Р. Нахман. О том, как пропала царская дочь. 2 част

Раби Нахман из Браслава

Рассказ 1
     О ТОМ, КАК ПРОПАЛА ЦАРСКАЯ ДОЧЬ.

     Начал раби Нахман так:
     -  Довелось  мне как-то в дороге рассказывать сказку, и всякий, кто  ее
слышал, задумывался  о  возвращении к Б-гу. Вот эта сказка. Это  история про
царя, у которого были шесть сыновей и  одна  дочь. Дорога была ему эта дочь,
он  очень  любил  ее  и  часто играл  с ней. Как-то  раз  были они вдвоем  и
рассердился он на нее. И вырвалось у отца:  "Ах, чтоб нечистый тебя побрал!"(вспомним миф о богиней Сехмет(Египет)... О том как отец призвал её... О том как обидели обману в её... О том как она ушла туда куда должна уйти... И вместе с ней ушла любовь, красота, изобилие, радость... Остались слезы, эпидемии и  только люди рождались, но перестали рождаться боги... И как отец послал за нею....)
Ушла вечером дочь в свою  комнату, а  утром не могли ее нигде найти. Повсюду
искал ее отец и крепко опечалился из-за  того, что она пропала. Тогда первый
министр царя,  увидев,  что  тот в  большом горе,  попросил,  чтобы дали ему
слугу, коня и денег  на расходы,  и отправился искать царевну. Много времени
провел он в поисках  ее, покуда не нашел. Исходил он немало пустынь, полей и
лесов,  долго длились его поиски. И  вот  однажды, идя пустыней,  увидел  он
протоптанную дорогу  и  рассудил про себя:  "Давно скитаюсь я  по пустыне, а
найти  царевну  не  могу  -  пойду-ка  я  по  этой  дороге,  может,  выйду к
какому-нибудь  жилью".  И  пошел  он, и шел  долго, пока не  увидел замок  и
войско, окружавшее его. И замок тот был прекрасен, и войско, стоявшее вокруг
него в  строгом  порядке, выглядело очень  красиво. Испугался первый министр
этих солдат  и  подумал, что не пропустят они его внутрь,  но все же  решил:
"Попытаюсь-ка!" И  оставил он  коня, и направился к замку, и дали  ему войти
беспрепятственно. Ходил первый министр из залы в залу, и никто не задерживал
его.  И попал он в тронный  зал,  и увидел: сидит царь с короной  на голове,
вокруг  него  полно солдат,  и  множество музыкантов  играют на  музыкальных
инструментах. Красив  был зал, и находиться там было приятно. И ни сам царь,
и никто из его окружения не задал  вошедшему никакого вопроса. Увидел первый
министр  богатые яства,  подошел  и  поел,  а потом  прилег  в  углу и  стал
смотреть, что  же  произойдет. И видит он: приказал царь  привести царицу, и
отправились  за  ней.  Зашумели  все  и возликовали, певцы запели, музыканты
заиграли, когда царицу ввели.
Важно!
И поставили для нее  трон, и усадили  ее подле царя,  и узнал  в ней первый министр  пропавшую царевну. Огляделась  царица,увидела его, возлежавшего в углу, и узнала. Поднялась она с трона, подошла и
коснулась его, и спросила:
     - Узнаешь ли ты меня?
     И ответил он ей:
     - Да, я узнаю тебя: ты - царская дочь, которая пропала.
     И спросил он ее:
     - Как ты попала сюда?
     Ответила она:
     - Из-за того, что у моего отца вырвались эти слова: "Чтоб нечистый тебя
побрал!" Место это - нечисто(суд или СонРа) .
     Рассказал ей первый министр и о том, что отец ее очень горюет, и о том,
что сам он разыскивает ее уже много лет. И спросил:
     - Как я могу вызволить тебя отсюда?
     Ответила она ему:
     -  Не сумеешь  ты освободить меня. Разве только так: если выберешь себе
место и будешь сидеть там целый год и тосковать обо мне - тогда тебе удастся
вывести меня отсюда. Постоянно мечтай обо мне и тоскуй, и  надейся, что тебе
удастся спасти меня. И постись, а в последний день, по истечении этого года,
- постись и бодрствуй целые сутки!
     Сделал первый министр все так, как она сказала. Прошел год. В последний
день постился  он и не  смыкал глаз, а потом собрался  в  путь и  отправился
спасать царскую дочь. По пути к замку увидел он яблоневое дерево, на котором
росли  прекрасные плоды.  Польстился на них  первый министр  и  поел.  И как
только  съел он яблоко,  тотчас  свалился  и заснул. Спал он очень долго,  и
слуга будил его, да не добудился.
     А когда проснулся первый министр, то спросил слугу: "На каком я свете?"
И рассказал ему слуга все как было: "Ты спал очень долго, много лет, а я тем
временем кормился этими плодами".
     Закручинился первый  министр и отправился в замок, и нашел там царевну.
Очень горевала она и горько сетовала:
