День зимнего солнцестояния. Зевс. Коляда
Зимнее солнцестояние — момент, когда Солнце проходит для Северного полушария через самую южную точку эклиптики (в XXI веке происходит 20 — в конце века, 21 или 22 декабря), или в Южном полушарии через самую северную. Высота Солнца над горизонтом в момент зимнего солнцестояния минимальна среди верхних кульминаций Солнца для всех дней данного года. День зимнего солнцестояния — самый короткий в году, а ночь — самая длинная
Дни зимнего солнцестояния отмечаются практически во всех мировых культурах. В христианских Церквях, перешедших на григорианский календарь, в эти дни празднуется Рождество Христово. Православие использует юлианский календарь, по которому дата Рождества совпадала с зимним солнцестоянием 2 тысячи лет назад, но теперь сместилась позже на полмесяца. У славян в день зимнего солнцестояния отмечался народный праздник Коляда, у германских народов — Йоль, у тюркских народов — Нардуган, у римлян до III века — Sol Invictus (окончание Врумалий).
В индийском Зодиаке созвездие Козерога отождествлено с фантастическим существом Макарой. Как указывает Н.В.Мамуна, «Макара изображался с головой и передними ногами антилопы, а туловищем и хвостом – рыбы. Это было фантастическое морское животное, известное не только в индийской традиции, но и у народов, испытавших влияние индийской культуры,- своего рода индийский Левиафан, изображавшийся по-разному: с головой крокодила; в виде слона с поднятым к небу хоботом или водного чудовища с открытой пастью; с телом рептилии или чешуйчатой рыбы с хвостом в виде рыбьего плавника, с двумя или четырьмя лапами. Иногда Макара имел черты слона, барана и других животных и даже черты растительные (например, корневища лотоса).
Левиафан (уицраор).
Макара - в индийской мифологии есть морское чудовище Макара — химера с головой крокодила, туловищем дельфина (или акулы) и рыбьим хвостом. Макара может передвигаться и по суше — для этого у нее есть лапы (две ил четыре).
Примечательно, что в ряде традиций Макара обозначал морского рака (краба), а знаки Рака и Козерога диаметрально противоположны; именно в этих двух знаках солнцестояния Солнце дважды в год начинает как бы двигаться вспять.
Существует глубокая мистическая связь между именами Макара и Кумаров, божеств войны, но в то же время великих покровителей йогов, носивших такой же титул. «Ма» обозначает число 5, а «Кара» значит «рука»; «Карам» обозначает одну сторону треугольника. Таким образом, Макарам, или Панчакарам, обозначает пентагон, или пятиугольник, пентаграмму. В учениях мистиков пятиконечная звезда, пентагон, изображает человека, перевёрнутая же пентаграмма связывается с козлиной головой. Знак Макара связан с рождением духовного микрокосма и со смертью или разложением физической Вселенной – её переходом в область духовного.
В Месопотамии в период зимнего солнцестояния вавилонские жрецы устраивали пышное богослужение в честь козы. Они облачались в священные одежды из козьих шкур и приносили в дар богам жертвенного козла. Этому обычно обязан своим возникновением знаменитый еврейский праздник йом-киппур, перенесённый на осеннее время, оттуда же – и представления «о козле отпущения» - Азазеле.
Азазель («Козлоотпущение») было именем одного из демонов пустыни. По закону Моисееву в день козлоотпущения отбирались два козла: один для жертвоприношения, а другой для отпущения в пустыню. Первосвященник выбирал, какого из козлов отдать Богу, а какого Азазелю. Сначала приносилась жертва Богу. Затем к первосвященнику подводили другого козла, на которого он возлагал руки и тем самым как бы передавал ему все грехи народа. После этого козла отпускали в пустыню. Пустыня была символом подземного царства и местопребыванием грехов. Козерог же находился в нижней части эклиптики и ассоциировался с преисподней».
Таким образом, как ни парадоксально это на первый взгляд. Козерог одновременно оказывается как символ Горы и наивысших достижений человечества, так и одним из символов преисподней. Как говорится, «с высоты больнее падать».
Левиафан (Ливьятан) — так Тора называет некое гигантское морское существо, согласно традиции, сотворенное в один из дней Творения. В более широком значении этим именем называют всех больших рыб и морских животных, таких как кит и т.п. (Ибн Эзра на Теилим 74:14). Несколько раз упоминание о Ливьятане встречается в книгах ТаНаХа, например, в книге Иова, несколько раз — в Псалмах. С Левиафаном связаны и глубинные понятия, которые намеками упоминают наши мудрецы в Талмуде и книгах Каббалы, раскрывая значение Левиафана.
Сотворение Левиафана мудрецы относят к пятому дню творения, в который были созданы все морские обитатели, как сказано (Берешит 1:21): «И сотворил Б-г больших таниним и всякое существо живое ползающее, какими воскишели воды, по виду их, и всякую птицу крылатую по виду ее».
Интересно, что именно эти таниним удостоились отдельного упоминания среди других живых существ, причем употребляется слово «ваивра» — то есть, идет речь о сотворении чего-то нового «из ничего». И только после этих «таниним» говорится о создании «всей души живой», то есть всех живых существ, сотворенных в тот же день.
