Обзор Алексея Фомина по Конкурсу Коломенский Сонет
Поэты приходят, уходят. Самое страшное это ощущение забвения еще при жизни. Зачем пишем, тратим душевные силы на строки, которые потеряются в шумном, грубом, циничном мире.
В мою последнюю встречу с Романом Славацким, в своем выступлении перед молодыми ребятами он сказал: современному автору чтобы не потеряться в жанрах и стилях, нужно довериться чему-то одному, найти себя в этом и в этом состояться и сонет для этого подходит лучше всего.
Роман Вадимович стал редчайшим примером и доказательством своих слов. Коломенский сонет будет связан с его именем, во всей дальнейшей истории сонетистики.
Тема малой Родины, через коломенский сонет открывает много литературных дверей и возможностей. На странице Маллар Ме уже проходил конкурс киммерийского и восточного сонетов. Есть вариации сонетного канона рузский, дальневостчный, приазовский, есть питерские строфы… и онегинская строфа… Как вариант: почему бы не подумать о конкурсе в 14-ть строк где каждый автор-участник попробовал бы свой край нарисовать сонетом, придав ему небольшую, но уникальную черту.
О.И. Федотов, ведущий отечественный сонетолог, весьма точно сформулировал особенности новой поэтической эпохи: «Сонет на современном этапе его развития характеризуется: 1) интенсивностью и отмеченностью своего присутствия в репертуаре поэтов самой разной эстетической ориентации; 2) активным взаимодействием с сопредельными и прямо противоположными стихотворными формами, например с верлибром; 3) разнообразием его архитектоники, а также метрических и ритмических воплощений; 4) склонностью к экспериментам и в то же время имитацией наиболее архаичных, сохраняющих классическую чистоту эталонных моделей; 5) обращением к суперсложным, главным образом цепным, сонетным композициям и изобретением новых, невиданных прежде их модификаций».
Теперь о представленных на конкурс текстах.
Начну с лукавой улыбки Теофиля Готье: «Зачем тот, кто не хочет подчиняться правилам, избирает строгую форму, не допускающую отступлений?»
Два основных момента, которые я отнес к минусам и которые встречаются у большинства авторов.
1. Золотое правило альтернанса
2. Пафос
1. Золотое правило альтернанса
…………………………«Теряя форму, гибнет красота,
………………………….а форма четко требует закона»
Остановимся. Переходы между четверостишиями (катренами) и двустишием (дистихом) — едва ли не самое ответственное место в данной вариации сонетного канона. Что мы имеем здесь? Последняя строка первого катрена заканчивается (например) мужской рифмой, первая строка дистиха тоже имеет мужское окончание. Такое столкновение в сонете недопустимо. И вообще в классическом русском стихе соседство строк с одинаковым («мужским» или «женским») окончанием крайне нежелательно, если только они не рифмуются между собой.
1) дОлги/слАвный 2) отЫщешь/грЯзью 3) нйдУ/воспЕт 4) нелюбИм/никомУ 6) вспОрот/окрАшен 7) прорОчит /бАден 8) тьмА/веснЫ 9) щИт/лИк 10)домОй/краЮ 11) душЕ/подбОр 14) странЫ/городА 15) свЕт/снА
Три автора на этих порогах не отметились: Ляля Белкина (5) Мария Абазинка (12) Татьяна Игнатова (13)
Это правило действует именно в русском. Почему так?
Илья Фоняков: «Потому что таковы свойства нашего языка: с его подвижным ударением, различной длиной слов. В языках, где ударение фиксировано, подобной проблемы не возникает вообще. Во французском, например, где обязательно ударение на последнем слоге, возможна только мужская рифма, в польском (ударение на предпоследнем слоге) — женская. В итальянском подавляющее большинство слов (так называемые parole piane) имеют ударение на предпоследнем слоге, преобладает женская рифма, мужская хотя и возможна (у де Амичиса есть целый сонет, написанный на мужские рифмы), но воспринимается как экзотика. В английском, хотя и преобладает ударение на первом слоге, но большинство слов односложно, и рифмованный английский стих — это, по преимуществу, царство мужской рифмы. Женская тоже существует, но для правильного чередования ее арсенал маловат. Ближе всего нам в этом отношении немецкий. Так или иначе, в русском стихе порядок чередования двух основных видов строчных окончаний выработался в стройную систему, в дополнительный ресурс музыки и гармонии».
