Книга Бахир. Цитаты. 2 часть

Одним из самых важных и ранних текстов Каббалы является «Сефер ха-бахир» («Книга Яркого Света»). Она была распространена в рукописях в 1176 году школой каббалистов Прованса (южная Франция), но создана она, вероятно, гораздо раньше. Каббалистическая традиция приписывает ее авторство мудрецу Нехунии бен ха-Кану, жившему во второй половина I в. н. э.

Этот текст пользовался большой популярностью в среде христианских каббалистов. В середине XVI в. Гийом Постель подготовил к изданию его комментированный перевод. В печатном виде «Сефер ха-Бахир» впервые была издана в Амстердаме в 1651 году.
Название книги происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте: «Теперь не видно яркого света (Бахир) в облаках...» (Иов 37:21). Эта книга содержит различные комментарии к первым главам Книги Бытия, к «Сефер Йецира», а также к главам Книг пророков Исайи и Аввакума. Книга написана в форме диалога между учителем и учениками, в котором излагается учение об именах Всевышнего, о его десяти проявлениях (сефирот, то есть эманациях Бога, которые определяются как «речения», «прекрасные сосуды», «цари», «голоса» и «венцы»), интерпретируются мистические значения букв еврейского алфавита, а также описываются тайны человеческой души. Стоит отметить, что в этом тексте впервые сформулировано каббалистическое представление о переселении душ (гилгул).




......!!!!!!

Переведён и передан в свете догм времени... В рамках узкого восприятия..
Текст цитат для ознакомления.
Внутренняя суть скрыта при обычном прочтении...


........
§ 1. Раввин Нехуниа бен ха-Кана сказал:
— В одном стихе утверждается: «Теперь не вид­но яркого света (Бахир) в облаках... и окрест Бога страшное великолепие»).
Однако в другом стихе говорится: «И мрак сде­лал покровом Своим...» (Псалом 17: 12). Написа­но также: «Облако и мрак окрест Его...» (Псалом 96: 2). Это — кажущееся противоречие.
Приходит третий стих и примиряет эти два. В нем написано: «Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пса­лом 138: 12

......
— Написано: «Земля же была безвидна (тоху) и пуста (боху)...» (Бытие, 1: 2).
Что означает в этом стихе слово «была»? Это указывает на то, что Хаос (тоху) существовал рань­ше [и уже был].
Что такое Хаос (тоху)? Нечто такое, что сбива­ет с толку (таха) людей.
Что такое пустота (боху)? Это нечто, обладаю­щее субстанцией*. Именно по этой причине это на­зывается боху, то есть Бо-Ху — «То находится в Этом».

Пустота стремится к наполнению. Хаос к упорядочиванию...
Хау-сияние...
Великое бесконечное Ахау...
/Египет/

.........
Откуда мы знаем, что слово «берахах», [обыч­но переводимое как «благословение»], происходит от слова «барух», [означающего «благословенный»]? Возможно, оно происходит от слова «берех», [озна­чающего «колено»].
Написано: «Предо Мною преклонится всякое колено» (Исайя, 45: 23). [В таком случае берахах может означать] то Место, перед которым всякий преклоняет колени.
Какой пример это напоминает? Люди хотят уви­деть царя, но не знают, где находится его дом (байт). Первое, что они спрашивают: «Где дом царя?» Только после этого они могут спросить: «Где царь?» Поэтому сказанное: «Предо Мною преклонится псякое колено» — равносильно наивысшему: «Мною будет клясться всякий язык» (Исайя, 45: 23).

