Хая. Части души...
жива (хая) в теле;
Живая-хайя
Ай- в Якутии - творец.
Хай- Вьетнам- вода.( информационное поле ,Навь)
Хай- Китай - море( вода, учителя и школы в разных традициях)
Хайтор- Прородитель народа Бассов.
У них врата божественные - Тититака.
Майя София- название собора.
Хайя- коран, высшая ступень в познании Аллаха.( Алла- цельность, ха- гармония небесного и земного, во времени)
Хайкиомарк- древнеиранская Авеста-имя первочеловека.
Хай- имя бога в Армении.
Хайстан- название Армении на армянском языке.
По приданию Хайя - создал человека в горах , меж двух рек: Тигр и Ефрат.
Эдем- райский сад находится на Армянском нагорье.
Древо Жизни (ивр эц хаим)
.
/Дем-мед:мудрость.
Ад-свитки мудрости писаные на коже./
Северное междуречье.
Из вышесказанного мы видим ,что имя творца во всех традициях и народностям земли схоже. Вывод - мы едины по происхождению, имеем общие корни.
Энки (шумер., «владыка земли», «владыка низа»), Эйя, Эа, Хайа (аккад.), одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона. Бог - покровитель города Эреду(г), одного из древнейших культовых центров. Э.- хозяин Абзу, подземного мирового океана пресных вод, а также поверхностных земных вод, бог мудрости и заклинаний, владыка божественных сил ме, часто защитник людей перед богами, помощник людей и богов во всех трудных делах. Первые письменные сведения об Э. восходят к 27-26 вв. до н. э.
Мать Э.- богиня-прародительница Намму, супруга - Дамгальнуна (аккад. Дамкина), сын - бог-целитель Асаллухи, в аккадской мифологии - Мардук (которого он зачинает, убив Апсу, см. в ст. Абзу), а также бог Гибил, возможно, Думузи, в поздней традиции - смертный Адапа, дочь Э.- богиня Нанше. Посол - двуполое божество Исимуд, спутник - получеловек-полурыба Кулулу. В аккадский период получает эпитет Мумму.
В мифах Э. выступает в первую очередь как бог плодородия, носитель культуры, создатель мировых ценностей.
................... Малхут-душа Давида(возлюбленного)
Душа Давида» на языке Зоара – это сфира Малхут; «река, что протягивается и выходит» – это сфира Йесод; руах, который «пребывает между огнем и водой», – Тиферет (устанавливающая гармоническое равновесие между «огнем», Гвурой, и «водой», Хеседом).
Следовательно, смысл вышеприведенных слов Зоара следующий: нефеш приходит из сфиры Малхут, однако Б-жественный свет получает главным образом от более высокой ступени, руаха, корень которого – в сфире Тиферет, а руах получает Б-жественный свет от нешамы. Так связаны между собой уровни души.
Если же установить соответствие между уровнями души и уровнями сотворенного мира, то нефеш приходит на землю из самого нижнего духовного мира, мира Асия; руах – из более высокого мира Йецира; нешама же – из мира Бриа (где находится Трон Всевышнего).
душа человека состоит из пяти уровней, каждый из которых тоже является душой, и поэтому Зоар нередко говорит о том, что у человека пять душ. По той же причине Зоар рассматривает нефеш двойственно: то он говорит о ней как о естественной жизненной силе, пребывающей в крови и рождающейся вместе с человеком, а затем растущей вместе с ним, то как о силе абстрактно-духовной, приходящей свыше и Б-жественной по своей природе. Но мы понимаем: в первом случае имеется в виду нефеш в аспекте витальной, или животной души, а во втором – в аспекте души Б-жественной. Об этом Зоар прямо говорит в другом месте: «Есть нефеш – и нефеш. Есть душа природно-витальная: она – колесница для Б-жественной души. Возможно, человек жив, однако нет в нем Б-жественной души: жив он только благодаря своей витальной душе; когда же он удостоится, будет излучена в него Б-жественная душа (нефеш), а если удостоится еще больше – излучат в него Б-жественную нешому».