Или у Александра Твардовского: «В двух-трех местах, — писал он в ноябре 1961 года некоему М.П.К-ну, — я обращаю Ваше внимание на как бы технические погрешности: нельзя новую строфу, четверостишие или двустишие делать того же «пола», что последняя строка предыдущей строфы, четверостишия, двустишия. Почему? Постарайтесь догадаться сами, а не догадаетесь, поверьте тому, что подсказывают великие образцы: «Онегин» (весь Пушкин!), «Горе от ума» — там эта дисциплина музыки строжайше соблюдена. В наши времена — в стихах на этот счет полный разврат, но этому следовать не нужно».
2. Пафос
Очень много представленных текстов имеют эмоционально-оценочную подкраску, такие своеобразные фонарики без смысловой (эстетической) нагрузки, ярко светящие в солнечный полдень. Красивые слова, желание их озвучить… не всегда в читателях порождает желание их замечать/слышать.
1.
…………………. Мой Нижний Новгород, ты добрый, славный!
…………………. Всё – наша ЖИЗНЬ, как песня, ты любима!
Московский, проводи меня в метро!
И вот мы с Горьким смотрим на Покровку,
Где покрывало Нижнего пестро:
Театр зовёт выгуливать обновки,
Ступени Чкаловки дрожат в коленях,
Остры рога железного оленя,
Смеются музыканты невпопад,
В ларьке конфеты сормовские сладки...
Над Стрелкой распускается закат,
Играет ветер бусами канатки.
Задумчив катер с именем «Герой»...
Деревня-Нижний, Нижний-мегаполис.
Где полюс, на котором успокоюсь,
И осень назову своей сестрой?
…………………..(из авторов Н.Н.)
Мой Нижневартовск (ты добрый славный) Нью-Йорк, Зурбаган и т.д.
.
На Дятловых горах горит в огнях / Старинный Кремль…. и… пафос…
Зачем менять глубинное личное на первомайки?
Есть и просто огрехи: Плывет из года в год то хмур, то светел
Над Стрелкою парад ИЗ облаков. (можно было просто: плывут парады облаков)
2.
…………………О нём я Славу с гордостью приму.
…………………Мы встретим, приезжай, России друг!
Вкусный воздух, целебные грязи, зреющий рапой… уже хочется приехать и прославлять. Лучше такие вкусняшки, чем призывы. Вы живете в уникальном месте, в нем столько уникальных мелочей, которые можно показать окрасить поэтическими красками.
3.
………………….. Мой край родной былинами воспет
Не хватает деталей, идентификации места… Только общие детали, которые можно приложить к любому месту. И технический брак (лишняя стопа) в строке: Деревья витязи приветствует рассвет.
4.
Порадовал сонет Олега. Маленькая аккуратная зарисовка. Белый Бим черное ухо. Одновременно и вся страна (еще та… Станислава Ростоцкого) и сегодняшняя, и указание на город… Калуга? Ан нет – Воронеж. Первый пример удачного смыслового наполнения и подачи стихового материала.
5.
………………….. Расколы, смуты – всё преодолели.
Цветущая сирень внутри Новоспасского Монастыря… не у входа, а там в глубине, где меньше людей… Интересное место в 10-ти минутах от которого Крутицкое подворье, где людей практически нет, и ты словно попадаешь в 17-ый век. В сонете больше привязка не к месту, а к истории государства Российского, не хватило «медного уха».
6.
……………………. Налёт фашистов – и жесток, и страшен.
……………………. Как символ нашей памяти людской
В Зубцове (Ржеве) квартировался у местного батюшки, на втором этаже баньки. Тогда-то и слышал слова Епископа Ржевского и Торопецкого Адриана, который обращался к сидельцам местной тюрьмы о малой толике оставшихся в живых людей Ржева после его освобождения в ВОВ. Из 20 тысяч, только 150 человек, меньше, чем сейчас сидящих в местной тюрьме. Этот факт, неожиданный ракурс, до внутреннего окаменения… История малых городов и авторское миссионерство… Из глубины должно вытягиваться корневое. Невидимое. Святое.
7.
…………………….. Горячему бассейну, верю: быть!
) По дороге из Тобольска в Тюмень, всегда останавливался на горячих источниках, особенно любил купнуться в лютые морозы. В последний раз нырял в зиму под южно-уральским баден-баденом – Магнитогорском. Призыв к инвестору с рекламой «Лесной сказки» ) почему бы и нет…
8.
…………………….. нам не нужны войны кровавой темы
………………………не стоит предавать своих отцов
Интеллигентность и чувство меры. Без навязывания своей позиции, позиция становится более очевидной, человечной.
Можно легко поправить первый катрен для соблюдения правила альтернанса:
Твердя уныло: "Мир сошёл с ума",
себя же обрекаем мы на муки,
ведь чьи-то души поглощает тьма
и наши мысли вовсе не от скуки
9.