     -  Если бы ты явился в назначенный  срок, то вызволил бы меня отсюда, а
теперь из-за того, что не утерпел в последний день и съел яблоко, упустил ты
такую возможность. Понятно, что воздержаться от еды очень трудно, особенно в
последний  день: ведь тогда и искушение становится сильней... А теперь вновь
выбери себе место  и опять проведи там год. А в  последний день можешь есть;
только не смыкай глаз и не пей вина, чтобы не заснуть. Главное - не заснуть!
     И  вновь  сделал  он все так, как она сказала. И  в  последний день  по
прошествии года отправился в путь, и увидел по дороге к замку ручей красного
цвета,  и  исходил от ручья запах  вина. Сказал своему слуге первый министр:
"Ты видишь? Это ручей,  и в нем  должна  быть  вода, но  красного цвета он и
пахнет как вино"(Вино смешанное с камнем Дид(кровати) - этим напоили богиня Сехмет) . И  подошел  он к ручью, и испил из него. Сразу же свалился
он  и  уснул надолго: проспал семьдесят  лет. Пришло тогда в те края большое
войско,  за которым следовал  обоз, и  слуга первого  министра  спрятался от
солдат.  Вслед за  войском проехала карета, в  которой сидела царская  дочь.
Остановила она карету возле спящего и сошла, и присела рядом, и  узнала его.
Всеми  силами  старалась  она  его разбудить, но тот не  просыпался. И стала
царевна причитать над ним: "Столько трудов и  многолетних  усилий потрачено,
через  столько  мук  и  терзаний  ты  прошел,  чтобы  наступил  день   моего
избавления, - и все пропало из-за одного дня!" И зарыдала: "Ах, как жаль мне
и  тебя, и себя! Ведь я  так долго уже здесь и все никак не могу выбраться!"
Сняла  она  с головы платок  и  начертала  на нем что-то  своими  слезами, и
положила его  рядом со  спящим, а потом поднялась,  села в карету и  уехала.
Проснулся через некоторое  время первый министр и спросил слугу: "На каком я
свете?" И рассказал  ему  слуга все  как было: как прошло войско, а  за  ним
карета.  И как  плакала в голос над первым министром царская дочь:  "Ах, как
жаль  мне и тебя, и себя!" Осмотрелся тут первый министр и  увидел  рядом  с
собой платок. "Откуда это?"  -  спросил он. Ответил  ему  слуга:
Важно!/ Одна слеза Исиды рождает поток Нила... /
"Она что-то начертала на нем  своими  слезами и оставила его  тут".  Взял первый министр этот платок и поднял его, держа против  солнца(посолить) . И увидел он на платке буквы,и прочел все слова ее причитаний и  стенаний; и о том там было написано, что нет ее  теперь в прежнем месте, а  сможет он  ее найти, если разыщет золотую
гору с  жемчужным дворцом на ней(золотая гора/золотая шишка... (И сотворили мы золотую гору... Надпись... Текст завещания женщины - фараона: Мааткары... "не спала.
... Гора золота.... Была я Соколицей(хором/Город)..." . Оставил первый  министр слугу и отправился на поиски один. И ходил  он  по свету, и искал ее много лет, пока однажды не сказал себе: "Конечно же, не  найти в обитаемых краях ни  горы из золота, ни
дворца из жемчуга!" - а был первый министр большим знатоком географии и  ему
были известны  все  карты мира.  "Поэтому пойду-ка я  искать  в пустынях!" -
решил он.
     И скитался он в пустынях в поисках царской дочери много-много лет, пока
однажды не повстречал  человека, такого  огромного, что во всем роде людском
не сыскать было  другого такого великана. И нес  на себе  этот человек такое
большое  дерево,  что  ни  в  одной  из  населенных людьми  стран  не  найти
подобного.
     И спросил великан:
     - Кто ты такой?
     - Я человек, - ответил первый министр.
     Удивился великан и сказал:
     - Сколько лет я в пустыне, а ни разу не видал тут человека!
     Поведал ему тогда первый министр всю свою историю и рассказал, что ищет
теперь золотую гору и жемчужный дворец.
     - Да их вообще не существует! - отмахнулся от него великан и добавил: -
Глупостей тебе наговорили! Ведь такого вообще не бывает на свете!
     Разрыдался тут первый министр:
     - Должны быть! Где-нибудь они да есть!
     Снова отмахнулся от него великан:
     - Чепуху сказали тебе!
     - И все же они где-то существуют! - повторил первый министр.
     -  Я убежден, что это глупость. Но  раз ты  так  упорствуешь, я,  так и
быть, попробую помочь тебе ведь я повелеваю  всем зверьем. Созову-ка их всех
- они  ведь рыщут  по всему свету, может, и впрямь кто-то из  них  слыхал об
