Сефер Бахир. Цитаты. 3 часть

Переведён и передан в свете догм времени... В рамках узкого восприятия..
Текст цитат для ознакомления.
Внутренняя суть скрыта при обычном прочтении...


Раввин Рахумай сел и разъяснил:
— Каково значение стиха: «Насыщен благоволе­нием и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его»? (Второзаконие, 33: 23.)
Это означает, что всюду, где мы находим бук­ву Бет, она благословенна.
Именно о наполнении говорится в стихе: «Насы­щен благоволением и исполнен благословения Гос­пода».
Отсюда оно питает тех, кто нуждается в нем. Именно в этом наполнении Бог искал совета.
Какой пример похож на это? Царь захотел по­строить себе дворец среди высоких скал. Он подко­пал подножие скалы и обнаружил большой источ­ник живой воды. Тогда царь сказал: «Поскольку у меня есть проточная вода, я выращу сад. Потом я буду наслаждаться им, и весь мир насладится им».
Поэтому и написано: «Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, ве­селясь пред лицем Его во все время» (Притчи, 8: 30).
В Торе сказано: «В течение двух тысяч лет я был на лоне Благословенного Святого как Его ус­лада».
Потому в библейском стихе и говорится: «вся­кий день». Каждый день Благословенного Свято­го — тысяча лет, ибо написано: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Псалом 89: 5).
С тех пор иногда бывает так, как говорится в Покой существует для этого мира. Поэтому на­писано: «Я выдохну хвалу Мою тебе чрез ноздри Мои» (Исайя, 48: 9).
Каково значение слов «хвалу Мою»? Как ска­зано: «Хвала Давида. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки» (Псалом 144: 1).
Почему это — хвала? Потому что «буду превоз­носить Тебя».
И каково это превознесение? «Буду... благослов­лять имя Твое во веки и веки».





Это учит нас тому, что Израиль обладает све­том. Тора есть свет, ибо написано: «Ибо заповедь есть светильник, и Тора — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Притчи, 6: 23).
И мы говорим, что светильник — это заповедь, освещение (Орах) — Устная Тора, а свет (Ор) — Письменная Тора. Как мы можем тогда говорить, что Устная Тора — это свет (Ор)?
Поскольку этот свет уже был сохранен, он на­зывается светом.
На что это похоже? Одна комната скрывалась и отдаленной части дома. И даже днем, когда мир освещался ярким светом, в этой комнате нельзя было ничего увидеть, не принеся с собою светиль­ника.
Это верно и для Устной Торы. Хотя она сама — свет, необходима Письменная Тора, чтобы ответить на ее вопросы, объяснить ее тайны.

Ор-свет, шкура...
Ах-творящий чистый дух/пятилучевая звезда...
Ахау-небо, бесконечное Ахау-небо...
Ах-предки, пращуры...
.....



Седьмое — это восток мира. Именно от­туда приходит Семя Израиля.
Спинной мозг берет начало в головном мозге человека и доходит до половых органов, где нахо­дится семя. Поэтому написано: «От востока при­веду племя твое, и от запада соберу тебя» (Исайя, 43: 5).
Когда Израиль добродетелен, тогда это являет­ся тем местом, из которого Я принесу ваше семя, и новое семя будет дано вам. Но когда Израиль грешен, тогда Я принесу семя, которое уже было я мире. Поэтому написано: «Род проходит, и род приходит» (Екклесиаст, I: 4). Это учит нас тому, что он уже пришел.




Что есть восьмое?
У Благословенного Святейшего один-единствен­ный Праведник (Цадик) в Его мире, и он дорог Ему, потому что он поддерживает весь мир. Это — Основание (Йесод).
Это то, что поддерживает мир и заставляет его развиваться, усиливая его и наблюдая за ним. Основание является любимым и дорогим вверху, лю­бимым и дорогим внизу; грозным и могуществен­ным вверху, грозным и могущественным внизу; очищенным и принятым вверху, очищенным и при­нятым внизу
Это — Основание всех душ.




Что такое этот «покой»? Это — отсут­ствие работы. Это — прекращение, остановка, ко­торая называется Шаббат (что означает «покой»).
На что это похоже? У царя было семь садов, и в среднем саду находился фонтан, бивший из жи­вого источника. Три его сада находились справа, три — слева. Когда фонтан выполнял свою работу и разливался, все они радовались, говоря: «Он разливается ради нас». Фонтан поливал сады водою и заставлял их расти, а они ждали и отдыхали в покое.
В таком случае, утверждаем ли мы, что он по­ливал водою семь садов? Но написано: «От восто­ка приведу племя твое» (Исайя, 43: 5). Это ука­зывает на то, что один из семи поливал его водою.
Поэтому мы должны говорить, что он поливал водою Сердце, а Сердце поливало водою их все.




