда согласна предпочитать вторичность, если именно вторичность до нее достучалась, а первоисточником не будет всегда восхищаться за то только, что он первоисточник.


- Бывает так, что обработка всю прелесть убивает, а бывает, что, наборот, лучше делает. Раз на раз не приходится.


Выходит, что все замыкается на рассказчике, как я и говорил.


Тем не менее, любимая народная сказка у Вали есть, и это широко известное «По щучьему велению». Не менее широко известное также как «Емеля-дурак».


Началось вот с чего. Когда-то очень давно Валя болела и лежала в больнице. Все Валины взрослые заботились о ней и только и думали, чем бы ее развлечь, чтобы она скорее поправилась. Дарили ей разные хорошие подарки. Когда Валя выписывалась, ей подарили две книжки-«раскладушки»: желтую «Кот в сапогах» и синюю «По щучьему велению». День возвращения домой и без того – праздничный, а как Валя была юной и впечатлительной любительницей книг, для нее «раскладушки» с разноцветными бумажными фигурками, которые можно дергать туда-сюда, пока они не отдернутся, были чудо-чудное.


Где-то в глубоких недрах эти книжки, должно быть, живы до сих пор, но щучье веление куда более потрепанное и подерганное, потому что любимое. Без фигурки царского Вельможи, которого колотит ожившая дубинка: зачем нам в любимой книжке нехорошие люди? С разорванной щелью для пилы, которая должна в ней двигаться и «сама» пилить дрова. Первоначально Валину симпатию могло определить то, что голубой цвет она любит больше желтого. (Это не относится к замечательной золотистой шубе волшебного тигра). Но и рыжий Емеля с веснушками и курносым носом, и Марья-царевна с каштановыми косами были так прекрасны, что их очарование торжествовало. А как Валя еще посмотрела мультфильм-экранизацию «В некотором царстстве», где сказано: «Люблю! А кого – ах, не знаю!» и «Солдатушки-ребятушки, нашему царю показали фигу. Умрем все до последнего!» и «Куплю вместо короны картуз и поеду за границу!», как ее еще сводили в театр Образцова на соответствующий спектакль («Кто царевну Несмеяну РРРассмешит?) …в общем, от всего этого Валина любовь еще усилилась и продолжалась все детские долгие годы, параллелельно с любовью к мифам Древней Греции, покуда не пришел, а вернее, не прилетел с Востока еще и обезьяний царь.


Нередко приходится слышать утверждения лиц, претендующих на безраздельное обладание истиной и окончательное познание жизни, что Емеля-дурак – настоящий дурак, что посыпавшиеся на него дары судьбы незаслуженно щедры, а его победа в финале несправедлива. По здравом рассуждении тут есть что возразить. Емеля уже потому может быть достоин отдельного внимания, что у него нестандартное для этого типа сказочных героев имя: он Емеля, а не Иван. Затем, волшебный дар исполнения желаний он получает не просто так по необъяснимой прихоти судьбы, а в награду за милосердие к щуке и щукиным детям. Стало быть, сказка демонстрирует убеждение в том, что милосердие – ценно и достойно щедрой и, главное, неожиданной награды. Помимо этого, легендарная лень Емели может быть чисто внешним обманчивым впечатлением, за которым скрывается мощная работа ума и воображения. Будучи наделен чудесным даром, он демонстрирует незаурядные способности изобретателя-рационализатора, получившего наконец-то возможность воплотить свои идеи в жизнь. Ведра с водой у него сами ходят, сани и печь сами ездят, топор сам дрова рубит…Когда бы он до всего этого додумался, если бы на печке не лежал?


А в мультфильме про некоторое царство Емеля и вовсе проявляет героизм, с большой находчивостью защищая родину от войск Заморского Принца, который одно название, что принц, даром что под Лудовикуса рекса невесть какого косит.


Продолжая о Людовиках. Любимая литературная сказка Валиного детства повествует как раз о Людовике. Имеется в виду тот самый лисенок, который один из всей семьи не хотел быть хитрым, имея в виду – не быть подлым, и влюбился в цыпочку. Как вы помните, потом оказывается, что по природным своим способностям он хитрее самого прожженного лиса, но хитрость его должна служить целям спасения, а не угрызания ближних. История о благородном юном герое, пришедшем в конфликт со всем своим окружением и нашедшем на стороне прекрасную даму, оставила неизгладимый след в Валином сердце и встретила мое тигриное понимание. Но долгое время мы с Валей не знали ничего о том, что героя этого сочинил шведский писатель Ян Экхольм и зовут его на самом деле Людвиг Четырнадцатый. В нашу совместную жизнь он вошел под именем Маленький Рыжик.


