***

Наиболее подробно астрономические явления описаны в одном из отрывков папируса Карлсберг I, который повествует о «жизни звезд» и их происхождении от богини Нут: «Вот, по границам неба звезды эти шествуют извне ее (Нут. — B. C.) в ночи, когда сияют они и видимы. Внутри нее шествуют они днем, когда не сияют они и невидимы. С этим богом (Ра. — B. C.) они входят и шествуют вперед. С ним они двигаются по опорам Шу, останавливаясь на своих местах. После захода Его Величества (т. е. бога Солнца. — B. C.) на западном горизонте входят они в Нут в месте головы ее на западе. Поедает она их. Геб разгневался на Нут за поедание это. Названо имя ее: «Свинья, поедающая своих поросят», потому что она поедала их. Ее отец Шу поднял ее и вознес над собой, сказав: «Да оставят Геба в гневе его. Да не дадут ему гневаться на нее, из-за того что поедает она молодь свою. Они должны жить и шествовать вперед от места под ее ногами на востоке каждый день, как дает она жизнь Ра ежедневно». Не называли имя ее «Мать богов» до рождения их. Не упал ни один из них. Тот же, кто идет к земле, — умирает и входит в Дуат. Останавливается в Доме Геба на 70 дней. Теряет свою нечистоту на земле в 70 дней. Никто не называет имени «ослабленного» 70 дней. Имя «живущего» не произносят «ослабленному», оставляющему нечистоту на земле... Чисты они, живы они, головы их положены для них на востоке. Происходит так, что один умирает и другой живет каждые десять дней. Это — головы богов. Вот, на востоке празднуют они празднество первое. Голова одного из них помещена на тело другого из числа их... Слезы их падают, становясь рыбами. Начало жизни звезды — в озере. Она выходит из воды, она взлетает ввысь, ввысь из моря, вне другой формы. Вот, жизнь звезд. Они шествуют из Дуата и извлечены на небеса. Геб стал владыкой богов. Геб поборол Нут. Приказал он им, чтобы показали они свои головы на востоке. Во второй раз Геб сказал богам: «Приставьте опоры к головам их. Они жили и их головы существовали. Погребения их подобны людским. Правда, в Дуате они».






На смену богу Ра ночью земной горизонт заполняют луна (мужское божество Осирис-Ях), деканы — звезды или созвездия, которые при восходе указывают на наступление нового «часа» — одного из 12 отрезков ночи, и другие небесные тела-существа. «Начало этим звездам в небе... в первом месяце сезона разлива Нила, когда восходит Сепедет (Сириус. — B. C.), — говорит книга Шен Идену. — В первый месяц сезона разлива Нила при восходе Сириуса все эти звезды восходят в небе... Вот, в начале года каждого Ра следует установленному пути звездному. Сказано в книге Бенен: «Сириус, 18 звезд позади нее, 18 звезд впереди нее... Вот 29 их, созданий этих, что существуют и творят в небесах, 29 звезд в этой широте небесной. Одна умирает и другая живет в каждые 10 дней... Теперь до тех, что в Дуате, — семь их». С древнейших времен Сириус, небесное воплощение Исиды, «госпожи звезд», почитался в Древнем Египте как предвечная звезда, повелевающая остальными звездами — деканами, каждая из которых, подобно Сириусу, становится невидимой в течение 70 дней. На юге Египта, в районе первых порогов Нила, Сириус также считался воплощением львиноголовой богини Хатхор-Сехмет, возвращающейся после долгого странствия в Египет и приносящей с собой благодатный разлив Нила, несущий процветание и защищающий Та Кемет (плодородные черные земли долины реки) от наступления Та Дешрет (красных песков пустыни, подвластной Сетху). Появлению Сириуса на 21 день предшествует «выход» созвездия Сах (Ориона), «царя звезд», небесного воплощения Осириса. «Вот, имя твое — Тот-Кто-В-Орионе, Осирис», — гласят Тексты Пирамид — древнейшие египетские религиозные тексты, высеченные на стенах погребальных помещений пирамид царей V и VI династий Древнего царства. На потолках царских гробниц Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках. Он обращен назад, к ладье Сириуса-Исиды, выступающей в высокой короне из двух перьев, и к следующей за ней ладье со звездой Сепед — воплощением бога Хора, сына Осириса и Исиды.





Группа «северных созвездий» считалась самой важной на небосводе и всегда присутствует на изображениях. Месхетиу — «Бычья нога» (Большая Медведица), принадлежащая Сетху, — изображается рядом со стерегущим ее воплощением Исиды Хесамут («Исиды, Матери Грозной») — Великим Гиппопотамом, появляющимся в небе в сопровождении одного-двух крокодилов. «Что до этой передней ноги Сетха, то она в северной части неба, привязанная к кремниевым столбам золотой цепью. Вверено было Исиде — Гиппопотаму, — говорится в тексте Книги Дня и Ночи и мифологическом папирусе Жюмильяк, — после того, как он (Хор. — B. C.) отрезал его (Сетха. — B. C.) переднюю ногу, он бросил ее в середину неба, поставлены боги хранить ее, Переднюю Ногу северного неба, и Великая Гиппопотам держит ее так, что она не может двигаться среди богов». Сокологоловый бог Ан, часто с солнечным диском на голове, держащий канат, возможно, представляет созвездие Лебедя. Селкет, богиня-охранительница умерших, часто изображается рядом с Месехтиу. Ниже находятся созвездия «звезды бога Ра» Нечер-Ру — «Божественного Льва», крокодила Хетеп Редуи, символизирующего Владыку Вод — бога Себека, а также антропоморфное божество, повергающее крокодила, Сокол, Столб. Большинство северных созвездий не идентифицированы. В шествии богов в северной части неба, возглавляемом Исидой, обязательно изображались духи-сыновья Хора, охранители умершего, ряд особых небесных божеств: Мааэнитеф — «Видящий отца своего», Иренджетеф — «Сотворивший тело свое», Ирренефджесеф — «Сам создавший имя свое», некоторые другие; замыкал процессию правящий или умерший царь. На северной стороне неба представлены также 12 кругов, соответствующих 12 месяцам египетского календаря, с подразделением каждого на 24 сегмента. Эти сегменты делили время от захода до восхода солнца на 24 временных отрезка. Каждый отрезок ночи характеризовался соответствующим расположением звезд на небе.


Рецензии