Из слов Танаха совершенно определенно следует, что Левиафан — это морское существо гигантских размеров, а в Устной Торе сказано, что он является кошерной рыбой, т. е. обладает плавниками и чешуёй (Сифра гл. Шмини 3). Описывают особенные глаза Левиафана, испускающие ярчайший свет.
Левиафан обитает в самых глубинных водах, а его длинное тело, напоминающее змею, извивается кольцеобразно, чтобы уместиться на местности. Современной науке это существо явно неизвестно, однако Рамбан(на Берешит 1:21) приводит, что древние греки имели о нем представление.
Одежды Адама и Евы, по преданию, были сделаны из кожи Левиафана.
Золотое руно....
Раши приводит такое объяснение на слово «таниним»: «Большие морские рыбы. А согласно агаде [Бава батра 74б], это ливьятан и его чета, которых Он сотворил самцом и самкой, и умертвил самку и засолил ее для праведников на грядущее. Ибо если бы те плодились и размножались, мир не мог бы устоять пред ними».
Предание говорит нам здесь о так называемой «трапезе Машиаха», то есть о награде праведников в будущем мире. Наслаждение, которое получат праведники в конце времен, аллегорически уподобляется еде.
Конечно, в обоих случаях речь идет не о еде для желудка, а о пище для души.
Рамхаль объясняет, что все начинается с абсолютного единства Вс-вышнего. Возникает желание Вс-вышнего дать человеку бесконечную награду, которая заключается в постижении Б-га, уготованное ему в конце. Но для того чтобы это единство Вс-вышнего раскрылось, необходимо сокрытие его вначале. Ведь человек может получить наслаждение лишь получив то, чего он жаждал и чего у него не было ранее.
Само название «Ливьятан» также отражает суть и предназначение этого существа. «Ливьятан» от слова «ливуй», что значит «сопровождение» или «свита». Праведники удостоятся навеки приобщиться к Вс-вышнему и вечно сопровождать Его, наслаждаясь полноценным благом!
Также есть понятие «шалаш (сукка — на иврите) из кожи Ливьятана», в котором и будет происходить «трапеза Машиаха».
Шалаш или скиния покров или беседка из ветвей...
В Псалмах, например, в 27, находим такое упоминание: «Там корабли плывут, ливйатан, которого сотворил Ты, чтобы он резвился в нем».
В конечном счете «судьба» Мессии и его поколения — «принять уровень моря на земле», то
есть испытать парадоксальное «самосознание без самости»,
как сказано в стихе Исайи, которым Маймонид завершает свой Кодекс Еврейского Закона (где в финальной части описывается приход Мессии):
«земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».
... Тот день будет для избранных защитою, а для грешников расследованием. И в тот день бyдyт распределены два чудовища:
женское чудовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моря над источниками вод,
мyжеское же называется Бегемотом,
котоpый своею гpyдью занимает необитаемyю пyстыню...
В конечном счете «судьба» Мессии и его поколения — «принять уровень моря на земле», то
есть испытать парадоксальное «самосознание без самости»,
как сказано в стихе Исайи, которым Маймонид завершает свой Кодекс Еврейского Закона (где в финальной части описывается приход Мессии):
«земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».
... Тот день будет для избранных защитою, а для грешников расследованием. И в тот день бyдyт распределены два чудовища:
женское чудовище, называемое Левияфа, чтобы оно жило в бездне моря над источниками вод,
мyжеское же называется Бегемотом,
котоpый своею гpyдью занимает необитаемyю пyстыню...
Левиафан — мифическое чудовище, символизирующее глубокую, но еще не невыраженную силу притяжения полов. Это монстр, как говорит нам Енох, обитающий в глубине моря, т. е. непреодолимая сила, существующая в море человечества. Он живет «над источниками вод», т. е. над тем, что, как родник, питает и восполняет море человечества. А чудовище он потому, что постоянно пожирает (в форме похоти) чистоту и красоту творений человека.
Мэм или вода.
Мудрость, бьющая ключом из источника сверхсознательного.
Смысл названия буквы: Вода.
Форма: Резервуар с небольшим отверстием в нижнем левом углу. Конечная форма: резервуар, полностью закрытый.
На иврите:
Маим - вода - мАим
Буквы, так же как и числа, были все мистичны в комбинациях или же отдельно взятые. Самая священная буква — М; она одновременно буква и мужского, и женского начала, или андрогинна, и символизирует Воду в ее начале, Великую Бездну.
Мем, буква воды (маим), символизирует Божественную Мудрость Торы. Как физическая родниковая вода поднимается из неизвестного подземного источника (тайнабездны в истории Творения), чтобы забить ключом на поверхности земли, так и поток мудрости черпает свою силу в источнике бессознательного. В терминологии Каббалы, это поток от Кетер («Короны») к Хохма («Мудрости»). В Притчах его символизирует «источник мудрости — струящийся поток».
Иероглифически буква Мем служит преимущественно материнским и созидательным знаком. Это женщина, равная мужчине. Мем обозначает возрождение, вытекающее из предшествующего разрушения, а также умудренное опытом Божественное Материнство. Вода как промывает загрязненное или зараженное и очищает отвергнутое, так и возрождает и несет с собой новую весну из глубины зимы.
Свидетельство о публикации №122012702666