Египет. Космология.
Поза коленоприклонения есть воспитание, молитва, песнь мантра, стих.... Воспитание Творца-полет высоты, красоты мысли... Молитва безмолвная-чувств высота... Аромат для Творца........
Шематау-вселенная.
Шема-лилия, певица рожлающая аромат или  песнь.
И тростник- он...
Тростник и лилия... Есть Вселенная- сосуд для ароматного  масло/молитва... Лампада...чаша с ладоном... Ба(душа птица)....
Ба... Хир
Ба-египет-сияния книга, душа птица-Душа Ра...
Осирис умиротворяется в Ба, а Ба умиротворяется в Осирисе. Ба взлетает с сердца Осириса.. Осирис царь звезд(Ах-дух твтрящий... Огненная буква)...
.....




104. Ученики спросили раввина Елиэзера:

—  Учитель, каково значение стиха: «Освяти Мне каждого первенца»? (Исход, 13: 2.) Есть ли в та­ком случае первенец у Благословенного Святей­шего?

Он ответил:

—  «Освяти Мне (Ли) каждого первенца» отно­сится ко второму уровню святости.

Именно это имя было дано Израилю, ибо на­писано: «Израиль есть сын Мой, первенец Мой» (Исход, 4: 22).

В той степени, в какой мы можем выразить это, Он был с ними в Египте во времена их угнетения. Поэтому написано: «Отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение» (Исход, 4: 23). Здесь ска­зано: «сына Моего», а не «первенца Моего»

Раввин Рахумай сказал:

—  Каково значение стиха: «Мать пусти, а детей нозьми себе»? (Второзаконие, 22: 7). Почему не го­ворится «Отца пусти»?

Но в Писании сказано: «Мать пусти» — в честь той, что зовется Матерью Мира. Потому и напи­сано: «Если будешь призывать знание и взывать к Матери» (Притчи, 2: 3).

§ 105

А что означают слона «а детей возьми себе? Раввин Рахумай сказал:

— Это те дети, которых Она вырастила.  Кто они? Это те семь дней творения, и семь дней Суккот,

—  Являются ли тогда эти семь дней Суккот тем же самым, что и семь дней недели?

—  Разница заключается в том, что дни Суккот более священные. О них написано: «Священные со­брания» (Левит, 23: 37).

—   Но тогда почему сюда не включены также семь недель до Шавуот ведь они также называ­ются «священным собранием»? (Левит, 23: 21).

Он ответил:

—  Да, но это — одно, а то — другое. Потому и написано: «И в первый день да будет у вас свя­щенное собрание, и в седьмой день священное со­брание» (Исход, 12: 16).

Он сказал:

—  Почему Шавуот составляет один день?

Потому, что в тот день Израилю была дана То­ра. И когда вначале была создана Тора, Благосло­венный Святейший управлял Своим миром только через нее. Потому и написано: «Начало мудрости — страх Господень» (Псалом 110: 10). Господь ска­зал: «Это так, твоя святость будет твоей благодаря самому себе».

—  А что такое Суккот? Он ответил:

—  Буква Бет, которая подразумевает «дом» (бай-ит). Потому и написано: «Мудростью устрояется дом» (Притчи, 24: 3).

А откуда мы знаем, что Суккот подразумевает «дом»? Потому что написано: «А Иаков двинулся в Сокхоф (Суккот), и построил себе дом, и для скота своего сделал шалаши. От сего он нарек имя месту: Сокхоф» (Бытие, 23: 17).

§ 106. Раввин Берахиа сел и разъяснил:

—  Что такое Ось (Тели)

Это образ, предшествовавший Благословенному Святейшему. Поэтому написано: «Кудри его вол­нистые (талталим)» (Песнь Песней, 5: 11).

—  Что представляет собою Сфера?

—  Это — материнская утроба.

—  Что представляет собою Сердце?

—  Это то, о чем написано: «До сердца небес» (Второзаконие, 4: 11). В него включены Тридцать Два мистических Пути Мудрости.



.........
Сила (Гевура) — Чин всех священных форм по левую сторону Благословенного Святейшего. Это — Габриэль.

Чин всех священных форм по правую Его сто­рону — это Михаэль.

В середине же — Истина. Это — Уриэль, Чин всех священных форм в центре.

