Октавио Пас - Тишина

Как из музыкальных глубин
пробивается нота,
растущая, и все более тонкая, трепетная,
покамест не стихнет в музыке иного рода,
так из глубин тишины
прорастает иное безмолвие башнею острою,
шпагой, и поднимается круче и круче,
нас поражая,
и в его росте наземь ссыпаются
воспоминания и надежды,
ложь малая и великая,
кричать пытаемся, но прерывается
в горле крик:
в тишину мы впадаем, в которой
немеет безмолвие.

(с испанского)

Octavio Paz
Silencio

Asi como del fondo de la musica
brota una nota
que mientras vibra crece y se adelgaza
hasta que en otra musica enmudece,
brota del fondo del silencio
otro silencio, aguda torre, espada,
y sube y crece y nos suspende
y mientras sube caen
recuerdos, esperanzas,
las pequenas mentiras y las grandes,
y queremos gritar y en la garganta
se desvanece el grito:
desembocamos al silencio
en donde los silencios enmudecen.



Рецензии
Всё хорошо, но всё-таки неясно, откуда взялась эта "музыка иного рода"...

Мне мой "носитель языка" обосновал этот момент некоторым образом, но мне показалось, что его пояснение притянуто за уши (по кр. мере - отчасти...

Всё-таки - вот обоснуйте мне, плиз: почему - чисто грамматически (плюс с учетом возможных в поэзии вольностей в отношении инверсий, артиклей(?) и предлогов (en вместо соn) ) не может иметь смысла следующая конструкция:

... прорывается ОДНА нота,
которая между тем вибрирует, растет и истончается -
до тех пор, пока музыка не замолкает (не онемевает) на ДРУГОЙ ноте (т.е. второй, следующей) etc ?

Спасибо!

(пока не обоснуете - не расскажу Вам, как мне обосновал это "носитель")).

Елена Багдаева 1   20.02.2022 09:29     Заявить о нарушении
Лена, если Вы чего-то не испытали, то и не сможете это передать. Это я не о Вас лично, а о любом человеке...


Сергей Батонов   20.02.2022 09:49   Заявить о нарушении
Если Вас не устраивает музыка небесных сфер, представьте себе музыку тишины..

Сергей Батонов   20.02.2022 12:20   Заявить о нарушении
Я догадалась (исходя из Ваших прежних слов) про "музыку сфер". Наверно, когда я слушаю какую-нибудь классич. музыку (особенно, Баха,- включая и его "церковные" вещи,- но отнюдь не только их), я должна бы, по идее, оказываться в "поле действия" этой "музыки сфер". Но я почему-то там не оказываюсь (наверно, музыка сфер меня упорно не принимает к себе)), а просто получаю большое удовольствие и "чувство глубокого удовлетворения", как говорил нам т. Брежнев. Ну, и, может быть, куда-то там уношусь чувствами (но не в сферы, а неизвестно куда, куда именно –
не знаю точно)).
По науке это называется "измененным сознанием" (каковое имеет место не только от музыки (сфер – и вообще от музыки), но и от наркоты – тоже, например. Сама не пробовала, но народ говорит)).

Стало быть, "музыка сфер" – это Ваше объяснение для otra musica. А вот что написал мне мой "носитель":

"Грамматически otra относится только к музыке.
Вы понимаете «музыку» слишком широко и абстрактно, речь идёт о конкретной музыке – т.е. «мелодия» (песня/говорят же и по-русски : автор музыки, автор слов). Получается, что нота рождается в одной мелодии (песне), а потом переходит в другую мелодию.
В итоге одна мелодия (музыка, песня) переходит в другую мелодию… (Как, например, в мексиканском индейском фольклоре, когда мелодия женского хора затихает и незаметно переходит в мелодию мужского хора, и наоборот). И ваша «следующая волна», конечно, тут ни при чем…"

А мне эта "волна" (теперь уже у меня первый вариант – "следующая волна музыки") представляется вариантом, более приемлемым и близким к тому, что есть на самом деле. Поскольку ПЕРВАЯ нота рождается "на глубине" музыке (как сказано в оригинале), и по ходу дела она с течением времени оказывается в каких-то других, более поздних по "музыкальному" времени слоях (волнах) музыки, в каковых и затихает согласно партитуре)).

Но вполне возможно, помойму, что это не нота затихает в "другой" музыке, а наоборот – МУЗЫКА затихает на ДРУГОЙ (второй, следующей) ноте (хотя "на другой ноте" и будет не "en otra nota", a "con otra nota", но в стихах чего только не бывает... Да и возможно(?), Пас сознательно поменял "con" на "en" – для благозвучия,- поскоку раньше в строке стоит hasta que,- т.е. поменял для того, чтобы эти "к" не натыкались друг на друга.
Помойму, эта моя теория ничем не хуже "музыки сфер" и "индейского фольклора")).

Елена Багдаева 1   20.02.2022 16:36   Заявить о нарушении