Орёл. Гриф. Богиня Нехбет
Орёл.
Олицетворяет полуденное Солнце, вознесение, вдохновение, освоб бождение от уз, победу, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, храбрость, силу, высоту, стихию воздуха. Считается, что орел способен долететь до Солнца, смотреть на него, не мигая, и соединиться с ним.
В Древнем Египте орел был символом дня и солнечного света, поэтому его сделали эмблемой святости. Орел часто является символом как шторма или грозы, так и солнца, то есть ассоциируется и со светом, и с плодородием.
Гриф.
О грифе рассказывают, что это такая громадная птица, что может без отдыха летать 40 суток и своими крыльями затмить даже солнце. Многие древние народы считали грифа священной птицей. В Вавилоне, Ассирии, Древнем Египте главные божества изображались с головой грифа. Одна из египетских богинь носила имя Мут, что в переводе означало «гриф». У римлян гриф считался священной птицей бога войны Марса. В буддийской мифологии Пехар («Белый бог неба») — хранитель сокровищ монастыря, предводитель божеств, которые обеспечивают спокойствие людей.
Стервятник — богиня зрелости, был символом Верхнего Египта.
Согласно Корану, древние арабы во времена Ноя поклонялись стервятнику, объектом почитания он был во всех семитских странах.
Нехбет (егип. — Та из Нехеба — древнеегипетская богиня Верхнего Египта, покровительница власти фараона. С богиней-коброй Уаджит составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта) и часто представлена на царской диадеме — урей.
Нехбет представлена в образе грифа или стервятника. Часто изображалась над фараоном, защищающей его своими распростёртыми крыльями. Представала также в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта (хеджет). Царский венец Нехбет всегда белого цвета, тогда как цветом богини Нижнего Египта Уаджит являлся красный.
В текстах называется «Нехбет, белая Иеранкополя», «Госпожа вселенной», «Госпожа пустынных земель». Её имя вошло в титулатуру фараонов объединённого Египта — Имя по Небти
Имя по Небти (егип. — «две госпожи», «обе владычицы») — одно из пяти имён царского титула в Древнем Египте.
Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери (в этом качестве отождествлялась с Мут), помогала при родах (поэтому её сближали с богиней плодородия Хекет). Во время праздника 30-летнего юбилея фараона «хеб-сед» изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.
Египтологи ассоциируют образ грифа с материнством, поскольку его иероглифическое имя означает «мать». Одна из богинь — матерей Египта — именовалась Мут и имела иероглифический знак грифа.
Гриф, относящийся к виду «гипс фульвис», распространенный в Египте, имел самый большой размах крыльев из египетских птиц, поэтому этот образ ассоциировался с идей защиты, покровительства, в том числе — покровительства царям.
В Речении 239 «Текстов пирамид» говорится: «Та, что в Белой короне (Некбет) идет, проглотив Великую, она глотает Великую, но (ее) языка не видно».
Центральной темой является воскрешение Озириса Данным стихом начинается сюжет о падении на Землю женского аналога Озириса — Изиды или Хатхор. В этом случае цель богини — грифа — поглотить Изиду-Хатхор, сделавшись «беременной» ею, и обеспечить ее возрождение на Земле.
В другом месте «Текстов» (Речения 351, 352) говорится о том, что нечто подобное произошло и с Озирисом: «Самка грифа сделалась беременна царем в ночь твоего рождения, о Корова, любящая раздор. Если ты зелена, то будет зеленым и Царь, ибо зеленый цвет — цвет жизни».
Нехбет почитали все египтяне, однако особое уважение и признательность богине испытывал фараон. Старинные тексты рассказывают, то правитель Усеркаф каждый день совершал обряды у святилища Нехбет.
В дар ей фараон подносил хлеб и пиво. Во время пышных празднеств, посвящённых богине-грифу, царь проплывал по Нилу, а на носу его ладьи красовалось золочёное изображение Нехбет. В такие дни народ выходил к берегам, чтобы увидеть облик богини. Это считалось добрым знаком, защитой от бед и тёмных сил.
О Нехбет сохранилось не слишком много мифов. Одни предания называют её супругом Гора Нехенского, что являлся сыном Осириса. После победы над злым Сетом Гор стал правителем Египта, а место великой царицы заняла Нехбет.
В Древнем Египте фараоны считались “сыновьями Гора” или земным воплощением этого бога. Они верили, что и рядом с ними находятся две верные покровительницы, одну из которых именовали Нехбет. Эта богиня сочетала черты матери и воительницы, ведь была призвана сражаться за правду и свет, оберегая правителя и народ египетской земли.
Свидетельство о публикации №122060701006