Человек рождается и может жить без Б-жественной души – лишь благодаря силе телесной, витальной души; и лишь в награду за заслуги в служении Всевышнему его удостаивают души Б-жественной.
И все же! -
Нефеш Б-жественного происхождения хоть и является самой нижней ступенькой духовной лестницы человека, все же не служит прямым переходом от духовного к материальному. Эту роль исполняет нефеш витальная, органическая – натуральная (животная) душа, «облачающаяся в кровь человека, чтобы оживить тело» (см. Тания, 5б).
Нефеш, будучи аналогией Малхут и мира Асия, должна быть последней ступенькой откровения духовного в человеке. Что же оно такое? Это речь. Как мелех – царь – говорит и тем самым создает что-то новое в своем государстве, так силы, скрытые в человеке, выявляются посредством его речи. Поэтому слова Торы: «<…> и приобрел человек живую душу» (Берешит, 2:7) Онкелос переводит так: «И приобрел человек дух речи».
Руах аналогичен Тиферет(Солнце/красота) , объединяющей все шесть сфирот от Хеседа до Йесода, и миру Йецира, сущность его – эмоциональная сфера человека, силы которой каббала уподобляет упомянутым шести сфирот. Заинтересованный читатель может увидеть в их сочетаниях все качества характера во всем их многообразии, которыми занимаются психология и этика.
Истинная сущность нешомы как аналога Бины и мира Бриа – высокое познание и постижение Б-жественного, приобретение высшего духовного знания о мирах и их душах.
Хайя/Хая
Хая, соответствующая сфире Хохма и миру Ацилут, уже своим постижением выходит за рамки сотворенного мира: объект ее познания – Тот, кроме Которого ничего нет (Йешаяу, 45:5, 6) (потому что все, что представляется нам реально существующим, в действительности – абсолютное и полное ничто по сравнению с Творцом). Хая постигает ту единственную Истину, помимо которой невозможно никакое высказывание, претендующее на правду. Или, на языке учения хасидизма Хабад, хая аналогична Хохме, суть которой – битул, абсолютное подчинение Б-жественному, коренящееся в душе знание о том, что «нет другого, кроме Него» (Дварим, 4:35), называемое кадмут а-сейхел («праразум»).
А йехида – это уже сфира Кетер, то есть высшая воля Творца, превосходящая любой разум и любое постижение, даже сфиру Хохма. Это самая чистая и отвлеченная воля, направленная лишь на Б-жественное добро. По отношению к ней возможен только лишь абсолютный битул, или страстное стремление души вырваться за пределы сотворенного мира и слиться с Бесконечным.
..... Путь постижения бога......
Есть еще один путь постижения, что такое нефеш, руах, нешама, хая и йехида в свете Зоара: не путь каббалы, но и не путь психологии, этики или мистики, – это путь поэтического воображения.
«Однажды вышли люди в море на кораблях, налетел бешеный ветер и разбил корабли. Но люди спаслись, вышли на берег, добрались до какой-то башни и поднялись в нее, а там обнаружили всевозможные кушанья, напитки и одежды – все, в чем нуждались. И было там все самое лучшее и доставляющее наслаждение, что только есть в мире. И сказали они: “Пусть каждый из нас расскажет о каком-нибудь происшествии – первом, что запомнилось ему в его жизни с тех пор, как проявилась в нем сила памяти”. Но были там и старцы, и юноши, и решили оказать самому старому среди них честь начать рассказы.