На что это похоже? У царя была пре­красная дочь, и многие хотели ее. Царь знал об этом, но не мог бороться с теми, кто хотел увести его дочь на дурной путь. Он вошел в свой дом и предупредил ее, сказав: «Дочь моя, не обращай внимания на слова этих недругов, и тогда они не смогут одолеть тебя. Не покидай дом, но делай всю свою работу в доме. Не сиди без дела ни одного мгновения. Тогда они не смогут увидеть тебя и причинить вреда».
У них есть один аспект, который заставляет их оставаться за пределами всякого доброго пути и вы­бирать дурной путь. Когда они видят человека, на­правляющегося по благому пути, они ненавидят его.

Это учит нас тому, что у Благословенного Свя­тейшего есть аспект, имя которого Зло. Оно — к северу от Благословенного Святейшего, ибо напи­сано: «От севера откроется бедствие на всех оби­тателей сей земли» (Иеремия, 1: 14). Любое зло, приходящее ко «всем обитателям сей земли», при­ходит с севера.




Каков этот аспект?аспект зло?
Это — форма руки.(яд)
У него много посланников, и имя их всех — Злое Зло. Некоторые из них — великие, некото­рые — ничтожны, но все они приносят в мир грех.
Это потому, что Хаос направлен к северу. Хаос (тоху) есть не что иное, как Зло. Он запутывает (таха) мир и заставляет людей грешить(отступать от истины) .
Всякое дурное побуждение (йецер хара), которое есть в человеке, приходит оттуда.
А почему оно находится слева? Это потому, что оно не обладает никакой властью ни в каком дру­гом месте в мире, кроме севера.
Оно не привыкло быть где-либо еще, кроме как на севере. Оно не хочет находиться ни в каком другом месте, кроме севера. Если оно остается на юге до тех пор, пока оно не изучит пути юга, то как оно может ввести других в заблуждение? Тог­да оно оставалось бы там в течение нескольких дней, пока не приспособится, а потом уже сможет вводить людей в грех. Поэтому оно всегда на се­вере, слева.(важно понимать ценность этого зла? Его суть вещать!!....)
Таково значение стиха:
«Потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Бытие, 8: 21). Это зло от юности его, и оно не склонно к какому-либо на­правлению, кроме как влево, ибо оно уже привык­ло быть там.
Именно об этом Благословенный Святейший ска­зал Израилю: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред оча­ми Его, и внимать заповедям Его», а не наущени­ям дурного побуждения, «и соблюдать все уставы Его», а не уставы дурного побуждения, «то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], це­литель твой» (Исход, 15: 26).

(болезнь дана для желания исцеления....!!!)

§ 164. Чего же добивается дурное побуждение?
На что это похоже? Царь назначил управляющих над землями своего царства, над работами и над торговлей. Все и вся получили своего управляющего.
Один управляющий заведовал амбаром с хоро­шей пищей. Другой заведовал хранилищем камней. Все приходили в амбар с хорошей пищей. Управ­ляющий, заведовавший хранилищем камней, при­ходил и видел, что люди покупали только у дру­гого управляющего.
Что же он сделал? Он послал своих посланни­ков, чтобы те снесли непрочные дома и чтобы людям понадобились камни для постройки новых домов. Однако посланники не могли снести креп­кие дома. Он сказал: «За то время, которое необ­ходимо для разрушения одного крепкого дома, вы можете снести десять непрочных. И тогда все люди придут ко мне и купят у меня камни, и я не буду выглядеть хуже других».
Поэтому написано: «От севера откроется бед­ствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия, I: 14). И далее сказано: «Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и при­дут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима» (Иеремия, 1: 15). Зло будет их делом, и дурное побуждение также будет посто­янно бороться.'
Слово Сатана означает «поворачивающий в сто­рону», поскольку он весь мир поворачивает в сто­рону...
Как это выражается? Написано: «Он поворотил к ней» (Бытие, 38: 16). А Таргум переводит это как ВеСата . И еще написано: «Уклонись (С'тех) от него, и пройди мимо» (Притчи, 4: 15).


