Календарь майя
Красивая, легко живущая...
Хотя этот день-знак обычно называют Собакой и, по крайней мере в прорицании, он олицетворяет плотскую - особенно сексуальную - энергию в ее первозданном и примитивном виде, в символе Собаки есть более глубокое, эзотерическое значение. Если один из иероглифов майя классического периода для этого символического дня явно изображает собственно собаку, на другом иероглифе представлена человеческая ступня. Что же касается названия этого символа у юкатекских майя, то Ок буквально означает "дверь" или "ворота" - которые, как мы знаем, иногда обозначают ворота в Потусторонний мир, а иногда могут подразумевать ворота в новый год или новый календарный цикл. В манускрипте "Чилам-Балам из Чумайеля" излагается миф о том, как появилось время. Стопа (один из иероглифов для этого дня-знака) бога расхаживала взад и вперед по вселенной, отмеряя время. У этой стопы есть особая связь с днем-знаком Ок, который в этом мифе знаменует начало цолькина.
Один из древних иероглифов для дня-знака Собаки изображает бога-скелета, который ведет нас в Преисподнюю, - естественно, представляющую собой не что иное, как еще одни врата, или Ок. Как и все остальные персонажи месоамериканских мифов, этот Проводник-в-Преисподнюю многолик. У ацтеков он назывался Шолотль, "темный двойник" Оперенного Змея, чьей физической формой была собака. У племени лакандонских майя, живущего в джунглях Чьяпаса, Проводником-в-Преисподнюю по-прежнему считается собака. До недавнего времени люди лакандонского племени делали из пальмовых листьев фигурки собак, помещая их во всех углах могил. Известно, что в древние времена, когда умирал аристократ или царь, его собака тоже приносилась в жертву, чтобы сопровождать своего хозяина и перевести его через реку мертвых. Таким образом, собака представляет верность и преданность, которые переживают даже смерть.
Шолотль, "темный двойник" Оперенного Змея, олицетворяет "теневую сторону" великого культурного героя. Этот темный двойник - скелет, который в конце каждого дня уносит солнце в Преисподнюю, взвалив его себе на плечи. Здесь, в мире теней, темный двойник проносит солнечный диск сквозь ночь, пока не приходит время, когда солнцу снова пора "воскреснуть".
Солнце всплывает из Преисподней на рассвете и отправляется в путь по миру дневного света, миру сознания. А потом наступает закат. Как и солнце, однажды мы все умрем и отправимся в Преисподнюю, где нашим единственным проводником будет верность и преданность (собака). В некоторых историях говорится, что именно собака дала человечеству огонь, вот почему ее часто изображают с факелом. Возможно, это также эмблема пламенной веры, которая ведет нас сквозь тьму, потому что наше странствие по Преисподней происходит не только после смерти, но и как внутренний процесс. В Календаре майя тема внутреннего трансформационного процесса поднимается неоднократно - к примеру, в днях-знаках Ночи и Смерти. Мотив возрождения из Преисподней мы видели не только в этих днях-символах, но и в дне-знаке Кролика, который был спутником Майяуэль, умирающей и воскресающей богини. День-знак Ок. - это одновременно и наши врата во тьму, и наши стопы, входящие в эти врата, и преданная собака, которая ведет нас сквозь густую тьму. Это сложный символ, ибо на этом этапе странствия сознания мы должны пройти сквозь "темную ночь души". Но есть свет факела, освещающий нам путь, и этот факел - наша вера, которая поддерживает нас в самые черные дни.
(по книге К. Джонсона "Мудрость Ягуара")
Бессознательная сила и вера в Победу.
s10
Собака ОК - Белая Собака
Среди всех других знаков Собака пользуется самой сомнительной репутацией. Люди, рожденные в этот день, считаются чрезвычайно сексуальными.
Их тотем - животное, чьи плотские инстинкты безграничны и безудержны.
Разумеется, есть много дней-знаков, которые характеризуются такой же любовью к земным радостям. Но только Собаке «выпала честь» иметь в качестве Силы Правой Руки Ящерицу, любительницу поразвлечься и в качестве Силы Левой Руки Грифа, ленивого сластолюбца. Собака с ее личной жаждой любви окружена этими союзниками с юга и с севера.
