Как Валя любит всякие мифы

Сочинение Барсика, волшебного тигра


Барсик, волшебный тигр, рассказывает 
про свою Валю, как она любит всякие мифы


Моя Валя очень гордится, что понимает все фундаментальное и монументальное. Она говорит, что мало кто это понимает и может любить. Я ее давно знаю (и люблю), поэтому мне известно, в чем тут дело. С самого ее детства, когда мы с ней познакомились, она любит всякие мифы. В первую очередь – древнегреческие. С ними ей легче всего было познакомиться, потому что они – самые известные.


Журнал «Веселые картинки» напечатал серию занимательных историй о подвигах Геракла. Начиналось там с того, как полезно, чтобы быть сильным, есть овсяную кашу, а заканчивалось тем, что Геракл совершил последний подвиг, простился со злым царем Эврисфеем (видите,я его сложное имя запомнил) и пошел своим путем. «И это шел уже совершенно свободный человек». (с) Рассказы о Геракле Валя читала нерегулярно, но самую первую историю про победу над Немейским львом хорошо запомнила.


Потом Валина мама, которая всегда поощряет Валины интеллектуальные интересы, дала ей книжечку « Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа». Вон она в полках стоит. Книжечка с черно-белыми репродукциями, алфавитными указателями и пересказом сюжетов в форме справок. Валя эту книжечку очень полюбила. Ей нравились и фотографии, и то, как рассказаны их истории. Там очень кратко написано и строго, но за этим, рассказывает Валя, ей чудилось что-то большее. Что если хорошо – так значит хорошо по-настоящему, а если страшно – так значит страшно. Все, что остается после точки, словами передать уже нельзя.


В этой книжечке Вале ее мама прочитала про Данаю, на которую пролился золотой дождь, и с которой потом в музее несчастье случилось. Потом уже Валя сама прочитала про Аполлона и Дафну и стала смеяться над ними, чтобы скрыть, как сильно ей понравилось. Она все хотела к этой истории придумать хороший конец. Прочитала про всех богов и героев, а еще про Авраама, Иоанна Крестителя, Моисея и Святое Семейство. И запомнила слова «Рембрандт», «Рубенс», «Фальконе», «Канова» и «Тициан».


Валя, конечно же, смотрела по воскресным вечерам «В гостях у сказки». Я тоже с ней смотрел и все помню, потому что жил на диванной спинке лицом к телевизору. (Может быть, у других тигров оно называется не «лицо», а как-нибудь по-другому, а у меня – лицо. Я волшебный и очень интересный тигр с выразительными зелеными глазами). «В гостях у сказки» показали четыре мультфильмов по мотивам древнегреческих мифов. Я до сих пор помню, как дикторша произносила их странные названия – отчетливо и так, как будто у нее в голосе шуршали листы бумаги: «Прометей» и «Аргонавты», «Лабиринт» и «Персей». Я еще подумал, что «Прометей» - это «Про Метей».


Валя уверяет, что она сразу почувствовала: это не сказки, а что-то другое. Оно больше и серьезнее. Там бывает то, чего в сказках нет, и это «взрослые» сказки. Когда потом ей в школе сказали, что «миф» значит «сказка», она очень обиделась.
В мультфильме «Лабиринт» Валю очень испугала страшная голова Минотавра. Там есть одно место, когда Тесей под пол проваливается, а из темноты появляется Минотавр, оскаливается и рычит. Валя закрыла лицо руками и решила, что ужасный Минотавр испортил весь мультфильм. Потом, поздно вечером, они вместе с мамой ходили на улицу, к станции метро. Метро – это еще отдельное приключение, но в тот вечер они туда не спускались. Валя рассказывает: было уже совсем темно и довольно холодно, горели желтые фонарные огни и дул ветер. Они стояли на узкой улице как в черном туннеле, на углу возле белого каменного забора, над ними в темноте высились деревья. Валя стояла, наклонив голову, и думала, как она боится Минотавра. Она решила, что больше не любит мифы. Но мама не хотела, чтобы Валя перестала любить мифы, и дала ей новую книгу, то есть на самом деле старую, - в твердой синей обложке с отцепившимися волосками, с нарисованными желтыми птицами и желтым певцом с лирой и в лавровом венке, и с потускневшей надписью «Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции». Эту книгу Валя долго не могла читать. Она была уверена, что мифы должны излагаться торжественными и длинными стихами, вроде как русские былины (что-то такое она подглядела в книге «Мифологические сюжеты», там есть отрывки.). А над первой главой должна была почему-то быть нарисована черно-белая голова Минотавра. В книге Куна мифы написаны прозой, и поэтому Валя решила, что она не совсем настоящая. (Впрочем, ей нравилось, что под заголовком каждого мифа есть величавое слово «Изложено» и дальше написано, по какой поэме). Но потом Кун надолго стал Валиной любимой книгой, по пятый класс , наверное. (Она у меня не так любит читать, как перечитывать, и о прочитанном что-нибудь фантазировать. Поэтому редко читает новые книги, зато ей почти всегда они нравятся). Валя книгу Куна продолжала любить даже после того, как узнала, что не ошиблась насчет того, как мифы выглядят в оригинале – это стихи, совсем такие, как она думала.