........



§ 6. Что есть благословение?
Его можно объяснить на одном примере. Царь вырастил в своем саду деревья. Может пойти дождь и полить их, земля намокнет и насытится влагой, однако царь должен поливать деревья из источника.
Поэтому написано: «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих за­поведи Его. Хвала Ему пребудет вовек».




Отрывок «вы, у которых нет серебра», можно объяснить также другим способом. Пусть они придут к Богу, ибо у Него есть серебро. Поэтому написано: «Мое серебро и Мое золото».
Каково значение стиха: «Мое серебро и Мое золото»?
На что это похоже? У царя было две сокровищ­ницы: одна серебряная, а другая золотая. Он по­местил серебряную сокровищницу по правую сто­рону, а золотую — по левую. Он сказал о сереб­ряной: «Она должна быть под рукою, чтобы ее на ко было взять».
Он произнес эти слова тихо. Он присоединил­ся к бедным и мирно управлял ими. Поэтому написано: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою» (Исход, 15: 6).
Если он радуется своей доле, то все хорошо. Если нет, тогда: «Десница Твоя, Господи, сразила врага» (Исход, 15: 6).
Он сказал им:
— Это относится к золоту. Потому и написано: — «Мое серебро и Мое золото».




И что они собой представляют?
Их три. Среди них три воинства и три владения.
Первое владение — свет. Свет — это жизнь воды.
Второе владение включает в себя святые Хайот, Офаним, колеса Колесницы и все воинства Благо­словенного Святейшего. Они благословляют, воз­вышают, прославляют, восхваляют и освящают мо­гущественного Царя в Кедушах. В мистерии вели­кого Кедушах — свирепый и ужасный Царь. И они коронуют Его тремя «святынями».



Что означает «свят, свят, свят»? И почему за ним следует: «Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его»?
Первое «свят» — это высшая Корона.
Второе «свят» — это Корень Древа.
Третье «свят» присоединяется к первым двум и объединяется с ними всеми.
Далее следует: «Господь Саваоф! Вся земля пол­ни славы Его».

§ 129. Что означает «свят», которое присоеди­няется и объединяется?
На что это похоже? У царя были сыновья, у ко­торых, в свою очередь, тоже были сыновья. Когда внуки соблюдают его волю, он общается с ними, поддерживает их и удовлетворяет все их желания. Он дает своим сыновьям всякое добро, чтобы они могли удовлетворять желания своих детей. Но ког­да внуки не выполняют его волю, тогда он дает столько, сколько нужно, только отцам.


Слава (Кавод) и Сердце (Лев) имеют одно и то же нумерологическое значение, а именно трид­цать два.
Они оба — одно, но Слава соответствует своей функции в вышнем, а Сердце соответствует своей функции внизу.
Поэтому «слава Господа» и «Сердце небес» тож­дественны.



Что такое Милосердие?
Это — Тора, ибо написано: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Исайя, 55: 1).
Следовательно, Милосердие — это серебро. По­этому и написано: «Идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Он воспитывал вас Торой и учил вас, ибо вы уже заслужили это бла­годаря заслугам Авраама, который творил добро. Без серебра он кормил других и без платы он да­вал им вино и молоко.

§ 137. Почему вино и молоко? Что делать с ос­тальным?
Но это учит нас тому, что вино — это Страх, а молоко — Милосердие.
Почему сначала упоминается вино? Потому, что оно ближе к нам.
Тогда относится ли это к действительному вину и молоку? Мы должны сказать, что это — форма мина и молока.
Благодаря заслугам Авраама, который был удо­стоен качества Милосердия, Исаак стал достойным качества Страха. А поскольку Исаак был удостоен качества Страха, Иаков был удостоен качества Ис­тины, которая является качеством Мира.
Бог дал каждому по мере его. Поэтому написа­но: «Иаков (стал) человеком кротким, живущим в шатрах» (Бытие, 25: 27). Слово «кроткий» означа­ет не что иное, как миролюбие. Поэтому написа­но: «Будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Второзаконие, 18: 13). А Таргум переводит это: «Будь в мире (ш'лим)».
Слово «кроткий» указывает на Тору. Поэтому и написано: «Тора истины была в устах его» (Малахия, 2: 6). Что написано в следующей фразе? В ней сказано: «В мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха». Праведность есть не что иное, как миролюбие, ибо написано: «Непорочность и правота» (Псалом 24: 21).
Поэтому написано: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль» (Исход, 17: 11). Это учит нас тому, что качество, называемое Израилем, имеет в себе «Тору истины».