..........
Он сказал:

—  Это не тот случай, ибо, когда Израиль при­нес жертву перед своим Отцом Небесным, они объ­единились вместе. Это слияние нашего Бога.

§ 109. Почему жертва называется карбан, что означает «сближение»?

Потому, что она сближает формы Священных Сил. Потому и написано: «И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно» (Иезекииль, 37: 17).

А почему эта жертва называется «приятным бла­гоуханием»?

Благоухание — только в носу. Восприятие запаха происходит благодаря дыханию, а оно происходит не иначе как через нос.

«Приятное» (нихо'ах) означает не что иное, как «нисходящее». Поэтому написано: «И сошел» (Ле­пит, 9: 22), а Таргум переводит это как ве-нахит, корень которого тот же, что и у нихо'ах.

Дух благоухания нисходит и объединяется с те­ми священными формами, которые сближаются благодаря этой жертве. Именно по этой причине жертва называется Карбан.
.......

Раввин Рахумай сел и разъяснил:

— Каковы двенадцать колен Израилевых?

Это учит нас тому, что у Благословенного Свя­тейшего наверху двенадцать родов. Слово шевет означает и «колено», и «род».

Каковы они?

На что это похоже? У царя был прекрасный фонтан. Он был единственным источником воды для него и для всех его братьев, и никто не дол­жен бы испытывать жажду. Что сделал царь? Он провел от фонтана двенадцать труб и назвал их именами детей своих братьев.

Затем он сказал им:

«Если сыновья будут так же добродетельны, как их отцы, то они будут достойными того, чтобы я позволил воде течь через эти трубы. Тогда и отцы, и их сыновья будут пить, сколько захотят. Но если сыновья окажутся недостойными и неправедными в моих глазах, то эти трубы будут бездействовать. Я дам отцам воду только при условии, что они ни­чего не дадут своим детям, ибо те не подчиняют­ся моей воле».

§ 114. Что подразумевает слово шевет, означа­ющее одновременно колено и род?

Это нечто простое и не квадратное.

По какой причине?

Потому, что невозможно иметь один квадрат внутри другого квадрата. Круг внутри квадрата мо­жет двигаться. Квадрат внутри квадрата не спосо­бен двигаться.

§ 115. А что является круглым?

Это знаки огласовки в Торе Моисея, ибо все они круглые. Для букв они подобны душе, живу­щей в теле человека.

Невозможно человеку прийти в мир, если в нем не обитает душа. Без нее он не сможет сказать ни­чего: ни великого, ни малого.

Точно так же невозможно произнести слово — ни большое, ни малое — без знаков огласовки.

§ 116. Любой знак огласовки является круглым, а каждая буква — квадратной.

В знаках огласовки заключается жизнь букв, и благодаря им буквы существуют.

.....

Эти знаки огласовки проходят через трубы к буквам благодаря нисходяшему благоуханию жерт­воприношения. Поэтому оно называется «нисходя-

щим к Богу (приятным) благоуханием», указывая на то, что оно нисходит к Богу.

Таково значение стиха: «Слушай, Израиль: Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие, 6: 4).
.........

Муж (Иш) указывает на знак. Поэтому Таргум переводит слова «Господь муж брани» как «Бог — по Учитель победы в войне».

Каков этот Учитель?

Алеф — первый, Святой Дворец.

Но говорим ли мы, что Дворец святой? Вместо этого мы говорим: «Дворец Святого Единого».

§ 118. Йод — это Десять Речений, которыми был сотворен мир.

Каковы они? Они являются Торой Истины, ко­торая включает в себя все миры.

—  Что такое Шин? Он сказал:

—   Это корень дерева. Буква Шин похожа на корень дерева.

§ 119. — Что это за дерево? Он сказал:

—  Оно символизирует Могущества Благословен­ного Святейшего, одно над другим.

В точно так же, как дерево приносит плод бла­годаря воде, так и Благословенный Святейший уве­личивает Силы Древа благодаря воде.