этой горе с  дворцом. И кликнул великан зверей,  и сбежались все от мала  до
велика, и  задал он им  этот  вопрос. И ответили  ему  звери,  что не видели
ничего подобного.
     И снова сказал великан:
     - Глупостей  тебе  наговорили!  Послушай  меня: возвращайся! Ведь тебе,
конечно же, не найти ту  гору  с  дворцом,  потому  что  их не существует на
свете.   Но  продолжал  упорствовать  первый  министр,  утверждая,  что  они
обязательно должны где-то быть, и уступил в конце концов великан, и сказал:
     - Есть у  меня брат, он  живет  в пустыне,  и ему подвластны все птицы.
Вдруг они  знают? Ведь они парят высоко в небе, может, и видели они эту гору
и  этот  дворец?  Иди  к нему  и скажи, что это я тебя послал.  И отправился
первый министр в путь, и шел по пустыне много-много лет, пока в конце концов
не повстречал великана, такого же огромного, как предыдущий; тот нес на себе
дерево, такое  же большое, как  то,  которое нес его брат. И все повторилось
как  и  с  первым  братом:  стал  великан  расспрашивать  первого  министра.
Рассказал тот ему всю историю и добавил:
     - Меня послал к тебе твой брат.
     Тут  и второй великан отмахнулся от  него: конечно же, ничего подобного
быть не может. Но упорствовал первый  министр, утверждая, что гора с дворцом
существуют, и сказал тогда великан:
     - Кликну-ка я всех  птиц,  какие только есть, - ведь все они подвластны
мне.  Может, им  что-нибудь  известно. И созвал он всех  птиц,  от  мала  до
велика, и  расспросил их, и  ответили  они, что  ничего  не знают о  горе  с
дворцом.
     - Ну, -  сказал великан,  -  убедился  теперь, что этого  в  мире  нет?
Послушай меня: возвращайся, потому что золотой горы и жемчужного  дворца нет
на свете!
     Но продолжал упорствовать первый министр и говорил, что они обязательно
существуют, и тогда сказал второй великан:
     -  Еще  дальше  в пустыне  живет еще один  мой брат, ему подвластны все
ветры, а они веют по всему миру может, и впрямь что-нибудь знают.
     И  снова  отправился  в путь первый  министр,  и  снова шел  по пустыне
много-много лет, пока не повстречал великана, такого же  огромного, как двое
первых;  и нес  на  себе третий  великан такое же большое дерево, как  и те,
которые  несли  его  братья.  Стал  и  этот  великан  расспрашивать  первого
министра, и тот рассказал ему, как и первым двум, всю историю. Отмахнулся от
него  и  третий  великан,  но  упросил его первый  министр, и согласился тот
оказать  ему милость:  созвать все ветры и спросить у них. И созвал  великан
все ветры,  и расспросил  каждого. Но  ни  один  из них знать не знал ни про
золотую гору, ни про жемчужный дворец.
     И сказал великан:
     - Ну, видишь теперь, что глупостей тебе наговорили?
     Разрыдался тогда первый министр:
     - Я точно знаю, что эта гора и этот дворец существуют!
     Тут прилетел еще один ветер. И разгневался на него повелитель ветров:
     -  Почему опоздал? Не  приказал ли  я  всем ветрам  явиться? Почему  не
прибыл вместе со всеми?
     Ответил ветер(Бог Ши/египет/:
     -  Задержался  я  из-за того, что должен был  доставить  царскую дочь к
золотой горе с жемчужным дворцом.
     Ох, как обрадовался первый министр - ведь ему посчастливилось  услышать
то, к чему он стремился! И спросил тогда у того ветра повелитель ветров:
     - Скажи-ка, что у них там больше всего ценится?
     Ответил ветер:
     - Все у них в большой цене.
     Обратился тогда повелитель ветров к первому министру:
     - Ты так долго искал и столько сил потратил, а теперь денег твоих может
тебе не хватить... Чтобы не задержался ты из-за этого,  дам-ка я тебе особый
сосуд: каждый раз, когда опустишь в него руку, вытащишь оттуда деньги.
     И приказал  великан ветру доставить  первого  министра в  тот  край.  И
поднялся ветер-ураган,  и подхватил его, и  перенес  туда.  Он опустил его у
городских  ворот,  но  стояла там стража и  не  пропустила первого министра.
Достал он тогда  из сосуда деньги и подкупил стражу.  И  вошел он в город, и
оказался тот город прекрасным. Пошел первый министр к  одному богачу, снял у
него  угол и заплатил за стол: знал  он, что потребуется  ему в этом  городе
задержаться, потому  что  придется применить всю  свою мудрость и  смекалку,
чтобы вызволить царскую дочь.

