Нирвана. Истина. Выше и ниже. Шри Ауробиндо

Шри Ауробиндо.
   Цитаты.


"Открытие Шри Ауробиндо. Нирвана не может быть внезапным
завершением Пути, за которым  нет  ничего, подлежащего исследованию ...  это
конец низшего Пути, пройденного через низшую Природу, и одновременно  начало
Высшей Эволюции."


"Понятия "выше" или  "ниже"  характеризуют не
иерархию  разных   состояний  сознания,  а  его  качественную  сторону,  его
устойчивость  внутри  данного состояния. Следовательно,  Нирвана  -  это  не
вершина лестницы  точно  так же, как ни  сон, ни  смерть  не могут быть этой
вершиной. Она  может иметь  место на  любом уровне  нашего сознания; в уме с
помощью концентрации, в витальном с помощью концентрации и даже в физическом
сознании  -  с помощью  концентрации."



"Таким  образом,  Нирвана  -  это  полезная (но  не  необходимая) стадия
перехода от обычного видения к иному способу видения. Она освобождает нас от
всеобъемлющей,  тотальной иллюзии,  в  которой мы  живем:  "Будто  опутанные
чарами,  видят  они ложное  как истинное", - говорит Маитри Упанишада  (VII.
10).  Шри  Ауробиндо не  употребляет  этого  слова -  "иллюзия";  он  просто
говорит, что  мы  живем  в  Неведении.  Нирвана  освобождает нас  от  нашего
Неведения, но лишь  для того, чтобы  привести нас к  Неведению другого рода,
ибо  такова уж  вечная проблема человека: он  бросается из одной крайности в
другую; он  всегда ощущает необходимость отрицать  что-либо  для того, чтобы
согласиться с чем-то  другим, а  потому промежуточную стадию он воспринимает
как некое завершение,  как финал, так уже  и случилось со множеством великих
духовных переживаний. На самом же деле конца не существует, ибо  есть только
постоянное  возвышение и  расширение  Истины."


" Для видящего взгляда все  есть Единое; в  божественном переживании
все вокруг - это единая глыба Божественного"


" Возложить  ответственность за  все, что кажется
нам дурным  и ужасным, на плечи полувсемогущего Дьявола, списать  ее на счет
Природы,  создавая тем самым непримиримое противоречие между природой мира и
природой Бога,  как будто  природа не  зависима от Бога, или  же свалить эту
ответственность на  человека  и  на  его  грехи, как  будто ему  принадлежал
решающий  голос в создании этого  мира или он мог сотворить  хоть что-нибудь
против воли Бога - все это удобные,  но  неуклюжие выдумки.  ... Мы  создаем
Бога  Любви  и  Милосердия,  Бога добра,  Бога справедливого,  праведного  и
добродетельного   в   соответствии   с   нашими   моральными   понятиями   о
справедливости, добродетели  и праведности, а все остальное, говорим мы, это
не  Он  или  не  Его, а  было  создано некой дьявольской  Силой,  которой он
позволил по какой-то причине  проявить  свою злую  волю,  или  неким  темным
Ариманом, действующим в противовес нашему доброму Ормузду, или, наконец, все
это  было следствием ошибки себялюбивого человека-грешника, который испортил
то, что  было  создано  Богом  совершенным. ... Мы  должны  смело посмотреть
реальности в лицо и увидеть, что  именно Бог, и никто другой, сотворил  этот
мир в  Своем бытии и  что  Он создал  его  таким,  каков он есть.  Мы должны
видеть, что Природа, пожирающая своих  детей, Время, поглощающее жизни живых
существ, Смерть всеобщая  и неотвратимая и неистовость сил Рудры* в человеке
и Природе - это тоже высшее Божество в одной из своих космических ипостасей.
Мы должны видеть, что Бог, щедрый творец, творец изобилия, Бог,  участливый,
сильный  и милостивый охранитель, есть также Бог  пожиратель  и разрушитель.
Муки на ложе страдания и зла,  где нас  пытают - это тоже  его прикосновение
так же, как и счастье, нежность и наслаждение. И лишь тогда, когда мы увидим
все с  точки зрения абсолютного единства и почувствуем эту истину в глубинах
нашего существа, сможем  мы различить и за этой маской покойный и прекрасный
лик  всеблаженного Божества, а в этом прикосновении, которое испытывает наше
несовершенство,  почувствовать  прикосновение  друга  и  созидателя  духа  в
человеке.  Диссонансы мира  -  это  диссонансы Бога,  и  лишь принимая их  и
проходя  сквозь  них  можем  мы  достичь  более великих  созвучий его высшей
гармонии,  вершин  и  трепетной  безбрежности его  трансцендентной Ананды**,
Ананды космической. ...  Ибо истина - это основание подлинной  духовности, а
храбрость - ее душа. "


Рецензии