Здесь нужно пояснение. Хотя у нас с Валей были хорошие книги, некоторых, которые нам хотелось бы иметь, у нас не было. Их брали почитать у знакомых и родственников (и задерживали у себя так долго, что совсем бы не отдавали, не будь у Вали справедливых родителей. Зато потом можно было попросить почитать еще и еще). Теперь все эти книги можно перекачать из Интернета, а кое-что, говорит мне Валя, есть в продаже в привлекательном оформлении, но дорога ложка к обеду. О некоторых героях и их приключениях мы узнавали исключительно из телевизора. Именно так мы впервые увидели Муми-троллей, а о том, что они Муми-тролли и что к чему, узнали уже значительно позже, когда я по-прежнему оставался волшебным тигром, но в Валиной жизни медленно, но неотвратимо приближалось время других книг. Таким же образом Людвиг Четырнадцатый Ларссон впервые предстал перед нами как герой двухсерийного кукольного мультфильма «Маленький Рыжик». Но победительному очарованию его, его каверзного братца Лабана (которого мы называли Хитрун), папаши с зонтиком, пушистой-золотистой девы Тутты Карлссон и всей компании это нисколько не помешало.


Это теперь у моей Вали лежит на полке книжка розовая в цветочек, с иллюстрациями Бориса Диодорова, а в ней лежит открытка с со сценой из мультфильма: спереди – куклы, а обратная сторона вся обшарпанная, потому что во время оно с этой открыткой вместе и чай пили, и спали, так что я даже ревновал.


Но кино студии «Беларусьфильм» «Рыжий, честный, влюбленный», снятое по этой сказке, где все имена персонажей правильные, и известные актеры играют, что они звери, а звери – это на самом деле люди, Валя не то что не любит – терпеть не может. На то есть две причины, и обе личные. Валя говорит, что в начале ей просто не понравилось, как это кино сделано: оно предназначено, скажем так, для «семейного просмотра», но вышло больше для взрослых, чем для детей. В нем слишком много, как считает Валя, откровенно философских моментов: став взрослым, это понимаешь и радуешься, что так интересно, глубоко и всесторонне разработали тему, но, пока ты еще ребенок, это может показаться лишним и ненужным. А рассчитанные на маленького зрителя костюмы и танцульки на птичьем дворе не гармонируют ни с философией, ни с трагедией (потому что история в этом фильме рассказана больше всего как трагедия). Мультфильм несравненно проще и наивнее, но именно он пробудил у Вали и воображение, и мысль. В этом я с нею согласен: иногда внешне незначительные причины нужны, чтобы вывести волшебного тигра из бездействия и побудить поделиться плодами своих размышлений, хотя вообще волшебный тигр – существо серьезное и глубокомысленное.


Другая причина еще более личная, чем первая. Заключается она в том, что долгое время Валя не любила видеть, как кто-нибудь чужой фантазирует на тему, на которую она сама фантазирует.


Длительная Валина любовь имела последствия для обеих историй: обе истории, незаметно для себя, получили безразмерные продолжения. Их никто не спрашивал, хотят они продолжаться или нет, просто у Вали было время и желание. Она часто так делала. Из-за этого она половину книжек не дочитывала: если книга Вале нравилась, то нравилось и самой придумывать, что будет дальше и еще дальше. А чужие интерпретации любимого сюжета и персонажей – экранизации, аудиопостановки на пластинках – и вовсе вызывали у нее муки ревности и необъяснимое разумом смущение. Она могла от них убежать, закрыв уши.


О чем это говорит? Вывод волшебного тигра из сказанного:


Вале нравятся «странные люди». Не все «странные люди» как таковые, потому что у нее не хватает воображения и толерантности на все странности, какие могут встретиться на свете. Некоторые странности ее отталкивают. Она не всегда может объяснить, почему. Но чаще всего она к «чудакам» относится уважительно. Только тут есть две оговорки:


1. Чудаки не должны Валю обижать и становиться ее врагами.


2. Жизнь так устроена, что самый «странный» человек – это, конечно же, самый «нормальный».


P.S. Возможно, вы будете удивлены, но у меня, волшебного тигра, любимые сказки другие. Во-первых, «Принц и нищий». Потому что во всех Валиных кукольных импровизациях на эту тему (часто очень отдаленных от оригинала) я неминуемо играл. Вы думаете, нищего или принца? Короля. Серебряная цепь на шее обязывает. А во-вторых, «Тигренок на подсолнухе». Из года в год живя на диванной спинке перед телевизором, какой тигр не захочет иметь многоэтажный дворец-подсолнух? И вы бы захотели.

29 сентября 2009 г.


Рецензии