«Чилам-Балам из Кауа» величает представителей дня-знака Собака «красивыми, легко живущими». - Ведь их чувственность подразумевает любовь и дружбу с миром ощущений. Люди-Собаки часто умеют окружать себя удовольствиями, которых они так страстно желают. Жизнь певца в стиле «кантри» Вили Нельсона была настолько легкой, что ею, очень некстати, заинтересовалась государственная налоговая полиция США.
Непомерная любовь к роскоши людей этого знака в своем худшем проявлении оборачивается эгоистичной жаждой урвать все, что находится в пределах их видимости.
Знаком Прошлого у представителей знака Собаки является неистовый Ветер. И ураган «эго» Ветра, помноженный на сладкие мечты Собаки, может привести к довольно жалкому исходу. Собака может войти в конфликт сама с собой - на что указывает Кремень - знак ее Будущего.
Многие представители дня-знака Собака сомневаются почти постоянно. Но сомнение - негативное качество в прорицании, раскрывает самый положительный аспект в дне-знаке Собака, замещая сомнение верой.
В майянском и ацтекском мифе собака была животным, которое вело души через Преисподнюю, освещая путь факелом веры. Всякий раз, когда мы путешествуем во мраке нашей личной преисподней, мы совершаем путь, на котором ни логика, ни интеллект - не помощники. Только пламенная вера может осветить нам путь во мрачных глубинах, чтобы мы, как солнце на рассвете, воскресли. У Собак есть эта непоколебимая вера. В этом - их величайшее достоинство.
Совершенно очевидно, что люди, рожденные в день-знак Собака, руководствуются инстинктами. Но бессознательная сила, одарившая их сладострастием, наделяет их самым ценным из всех человеческих качеств - верой в Победу.
Чикчан(змей) - 3.01.2022-второе рождение...
Гремучая змея - твой нагваль... Огонь - твой дух.
Среди коренных народов Мексики и американского Юго-Запада считается, что Змей, - как и Ящерица предыдущего дня-знака, - приносит дождь и, в расширительном смысле, символизирует плодородие. Знаменитый Змеиный Танец, исполняемый индейцами хопи, в сущности является танцем дождя, потому что змеи, которые выбраны для этого ритуала, позднее расскажут духам-кочина( Качина: у индейцев пуэбло - духи предков.),как их почитают хопи. За это качина прольют на хопи благословенный дождь.
Майя знают четырех небесных змеев, чикчанов, которые охраняют Четыре Направления. Когда они разговаривают друг с другом, раздаются раскаты грома, предвещая дождь. Хотя основные их владения находятся на небе, они могут пребывать и на земле: озера, воды рек и внутренняя часть гор - священные места обитания чикчанов.
Впрочем, правильнее говорить о четырех аспектах единого божества, нежели о четырех различных божествах. Эта "четвероединая" концепция является общим мотивом у всех народов Месоамерики. В этом смысле четыре чикчана -это четыре аспекта Небесного Змея, опоясывающего мир, - чей верхний лик устремлен в Небеса, а нижний образует врата в Преисподнюю. Этот Небесный Змей принимает множество форм; даже великий культурный герой Кецалькоатль, видимо, первоначально был одним из аспектов Небесного Змея (судя по его имени "Оперенный Змей").
Другим аспектом рептильного бога дождя был Чак, длинноносое божество, часто встречающееся в орнаменте резных храмовых фризов в Юкатане. В деятельности "устроителя дождя" ему помогает группа помощников, тоже называемых чаками, в которых мы узнаем другое проявление чикчанов. Чак и его свита были известны ацтекам как бог дождя Тлалок и его тлалоки.
Тлалок правил одним из райских уголков, куда могли путешествовать души праведников после смерти, - Тлалоканом.- местом дымки, радуг и бабочек и густых вечнозеленых лесов. Некоторые ученые полагают, что Эотото, предводитель хопийских качина, - это и есть сам Тлалок, а качины суть тлалоки или чикчаны. Символизм хопийского Змеиного Танца подтверждает правомерность такого представления.
В петроглифах индейцев анасази часто встречается "змея-молния", образ змеи, представленный в виде зигзага молнии. С символической точки зрения это вполне оправданно, потому что молния ассоциируется с дождем. И если в небе сверкает молния, значит, в теле тоже сверкает молния. Мы уже останавливались на том, как майянская концепция "телесной молнии" перекликается.с символизмом кундалини, или змеиной силы, в индуизме. Эта сила содержится в "корневой" чакре в основании позвоночника, которая является соответствием данного дня-знака в человеческом теле. Стоит также упомянуть, что образ молнии, ударяющей по водной глади, служит у майя метафорическим представлением "телесной молнии".