Сказал он: “Что я расскажу вам? Я помню, как срезали яблоко с ветки”. И никто не знал, что он имеет в виду, однако были мудрецы, которые сказали: “Безусловно, это очень давнее происшествие!” Возвысил голос другой, не столь старый, как первый, и сказал: “Это и есть давнее происшествие?! Такое помню и я, но помню также, как горел светильник”. Ответили мудрецы: “Это происшествие более старое, чем первое!” И было им удивительно, что этот второй, младенец по сравнению с первым, помнит то, что было раньше, чем рассказанное первым. Возвысил голос третий и сказал: “Я помню, как начал формироваться плод”, и все признали: “Это самое давнее происшествие!” Возвысил свой голос четвертый, сущий младенец по сравнению с предыдущими, и сказал: “Я помню, как понесли семечко плода, чтобы его посадить”. Возвысил голос пятый и сказал: “Я помню также мудрецов, которые думали и изобрели это семечко”. Возвысил свой голос шестой и сказал, что он помнит также вкус плода раньше, чем он вошел в плод, а седьмой сказал, что помнит запах плода раньше, чем он наполнил плод. Возвысил тогда свой голос восьмой мудрец и сказал, что помнит также вид плода раньше, чем его принял плод.
А я (то есть рассказчик. – Г. Ц.) был тогда настоящим младенцем и тоже находился там, и сказал им: “Я помню все эти происшествия, и я помню ничто”. Воскликнули все: “Вот это – самое давнее: более чем все остальные!”»
«Тот, кто помнил, как срезали яблоко с ветки, имел в виду, что помнит даже то, как ему перерезали пуповину. Второй, сказавший, что помнит горящий светильник, имел в виду, что помнит то время, когда находился в утробе матери и когда горел светильник на его голове (Нида, 30б). Третий – что помнит, как начал формироваться плод, то есть тело его в утробе матери. Тот, кто помнил, как понесли семечко, чтобы его посадить, на самом деле помнил момент оплодотворения. А тот, кто помнил мудрецов, изобретших семечко плода, подразумевал зарождение капли семени в мозгу отца (см. Тания, 6б). Помнивший вкус плода имел в виду нефеш, а помнивший запах – руах, помнивший же вид плода – помнил нешаму. А младенец сказал, что помнит “ничто”, потому что он выше всех и помнит даже то, что предшествует нефеш, руаху и нешаме: категорию “Б-жественное Ничто”».
Это «ничто», которое помнил рабби Нахман, соответствует «нирване» древнеиндийских мудрецов: выходу из всех ограничений разума, чувств, любых желаний и растворение в Бесконечном. Однако рабби Нахман смотрел с еврейской точки зрения: с точки зрения постижения Б-жественного на путях Святости.
...... Хаим-Хет......
Хет — это буква жизни (ивр. хаим). Согласно учению хасидизма, есть два уровня жизни:
«сущностная» и «оживляемая».
Хаим" означает "жизнь".
Древний египет-писец, то есть тот кто владеет божественным языком, писец: рехет.
Ре или рен:имя.
Дать имя значит явить бытие.
Хет или хаим-жизнь...
То есть, тот кто словом магическим владеет(ведает суть всех вещей) . Словом духа владеет, живёт в духе(магия/Маггид) ... И его перо- есть тростинка-калам, невидимая тростинка-калам-кисть... Мысль....
Кала-колесо, время, невеста, чакра...
Оживить значит словом одухотворить(вхождение в форму, тело-духа Ах).
Ха-тростинка лилии(лилия есть Шемаи-певица) - рождает аромат или голос... (Ха есть-число 1000)
Этот аромат или песнь вдыхается творцом... Красота образа-свет высшей мысли Радла... Лад/гармония-Солнце(красота)....
Рехет(владеющий "всем" /"все" есть корзина с золотом-из неё рождаются боги(золотое тело богов) ) - писец-стоит спиной к неправде...ибо ему зима Истина. Истина суть всех вещей...
......
Чинтамани, или чинтамни (санскр., IAST: cint;ma;i — волшебный или философский камень = cint; жен. род — мысль, забота + mani муж. род — перл, драгоценный камень
Дивья-ратна (санскр. божья драгоценность)
В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской соли) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий Солнце.
.В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей, животной, природы человека в высшую, божественную.
Свидетельство о публикации №122082301075