Большинство ее любимых мифов – в поэме Овидия «Ме-та –морфозы», то есть «Превращения». Но саму эту книгу она купила только в 2001 году. Она говорит, что всю жизнь любила эту книгу заочно и читает с любого места (не на память, а под настроение). О книге Куна она теперь уже говорит не с прежним восторгом, заявляет, что сам древнегреческие и древнеримские книги лучше, чем пересказ, еще и такой, чтобы его читали школьники. Ну да меня-то ей не провести! Я знаю, что «Легенды и мифы» Куна она больше всего любит, и больше других, более современных обработок мифов.


Что было в школе, я уже похуже знаю, но Валя рассказывает, что было здорово играть в слова. За счет имен древнегреческих богов и героев она всегда выигрывала, потому что никто из ее одноклассников не знал столько экзотических, но совсем приличных слов. Но я помню, что в детстве Валя сложные слова читала быстро и поэтому половину из них запомнила неправильно. Вместо «Ме-та-морфозы» она говорила «Мет-рам-фозы»- и была довольна. А вместо «Ту-че-го-нитель» говорила - «туг-ночитель».


В книге Куна было много таких сложных слов. Она написана прозой очень величественно. Спишу-ка я из нее, пока Валя не видит:


«Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках ту-че го-нителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. (В мультфильме «Прометей» тоже есть этот орел, только он там вредный – Барсик, волшебный тигр). В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вено юная Афродита, Арес с Гермесом – все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона» (с).


Если бы не было прямо сказано, сто это «величественно» и «торжественно», все равно было бы именно так, правда?


Вот эта мифовская плавная торжественность так Валю отметила, что до сих пор на нее влияет, даже когда Валя о ней и не думает. Только она не признается, что ее это впечатляет. И не любит показывать, насколько сильно. Поэтому, когда она в детстве обрушивала на бабушку многосерийные пересказы мифов с добавлениями, она хотела, чтобы было не величественно, а весело и смешно. Чаще всего получалось по-дурацки (я ее люблю и могу сказать, на меня она не обидится, да теперь она и сама это знает). Но зато им с бабушкой так хорошо было!


Сочинять многоэтажные продолжения к древнегреческим мифам скоро стало Валиной привычкой. Делала она это с большим увлечением, так, как делают дети. У нее в голове и на языке образовалась мешанина из мифов и собственно детских сказок, других читанных книг и виденных фильмов. Эта мешанина, которую называют «причудливой», чтобы не называть ерундой. Валя совсем не замечала, что есть какая-то разница между IX веком до н.э., V веком до н.э. и картинами на мифологические сюжеты XVII-XVIII веков. (Это все из Валиных книжек слова). Или между Троянской войной и мультфильмом «Как казаки олимпийцами стали». Но главное, что она между делом много чего увидела и узнала, а узнав – запомнила.


Поэтому я Вас предупреждаю: у Вали заготовлено много чего глобального и фундаментального, и умного-разумного, и сеьезного-классического. Но вы, пожалуйста. Не думайте, что ее только это интересует. Ее детская любовь к мифам глубоко затаилась и незаметно прикасается ко всему, чем она занимается еще.


С уважением, Барсик, волшебный тигр.

18 мая 2007 г.


Рецензии