И ещё об одном стихотворении О. Мандельштама
За барскую шубу, за астму, за желчь петербургского дня.
За музыку сосен савойских, Полей Елисейских бензин,
За розу в кабине рольс-ройса и масло парижских картин.
Я пью за бискайские волны, за сливок альпийских кувшин,
За рыжую спесь англичанок и дальних колоний хинин.
Я пью, но ещё не придумал – из двух выбираю одно:
Весёлое асти-спуманте иль папского замка вино."
11 апреля 1931
Некто Семён Аркальев так прокоментировал этот стих:
"Неплохие стихи гениального поэта но концовка обескураживает превращая текст просто в эскиз для внутреннего пользования
да ещё и это нелепое ИЛЬ в последней строчке.
Это искусственное сокращение общепринятой формы ИЛИ,
да и вся последняя строфа плохая сырая".
Вот таково мнение Семёна Аркадьева относительно этого стиха.
Прочитав его, я ему возразил следующим образом:
Понимаю вас, Семён, действительно, если читать этот стих вдумчиво и проникновенно, то последние две строки НЕСКОЛЬКО снижают прелестный поэтический "реестр" и метафорический мандельштамовский накал, но уж не до такой степени, как вам видится ("эскиз для внутреннего употребления", кстати - не вполне удачное определение, как мне кажется), а уж иль вместо или - это и вовсе явная придирка с вашей стороны (иль - употреблено для сохранения ритмики). А вот мне думается, что концовка содержит в себе во-первых: логическое завершение стиха, как бы закольцовывая его ("я пью" - начало, а что именно пью - конец стиха; во-вторых: это винное "меню" - само по себе весьма презентабельно и красиво звучит, а в - третьих: оно содержит в себе интересный , с моей точки зрения, скрытый подтекст.
1931 год. После поездки в Армению в 1930 году, Мандельштам снова возвращается к поэтическому творчеству, но тучи сгущаются и он ПРОВИДИТ уже свою судьбу, хотя ещё и неясно и оттого перед ним дилемма : либо пить ЗА ЗДРАВИЕ сладкое белое игристое вино, производимое в итальянском Пьемонте , либо ЗА УПОКОЙ вино папского замка, горькое вино собственной грядущей несвободы (папский дворец в Авиньоне, резиденция римских пап, а затем, во время французской революции дворец был захвачен и разграблен повстанцами, а в 1791 году стал местом массовых казней контрреволюционеров. При императоре Наполеоне многочисленные помещения дворца использовались как военные казармы и тюрьмы.)
Свидетельство о публикации №122101006005
Людмила Саблина 11.10.2022 11:25 Заявить о нарушении
Всё так, но просто я сделал упор именно на последних двух, по мнению моего оппонента, "сырых" строках стиха, не затрагивая весь текст в целом.
Олег Стоеросов 11.10.2022 00:22 Заявить о нарушении