………………………Служенья путь ему определён
Саров, Старец Серафим (Этот от рода Моего).… и запутался. Св. Серафиму было несколько явлений Богородицы от десяти лет отроду (Прохору) до предсмертного: Не оставь дев Моих, дивеевских подвижниц… Живительный родник и явление Девы меж корней… Источник Иверской иконы Божией Матери (?), Источник преподобной Александры(?)… Тема каждого явления, проявления в знамениях – темы цикла, успеть о многом рассказать в одном произведении часто приводит к читательскому непониманию.
И очень смутила мужская рифма первого катрена с последующим переходом на смешанную.
10.
……………………Что дальше будет с нами – Бог лишь знает
Пытаясь угадывать в сонетах, конкретные места/города. Добрался до первого сонета, в котором за общим ничего не угадывается, не просматривается. Жаль. По Уралу ездил много Урай (городок в две улицы) одна история, Когалым, совершенно другая, расположенные рядом Сургут и Нефтеюганск абсолютно не близнецы братья. Насколько мне близка частность Гольгертса, настолько далек от обобщающих понятий. В данном случае это не критика, не упрек, а призыв находить родинки, подмечать детали характеризующее, определяющие место жизни. ЖИЗНИ!!!
11.
………………………………..Излучину судьбы рисует Клязьма.
Очень хороший сонет. С хорошим спокойным развитием сюжета. Без лишнего пафоса.
) Клязьма (?) поселок на одноименном водохранилище или город во Владимирской области… Тот случай, когда это становится не важным…
12.
……………………………….. Как уберечься от грядущих бед
В этом сонете хочу отметить очень интересный перенос личностно-философских переживаний в третий катрен… с определением места действия в самом окончании последним словом.
То, что немного резануло слух (словоупотребление) – использование в общей линии слова «кульминаций».
13.
……………………………….. Земельные наделы – строить дачи!
Стародачная Мамонтовка: За сколько продают дачи и квартиры там, где творили Врубель и Поленов? Дача МОНО или Дом Саввы Ивановича… что из них есть последний пример деревянного модерна в России? Казалось бы, короткий конкурс, но сколько через него при желании можно увидеть/узнать. В данном сонете (к сожалению/опять же) много общих мест.
14.
……………………………….. Мой маленький клочок большой страны
Имел отношение и к легкой промышленности, поэтому немного знаком с мануфактурно ткацкими местами Московской области… От Нового Базара к Высоковску, вот вбить бы там кленовый красный клин и закупорить это время воском, на сто веков вперед, на тьму годин. ) Молодые города… правильно… с первого слова.
15.
………………………………. Бессонница мурчит у ног котом
Оценивая работы авторов, стараюсь подмечать некие нашептанные исключения из правил. Из 15-ти сонетов это второй, где один из катренов выделяется (переходит) на мужскую рифму. Перенос дистиха в позицию между первым и вторым катреном и правило альтернанса не только обозначили формальную паузу, но сподвигли авторов к поиску уравновешенного звучания. Это звучание подчеркивает (акцентирует) внимание читателя на заложенных в тексте смыслах (это наблюдение забираю в свою копилочку).
---------
Всем авторам еще раз, спасибо. Все мои замечания не со зла, а во имя…
Готов с авторами поработать персонально (единственная проблема со временем в текущей ситуации). Малая Родина, как возможная тема экспозиции в Музее современного Русского сонета (сейчас занимаюсь созданием его интерактивной версии, все сложно и не быстро, но дорогу осилит идущий).
Фомин Алексей,
авторская страница http://stihi.ru/avtor/fox20
Свидетельство о публикации №122031305940
В нашей школе /Маллар Ме/ не "проходили" правило альтернанса или я пропустила
урок. Посмотрела свои сонеты, нашла много ошибок, буду править.
А нет бы раньше повнимательнее почитать классиков и профессионалов -
не случилось. "Будем искать".
С уважением и признательностью,
Галина Ленкова 2 21.03.2022 07:40 Заявить о нарушении
Дмитрий Чердаков 21.03.2022 10:33 Заявить о нарушении
.
К сожалению теоретик коломенского сонета Роман Славацкий в прошлом году умер. Посмотрел его последний сборник, в его сонетах данное правило не соблюдается, и в этом возникает некий филологический спор: а не есть ли коломенский сонет - перевернутый сонет. Не знаю, обращали вы внимание на то, что современная теория старательно обходит любое явление в современной поэзии, старается их не замечать. Поэтому спасение поэта, дело самого поэта.
)
Фомин Алексей 21.03.2022 11:18 Заявить о нарушении
Наталья Радуль 21.03.2022 15:21 Заявить о нарушении
Фомин Алексей 23.03.2022 10:00 Заявить о нарушении