§ 138. Что означает «Тора истины»?
Это то, что учит (морех) Истине всех миров, а также Его делам в мысли.
Он сотворил Десять Речений, и через них мир начал существовать. Это — одно из них.
Человека Он сотворил с десятью пальцами, со­ответствующими Десяти Речениям.
Моисей воздел руки и сосредоточился до неко­торой степени на качестве, называемом Израиль, который содержит в себе Тору Истины. Своими десятью пальцами он указывал на то, что утвержда­ет Десять Заповедей. Ибо если бы Бог не помог Израилю, то Десять Речений не продолжали бы су­ществовать изо дня в день. Именно по этой при­чине «одолевал Израиль».
В этом стихе далее сказано: «А когда опускал руки свои, одолевал Амалик». В таком случае де­лал ли Моисей что-либо такое, благодаря чему одолевал Амалик? Но это учит нас тому, что че­ловеку запрещено стоять с руками, простертыми к небу, больше трех часов.




Каково значение стиха: «И назидательные поучения — путь к жизни»? (Притчи, 6: 23.)
Это учит нас тому, что, когда человек приуча­ет себя изучать Тайну Творения и Тайну Колесницы, он неизбежно будет оступаться. Поэтому написано: «Да будут эти развалины под рукою твоею» (Исайя, 3: 6). Это относится к тем вещам, которые человек не может понять и которые за водят его в тупик.
Тора называет это «назидательными поучения ми», но в действительности они делают человека достойным «пути к жизни». Поэтому тот, кто хо­чет быть достойным «пути к жизни», должен без­ропотно терпеть «назидательные поучения».

§ 151. Другое объяснение.
«Жизнь» — это Тора, ибо написано: «Избери Жизнь» (Второзаконие, 30: 19).


Хай/хайя-душа, живая оживляющая....

Кроме того, далее написано: «Ибо в этом жизнь твоя и долгота дней Твоих» (Второзаконие, 30: 20).


Если человек хочет быть достойным этого, он должен отвергнуть физические наслаждения(подобие Творца явиться, наслаждение от отдачи миру...) и при­нять иго заповедей(Истину) . Если его настигает страдание, ОН должен принять его с любовью. Он не должен Спрашивать: «Поскольку я выполняю волю моего Создателя и изучаю каждый день Тору(вопрос о какой Торе речь?) , то почему Меня беспокоят страдания?» Лучше, чтобы он при­нял это с любовью.
Тогда он будет полностью достоин «пути к ЖИЗНИ».(мертвый сын станет живым царём!)
Ибо кто знает пути Благословенного Святейше­го? Поэтому обо всем надо говорить: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Псалом 118: 137). «Все, что творится свыше, — ко благу».




У царя появилась мысль Посадить в саду десять деревьев мужского рода. Все ОНИ были финиковыми пальмами. Он сказал: «По­скольку все они одного вида, им невозможно вы­жить».
Что он сделал? Он посадил среди них этрог. Это то из них, о котором он думал, что оно муж­ского рода.
А почему этрог женского рода? Потому что на­писано: «Плоды красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» (Левит, 23: 40).
Каков плод красивого (хадар) дерева?
Таргум переводит это как «плод дерева этрог и лулав».

§ 173. Каково значение слова «красивый»? Это — красота всех вещей.
Это также красота «Песни Песней».
О ней написано: «Кто эта блистающая, как за­ря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песнь Пес­ней, 6: 10).
Это относится к женскому.
Из-за этого женское взято у Адама. Это про­изошло потому, что низший мир не может продол­жать существовать без женского.
А почему женское называется некева? Потому, что у женщины широкое отверстие (некев). А так­же потому, что у нее больше отверстий, чем у мужчины. Каковы они? Это отверстия грудей, мат­ки и влагалища.

§ 174. — А почему вы сказали, что Песнь Пес­ней прекрасна?
— Да, это самое прекрасное из всех Священных писаний.
Поэтому раввин Йоханан сказал:
— Любое Писание священно, и вся Тора свя­щенна,

                но Песнь Песней — это Святая Святых.
Что значит Святая Святых? Это означает, что нечто является священным для Святых.


Таинство единства двух.....




