Нирвана. Истина. Выше и ниже. Шри Ауробиндо
Цитаты.
"Открытие Шри Ауробиндо. Нирвана не может быть внезапным
завершением Пути, за которым нет ничего, подлежащего исследованию ... это
конец низшего Пути, пройденного через низшую Природу, и одновременно начало
Высшей Эволюции."
"Понятия "выше" или "ниже" характеризуют не
иерархию разных состояний сознания, а его качественную сторону, его
устойчивость внутри данного состояния. Следовательно, Нирвана - это не
вершина лестницы точно так же, как ни сон, ни смерть не могут быть этой
вершиной. Она может иметь место на любом уровне нашего сознания; в уме с
помощью концентрации, в витальном с помощью концентрации и даже в физическом
сознании - с помощью концентрации."
"Таким образом, Нирвана - это полезная (но не необходимая) стадия
перехода от обычного видения к иному способу видения. Она освобождает нас от
всеобъемлющей, тотальной иллюзии, в которой мы живем: "Будто опутанные
чарами, видят они ложное как истинное", - говорит Маитри Упанишада (VII.
10). Шри Ауробиндо не употребляет этого слова - "иллюзия"; он просто
говорит, что мы живем в Неведении. Нирвана освобождает нас от нашего
Неведения, но лишь для того, чтобы привести нас к Неведению другого рода,
ибо такова уж вечная проблема человека: он бросается из одной крайности в
другую; он всегда ощущает необходимость отрицать что-либо для того, чтобы
согласиться с чем-то другим, а потому промежуточную стадию он воспринимает
как некое завершение, как финал, так уже и случилось со множеством великих
духовных переживаний. На самом же деле конца не существует, ибо есть только
постоянное возвышение и расширение Истины."
" Для видящего взгляда все есть Единое; в божественном переживании
все вокруг - это единая глыба Божественного"
" Возложить ответственность за все, что кажется
нам дурным и ужасным, на плечи полувсемогущего Дьявола, списать ее на счет
Природы, создавая тем самым непримиримое противоречие между природой мира и
природой Бога, как будто природа не зависима от Бога, или же свалить эту
ответственность на человека и на его грехи, как будто ему принадлежал
решающий голос в создании этого мира или он мог сотворить хоть что-нибудь
против воли Бога - все это удобные, но неуклюжие выдумки. ... Мы создаем
Бога Любви и Милосердия, Бога добра, Бога справедливого, праведного и
добродетельного в соответствии с нашими моральными понятиями о
справедливости, добродетели и праведности, а все остальное, говорим мы, это
не Он или не Его, а было создано некой дьявольской Силой, которой он
позволил по какой-то причине проявить свою злую волю, или неким темным
Ариманом, действующим в противовес нашему доброму Ормузду, или, наконец, все
это было следствием ошибки себялюбивого человека-грешника, который испортил
то, что было создано Богом совершенным. ... Мы должны смело посмотреть
реальности в лицо и увидеть, что именно Бог, и никто другой, сотворил этот
мир в Своем бытии и что Он создал его таким, каков он есть. Мы должны
видеть, что Природа, пожирающая своих детей, Время, поглощающее жизни живых
существ, Смерть всеобщая и неотвратимая и неистовость сил Рудры* в человеке
и Природе - это тоже высшее Божество в одной из своих космических ипостасей.
Мы должны видеть, что Бог, щедрый творец, творец изобилия, Бог, участливый,
сильный и милостивый охранитель, есть также Бог пожиратель и разрушитель.
Муки на ложе страдания и зла, где нас пытают - это тоже его прикосновение
так же, как и счастье, нежность и наслаждение. И лишь тогда, когда мы увидим
все с точки зрения абсолютного единства и почувствуем эту истину в глубинах
нашего существа, сможем мы различить и за этой маской покойный и прекрасный
лик всеблаженного Божества, а в этом прикосновении, которое испытывает наше
несовершенство, почувствовать прикосновение друга и созидателя духа в
человеке. Диссонансы мира - это диссонансы Бога, и лишь принимая их и
проходя сквозь них можем мы достичь более великих созвучий его высшей
гармонии, вершин и трепетной безбрежности его трансцендентной Ананды**,
Ананды космической. ... Ибо истина - это основание подлинной духовности, а
храбрость - ее душа. "
Свидетельство о публикации №122120106527