Что является водою Благословенного Святейшего?

Это — мудрость. Это — души праведных. Они вылетают из фонтана и летят к огромной трубе, восходят и присоединяются к Древу.

Благодаря чему они летят?

Благодаря Израилю. Когда они добродетельны и праведны, в них живет Божественное Присутствие. Тогда их дела покоятся на груди Благословенного Святейшего и Он делает их плодоносящими и ум­ножает их.

.....
Откуда мы знаем, что Божественное При­сутствие называется Цедек (Праведный)?

Написано: «Нет подобного Богу Израилеву, Ко­торый по небесам принесся на помощь тебе и во сла­ве Своей на облаках» (Второзаконие, 33: 26). Также написано: «Кропите, небеса (Шехаким), свыше, и облака да проливают правду (Цедек)» (Исайя, 45: 8).

Цедек — это Божественное Присутствие, ибо написано: «Правда (Цедек) обитала в ней» (Исайя, 1: 21).

Правда была дана Давиду, ибо написано: «Гос­подь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род» (Псалом 145: 10). И еще написано: «Давид взял крепость Сион; это город Давидов» (1 Паралипоменон, 11: 5).

......
На что это похоже? У царя были рабы, и он одевал их в шелковые и сатиновые одежды, в соответствии со своими возможностями. Отноше­ния разрушились, и он вышвырнул их вон, отверг их и забрал у них свои одежды. Тогда они ушли восвояси.

Царь взял эти .одежды и отмывал их до тех пор, пока на них не осталось ни единого пятна. Он положил их в свои кладовые, купил других рабов и одел их в те же одежды. Он не знал, будут эти рабы хорошими или плохими, но в конце концов они оказались достойными тех одежд, которые у него уже были и которые ранее были ношены.

В этом стихе далее сказано: «А земля пребыва­ет во веки» (Екклесиаст, 1: 4). Это то же, что и в стихе: «И возвратится прах в землю, чем он и был; и дух возвратится к Богу, Который дал его» (Ек­клесиаст, 12: 7).

......
Символ подняты рук-Ка(душа) - сила Отца....
(Египет)

Что означает это поднятие рук?

То, что он предложил жертву и принес ее Отцу небесному, как мы уже сказали. Предлагающий жертву должен возвысить ее, а те, кто объединя­ются с ним, должны соединиться и с нею.

Кто же они? Люди, ибо написано «к народу». Это означает «ради народа».

§ 124. Почему воздеваются руки во время та­кого благословения?

Это потому, что на руках десять пальцев, а это напоминает о Десяти Сефирот, которыми были за­печатаны небеса и земля.

Они соответствуют Десяти Заповедям.

В эти Десять включены 613 Заповедей. Если сосчитать буквы Десяти Заповедей, то обнаружит­ся, что там 613 букв.

Они содержат в себе все 22 буквы за исключе­нием Тет, которая в них пропущена.

Какова причина этого? Это учит нас тому, что Тет является утробой, и она не входит в состав Сефирот.

§ 125.'Почему они называются Сефирот! Потому, что написано: «Небеса проповедуют (ме-СаПРим) славу Божию» (Псалом 18: 2).

§ 126. И что они собой представляют?

Их три. Среди них три воинства и три владения.

Первое владение — свет. Свет — это жизнь воды.

Второе владение включает в себя святые Хайот, Офаним, колеса Колесницы и все воинства Благо­словенного Святейшего. Они благословляют, воз­вышают, прославляют, восхваляют и освящают мо­гущественного Царя в Кедушах. В мистерии вели­кого Кедушах — свирепый и ужасный Царь. И они коронуют Его тремя «святынями».

§ 127. Почему существует три «святыни», а не четыре?

Потому, что святость в вышнем — трижды три. Поэтому и написано: «Бог есть Царь, Бог был Ца­рем, Бог будет Царем во веки веков».


.......


Рецензии