Тающее время и вечность
(И.Бунин. Жизнь Арсеньева)
Есть такое поле и у меня – более полувека я прихожу на него, последнюю четверть века –и с детьми. Мы знаем и помним его во все времена года и суток, здесь встречали и закаты и рассветы…
Когда-то лес за полем казался бесконечно далеким… Позже мы с дочкой рискнули, захватив корзинку с яблоками и огурцами, отправиться туда. Вторую половину пути прошли, продираясь через густую траву выше роста. И когда уже думали, что окончательно заблудились, вдруг открылся лес. И оказалось, что именно здесь находится Трямландия из сказки Сергея Козлова.
Да, время тает… И здесь, и на карьере, и в других дорогих местах. Но меняются и они сами, и мы – хотя бы потому, что к воспоминаниям о всех прежних событиях и наших размышлениях о них добавляются всё новые. Так что невозможно согласиться со словами Бунина «совершенно прежний» без оговорок и уточнений. Но я понимаю и полностью принимаю другое его высказывание:
«…жизнь есть смена дней и ночей, дел и отдыха, встреч и бесед, удовольствий и неприятностей, течение несвязных чувств и мыслей…; а еще – нечто такое, в чем как будто и заключается некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уж никак нельзя уловить и выразить, и – связанное с ним вечное ожидание… чего-то такого, в чем эта суть, этот смысл наконец обнаружится.»
(там же)
Да, наверно, именно такое ожидание постижения смысла «всего в целом» - без которого лишены смысла и частные события и действия – и побуждает бесконечно возвращаться к дорогим сердцу местам. Пусть мы и не осознаем этой причины.
«Вспоминая мое прошлое, я в некоторой мере воссоединяю его с собою и становлюсь более единым, чем когда я о нем не вспоминал и оно… находилось как бы вне меня… Мы должны воссоединить прошлое с настоящим… и победить не временность, а ее несовершенство… Совершенная личность – всевременна.»
(Лев Карсавин. О личности)
Такая умственная работа, когда мы осознаем несовпадение себя, вспоминающего, и вспоминаемого, много раз повторяемая, изменяет, преображает личность. Возможно даже, открывает нам упущенные возможности, новые ассоциации…
Удивительным образом сказанное перекликается со словами Мартина Хайдеггера, совсем недавно увиденными на русском языке в книге «О событии»:
«Вечное – это не дальше-длящееся, а то, что ускользает в одно мгновение, чтобы когда-нибудь вернуться. То, что может возвращаться не как то же самое, а как заново преображенное одно-единственное бытие…»
Эта книга считается вторым главным произведением последнего великого философа. И если первая – «Бытие и время» при всей своей связности трудна и даже недоступна для полного понимания (автор говорил, что его поймут лет через двести-триста), то вторая вообще представляет собой собрание отдельных фраз, как бы стенографируемых для дальнейшего обдумывания. Кажется невероятным присутствие среди них такого четкого и конкретного высказывания. Вероятно, ему придавалось особое значение.
Возможность соприкосновения нашей текущей жизни с вечностью , при внимательности к нашему внутреннему Я, чувствуют поэты:
Всё время цело. Время – это море.
Оно, как бесконечная вода,
Течет, не утекая никуда,
И куполу недвижимому вторит.
Неисчерпаем времени запас.
Внутри у времени хранится Вечность.
Пускай оно втекает внутрь нас
И вытекает из глубин сердечных.
(Зинаида Миркина)
Поэта дополняет глубокий протестантский теолог Пауль Тиллих :
«Не все люди могут увидеть «вечное сейчас» во «временном сейчас», и ни один человек не способен видеть это постоянно. Но иногда «вечное сейчас» врывается в наше сознание и обнаруживает перед нами очевидность вечного – того измерения, которое «вклинивается» в поток времени.»
(Правда, в его мировосприятии именно вечность первична по отношению ко времени).
Вечность. Верьте иль не верьте, -
Кто узнал её при жизни,
Тот узнает после смерти.
(Зинаида Миркина)
Фото дочери Иоанны 2010 года
Свидетельство о публикации №122033102606
Спасибо!
Наталия Бочарова 21.08.2023 20:44 Заявить о нарушении