Что такое «вербы речные»? В лулав есть две вербные ветви, и они соответствуют двум ногам человека.
Почему «вербы речные» называются арвей нагая? Потому, что большая из них наклонилась к запа­ду (ма-Арев) и оттуда черпает свою силу.
Верба, наклонившаяся на север, меньше первой на путь в пятьсот лет. Она находится на северо­западной стороне, благодаря которой она функци­онирует.
Она названа в ее честь, поскольку они обе сме­шаны (арав).

§ 178. Другое объяснение.
Вербы речные называются арвей нагал, потому что функция одной иногда смешивается с функци­ей другой.
Почему они называются вербами речными? Из-за того места, где они растут, называемого рекой. Поэтому написано: «Все реки текут в море, но мо­ре не переполняется» (Екклесиаст, 1: 7).
Что это за море? Мы говорим, что это — эт-рог.
Откуда мы знаем, что каждый из семи аспек­тов называется рекой (нагал}1 Потому что напи­сано: «Из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пу­стыне» (Числа, 21: 19). Читайте не Нагалиил, а На­глей Эл — Божьи Реки.
И все шесть тогда на одном пути к морю.
Что это за путь? Это тот путь, который при­миряет их. Поэтому написано: «Перед лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер» (Ав­вакум, 3: 5).
Все они идут к той трубе, а от трубы — к морю.
Таково значение стиха: «От Дара к Божьим Ре­кам». Дар — это то, что дано, а именно мозг. От­туда они идут к Божьим Рекам.
«А от Божьих Рек — в Вамоф». Что такое Ва­моф? Как переводит Таргум, Рамта — это «высо­ты». Это — сеголь, которая следует после зарка.
Далее в стихе сказано: «Из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, Обращенной лицем к пустыне».
«Из Вамофа (высот) в Гай, который в земле Моава». Это то, что приготовлено. А что было в земле Моава? Читайте не Моав, а Май-ав — «от отца». Это — отец, о котором написано: «За то, что Авраам[отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие,
I: 5).
Что это за земля? Это земля «на вершине горы Фасги», которая к тому же является «обращенной лицем к пустыне (Йешимон)». Йешимон истолковывается как среднее Небо.
Что касается этой трубы, то написано: «Садовый Источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песнь Песней, 4: 15). Что такое Ливан? Мы говорим, что это — и Мудрость.
Что такое вербы речные (Нагал) Мы говорим, что это то, что дает наследство (Нагхали Израилю. Оно относится к двум Колесницам Колесницы.





Страх Божий — это высший страх.
Он — в ладони Бога. И он является Его Силой.
Эта ладонь (каф) называется чашей достоинств (Каф Зехут), потому что она склоняет мир к чаше достоинств.
Поэтому написано: «И страхом Господним ис­полнится, и будет судить не по взгляду очей Сво­их, и не по слуху ушей Своих решать дела» (Исайя, 11: 3). Он будет склонять весь мир к чаше досто­инств. Оттуда исходит в мир совет, и оттуда ис­ходит в мир здоровье.
Поэтому и написано: «Оттуда Пастырь и твер­дыня Израилева» (Бытие, 49: 4). Это — место, которое называется «Там». Об этом написано: «Лучи исходят от Его руки, и там тайник Его силы!» (Аввакум, 3: 4).



Расскажите нам, каково значение сти­ха: «Лучи исходят от Его руки».
Почему сначала сказано «лучи», а затем — «от Его руки»? Следовало бы сказать «от Его рук», во множественном числе.
— Здесь нет противоречия. Это очень похоже на стих: «Он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали» (Исход, 32: 19). Однако то, ка­ким образом это написано, можно было бы читать «руки своей» в единственном числе.
Подобно этому написано: «И были руки его вер­ны до захождения солнца» (Исход, 17: 12). В этом стихе говорится эмунах («была верной» — в един­ственном числе), а не эмунот («были верными» — во множественном числе).



О значении стиха: «Лучи исходят от Его руки».
— С божией помощью я только что объяснил им его своими словами.
Они устыдились.
Когда он увидел, что они устыдились, он сказал им:
— Не верно ли то, что поначалу была вода и ЧТО огонь исходил от нее? Поэтому вода включала в себя огонь.
— Но, Учитель, что означает слово «лучи»? Он ответил:
— Существует пять лучей. Они являются пятью пальцами правой руки человека.

189. — Учитель, вы сказали нам, ссылаясь на раввина Йоханана, что есть только две «руки мира».
Он ответил:
— Да. Но здесь «лучи» подразумевают те два луча ,которые находятся ние их— И каковы они? Он сказал:
— С гневом от вашей головы.
— А что выше? Он сказал:
— Страх Божий.