Ацтеки связывали день-знак Змея с богиней Нефритовой Юбкой. В свою очередь, она - жена Тлалока, бога дождя. Нефритовая Юбка - это богиня любви, красоты и живительной воды. Как богиня любви и жизненной силы, она глубоко тождественна змеиной силе. День-знак Змея является эмблемой этой жизненной движущей силы, которая струится в облаках и человеческом теле.
(по книге К. Джонсона "Мудрость Ягуара")
Невероятная сила и одаренность телесной молнией.
s5
Змей ЧИКЧАН - Красный Змей
«Люди дня-знака Змей невероятно сильны и одарены телесной молнией», - считают майя. Змей - это один из дней, в которые с большей вероятностью рождаются шаманы Календаря.
Действительно, люди Змея часто становятся медиумами или «спиритуалистами», как говорят в Мексике - самыми могущественными, вселяющими страх фигурами среди всех шаманов Священного Календаря.
Люди-Змеи обладают энергией, в высшей степени магической и невероятно сексуальной. Примером этих энергий является Клинт Иствуд и Мэрилин Монро.
Мудрость Змея нейтральна по отношению к моральным принципам: сама по себе она ни добрая, ни злая. Эта мудрость - выше добра и зла, в ней все сведено к основам бытия.
Но без духовного развития змеиная мудрость может извратиться и обернуться темной, зловещей стороной. При мрачном знаке Грозы (в качестве Силы Правой Руки) пребывающий в ярости Змей - зрелище не для слабонервных. Неудивительно, что Змея уважают за мудрость и одновременно боятся. Его внутренняя жизненная сила неразрывно связана с сексуальностью, и Змей легко может стать рабом своих страстей. Эта змеиная сила настолько велика в случае с Мэрилин Монро, что привлекла смерть.
Другая опасность этого дня-знака состоит в том, что Змеи-медиумы могут использовать свою проницательность и остроту ума для укрепления внешнего могущества, а не для внутренней эволюции.
Жизненной необходимостью для всех, рожденных под этим знаком, является установление контроля за своими внутренними силами. Все йогические и магические дисциплины приходят к ним естественным образом, и ими стоит заниматься так, чтобы "телесная молния" находилась под контролем сознания. Многим из них удается установить этот контроль, если не благодаря регулярной духовной практике, то приучая себя жить гармонично и сострадательно.
«Зерно жизни» - Маис подразумевает заботу о семье и обществе и указывает путь утонченному Змею, будь он маг или всего лишь подмастерье. Его путь - сострадание к ближним. Это тот ключ, без которого не откроются двери в более спокойное и здоровое бытие для Змея - знатока сокровенной мудрости.
Маис(Бен) - сын.
Имя дня судьбы.
Значение юкатекского слова Бен остается тайной - впрочем, как и значение майянского иероглифа, который является символом этого дня-знака; тем не менее этот день, - известный под названиями Тростник или Камыш, но символически связанный с маисом, - является одним из самых важных. Ацтеки считали его одним из Носителей Года, и было даже пророчество, что бог-царь Оперенный Змей, или Кецалькоатль, вернется к человечеству в год 1 Тростник. Год 1 Тростник соответствовал 1519 году по григорианскому календарю, и именно в тот год в Мексику прибыл Кортес. Император Монтесума воспринял приход Кортеса как исполнение древнего пророчества, и, возможно, эта доверчивость ацтекского императора сыграла главную роль в падении древней Мексики.
Мы уже встречались с Кецалькоатлем в воплощении бога дождя (см. ВЕТЕР). Он был одним из самых древних богов Мексики, и его изображение украшает многие храмы Теотиуакана, процветавшего с начала нашей эры примерно до 800 года. Точно так же Кецадькоатль мог быть еще одним проявлением Небесного Змея, того космического божества, которое было известно всем жителям Месоамерики и играло довольно значительную роль в мифологии майя.