§ 190. А что такое страх Божий?
Это — первый свет.
Поэтому раввин Мейер сказал:
— Почему написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»? (Бытие, 1: 3.) Почему Он не сказал: «И стало так»?
Это учит нас тому, что свет был весьма интен­сивным, настолько, что ни одно сотворенное суще­ство не могло смотреть на него. Поэтому Бог со­хранил его для праведных в Последнем Будущем.
Такова мера всех товаров (сехорах) в этом мире. Это также сила драгоценных камней, называемых Сохе ре т и Дар.
А что такое аспект Дар?
Это учит нас тому, что Господь взял тысячную долю его сияния и создал из нее прекрасный дра­гоценный камень. Он включил в него все заповеди.
Пришел Авраам, и Он искал, какую дать ему силу. Он дал ему этот драгоценный камень, но тот не захотел взять его. Он был достойным и взял себе в качестве своего аспекта Милосердие, ибо написано: «Милость Аврааму» (Михей, 7: 20).
Исаак пришел, и Он искал, какую дать ему силу, но, когда Он дал ему силу, тот не захотел ее. Он был достойным и взял аспект силы, кото­рая называется Страх. Поэтому написано: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Бытие, 31: 53).
Пришел Иаков и захотел силу, но она не была дана ему. Они сказали: «Поскольку Авраам выше,
а Исаак ниже, то ты будешь в центре и возьмешь все три».
Что есть центр?
Это — мир, ибо написано: «Ты явишь истину Иакову» (Михей, 7: 20). Истина тождественна миру, ибо написано: «Со словами мира и правды» (Ес­фирь, 9: 30). Точно так же написано: «Да будет мир и благосостояние во дни мои!» (4 Царств, 20: 19).
Таково значение стиха: «И дам вкусить тебе на­следие Иакова, отца твоего» (Исайя, 59: 14). Это — полное наследие (нахалах), включающее в себя Милосердие, Страх, Истину и Мир.
Поэтому и написано: «Камень, который отверг­ли строители, соделался главою угла» (Псалом 117: 22). Это тот самый камень, который был от­вергнут Авраамом и Исааком, строителями мира, и Поэтому он стал главою угла.
А почему они отвергли его? — Разве не написано: «За то, что Авраам ,отец твой послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои»?
— Что означают слова: «...что Мною заповедано было соблюдать»?
— Это относится к тому, что сказал аспект милосердия: «Поскольку Авраам был в мире, то Я не Должен делать свою работу. Авраам стоял там на «Моем месте и "соблюдал, что Мною заповедано выло соблюдать". Моя задача заключалась в том, чтобы принести в этот мир достоинства, и даже Когда люди виновны, Я даю им определенные достоинства. Кроме того, Я помогаю им обрести их,направляя их сердца на то, чтобы они творили волю Отца своего небесного».
Все это делал Авраам, ибо написано: «И насадил (Авраам] при Вирсавии рощу и призвал там имя Господа, Бога вечного» (Бытие, 21: 33). Он делил свой хлеб и воду со всеми людьми в мире, даря им достоинство. Стремясь убедить их, он мог сказать им: «Кому же вы служите? Служите Гос­поду, Богу неба и земли». Он проповедовал бы им до тех пор, пока они не раскаются.
— Откуда мы знаем, что он дарил достоинство и тем, кто был грешен?
— Написано: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраа­ма точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» (Бытие, 18: 17—18).
Господь сказал: «Я дам ему достоинство. Я знаю, что он ищет милости для них, и поэтому он до­стоин».
Можно ли в таком случае говорить, что Благо­словенный Святейший не знал, что их можно было спасти? Но Он сказал это Аврааму, чтобы дать ему заслугу. Тогда они сказали: «Если кто-то начинает очищать себя, они помогут ему. Если кто-то на­чинает оскверняться, они открыты для него».
Что означает «они открыты для него»? Это от­носится к тем, кто всегда открыт.

§ 192. Написано, что Авраам соблюдал «повеле­ния Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие, 26: 5). Он сказал: «Так как я не хочу брать этот драго­ценный камень, я буду соблюдать все заповеди, которые в него включены».
Что такое «законы Мои»? Это учит нас тому, что он знал и соблюдал даже решения (хорах) и суды, которым учат в вышнем.


Рецензии