Однако более всего Кецалькоатль известен как великий жрец-царь "исторических" толтеков. Согласно легенде, он был духовным лидером, родившимся в 935 году и пережившим некое преображение в 987 году (обратите внимание, что эти даты являются границами периода продолжительностью в 52 года, что равняется одному из циклов Календарного Круга). Как правитель толтекского города Тула, он положил конец кровавым человеческим жертвоприношениям. Вместо этого он повелел поклоняться богам цветами, песнями и медитацией. Против него ополчились жрецы Тескатлипоки, бога Дымящегося Зеркала. Они "показали ему его лицо в зеркале" - то есть разбудили в нем темную сторону, или Тень, ту изначальную силу, которую символизирует Тескатлипока и чье присутствие в себе мы осознаем, только когда смотрим на себя в его зеркало. В итоге жрецам удалось склонить Кецалькоатля к сожительству с сестрой. Падший и опозоренный пророк покинул свой народ и отправился на побережье Залива. Что с ним случилось потом, остается загадкой. По одной версии, он сжег себя на костре и возродился из пламени в виде Утренней Звезды, планеты Венера. В такой ипостаси он известен как КеАкатль, или 1 Тростник. Согласно другой версии, он сел на плот из змей и уплыл на восток, обещая вернуться. Именно эта версия оказала такое глубокое влияние на Монтесуму.
Если он действительно уплыл в 987 году, то куда он отправился? Любопытно, что в майянских книгах "Чилам-Балам" как раз на 987 год приходится запись о прибытии жреца-царя или вождя по имени Кукулькан (Оперенный Змей). Как рассказывают майянские книги, он основал царство в городе Чичен-Ица в Юкатане, где и умер в 999 году.
Согласно преданию, Кецалькоатль воздвиг колонну в городе Тула, "Месте Тростников". Несомненно, эта колонна является разновидностью Мирового Древа, центра вселенной. Следует заметить, что среди современных групп майя знак Маиса символически связан с "посохом должности", иди алькальде, который носит с собой вождь селения в качестве символа власти. Таким образом, растущий маис можно считать очередным метафорическим образом Центрального Столпа, вселенского Мирового Древа, источника внутренней силы и возможностей.
В нашей судьбе движущим фактором является ощущение собственной внутренней силы и возможностей. Поэтому этот день является также символом личной судьбы, которая воплощена в нагвале, или животном силы (см. главу 4). Если кто-то болен - страдает от потери личной силы, - майянский шаман начинает церемонию исцеления в день 8 Маис, который называется днем "призывания животного судьбы". Во время церемонии нагваля, или животное силы, просят вернуть больному здоровье.
(по книге К. Джонсона "Мудрость Ягуара")
«Должностной посох» — опорный столб мира.
s13
Маис БЕН - Красный Небесный Странник
Счастлив тот, кто родился в день-знак Маиса! В мифологии древней Мексики этот день был днем рождения Оперенного Змея, подарившего людям свет и день, днем, когда боги спустились на Землю.
Представители этого знака всегда плодовиты. В обществе они - лидеры, а в семье - счастливые и мудрые родители. Люди Маиса могут исполнять родительские функции в целом селении. Одним из главных символов дня-знака Маис является «должностной посох» - опорный столб мира. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, два основоположника современной психологии, оба родились в день Маиса.
Люди Маиса - земные, практичные и заботливые. Удачливость и успех в повседневной жизни способны сделать из них консерваторов и самодовольных обывателей. Им нет нужды баламутить чистые воды жизни, которая к ним и так благосклонна.
Маис - спокойный день-знак. Люди Маиса не отличаются желанием находиться в центре внимания.
Но даже у самого благоприятного знака есть теневая сторона. Знак Змея в Прошлом может принести с собой, например, тяжелый сексуальный груз. Фрейд всю свою жизнь посвятил исследованию глубоко скрытых сексуальных проблем. Сила Левой Руки - Гроза генерирует беспорядочную эмоциональность - Юнг привлекал к себе творческих женщин, внося разлад в домашнюю жизнь. Сила Правой Руки - Олень - проявляется как символ мужества и внутренней силы. Но знак будущего - Крокодил - приносит много испытаний. Это могут быть склонность к иллюзиям, необузданность или безумие.
Дети, родившиеся под знаком Маиса, могут быть людьми весьма скромного достатка, и, прежде чем насладиться изобилием Маиса, они могут испытать в детстве тяготы бедности.
Несмотря на бурные взлеты и падения, люди Маиса часто озарены искрой духовности, которая выше основных традиционных религий.
Маис - один из дней-знаков, которые считаются благоприятными для тех, кто готовит себя в шаманы Священного Календаря.
Свидетельство о публикации №122010403841