     А как это ему  удалось, раби Нахман не рассказывал, да только известно,
что в конце концов удалось.
     Амен. Сэла.


.......

Александр Пушкин
Ветер, ветер, ты могуч (отрывок из произведения «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора(пещера-храм) ;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный(хрустальные или алмазное?)
На цепях между столбов(цепь на дуб том... Много золотых колец...) .
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста....

Хрустальные башмаки Золушки(зола:искры.... Золушка :искрящаяся/Исида)
"и вновь лотосовые стопы богов ступают по земле..." - Завещание Мааткары.

Древние иероглифы пирамид гласят.... Заупокойные тексты. Скрытые знания-"И стал я Шу..." - говорит умерший, тот кто совершает переход, скачек, взрыв......

.......

Как  и в большинстве других  историй раби Нахмана, в этой  истории царь
символизирует Царя мира,  Всевышнего. У  царя есть единственная дочь - Шхина
(и в  то  же время Кнесет Исраэль, единая душа всего  Израиля), к которой он
питает исключительную любовь .
     Шесть  братьев принцессы  символизируют кабалистические  сфирот.  Сфира
Шхины, седьмая,  называемая Малхут, -  царская  дочь, а шесть ее  братьев  -
царские  сыновья....

Интересно слияние образов со  сказкой о братьях  превращенных в лебядей и их сестре....


Последние  испытания  -  самые  тяжкие. Герою предстоит  найти то,  что
представляется плодом воображения: "золотую гору", Геулу Израиля. На сей раз
первый министр  оставляет слугу  и  отправляется в  долгие странствия  один.
Слугу тяготят  лишь материальные  лишения, связанные с  изгнанием, тогда как
господина  приводит  в  отчаяние безнадежность  самих  поисков.  Особенность
последнего Изгнания в том, что инициировать Геулу обязаны великие праведники
(такие,  как первый министр).  Именно на их плечи  ложится  бремя  духовного
труда,  но  не  только оно праведников  гнет  груз отчаяния, когда руки сами
собой опускаются перед неисполнимостью труда. Итак, первый министр в  третий
раз  отправляется на поиски. Он покидает населенные  места и  углубляется  в
пустыню. Последнее  обстоятельство  весьма  многозначно.  С  одной  стороны,
пустыня - это "пустыня  народов" , еще более отдаленный и мрачный галут,
своего рода падение еврейского народа в духовную пропасть.
Три великана - ангелы трех духовных
миров: Асия,  Йецира и Брия. Каждый  из великанов  властвует над целым миром
творений: животными в Асия, птицами  в Йецира и ветрами (или духами) в Брия.
По   этим   мирам   скитается   герой,  однако  изгнание   Шхины   настолько
безоговорочно, что  и  в высших  мирах  он  не находит  помощи. Даже ангелы,
князья высших  миров,  не  в силах изменить положение вещей,  ибо  Всевышний
никому не  раскрыл тайны  Избавления, даже  ангелам,  и потому сказано: "Ибо
день мщения - в сердце Моем..."  - сердце не доверило этой тайны устам!


........
Земной мир, явь - бумага.
Тонкий мир-дерево,
Огненный мир мысли-мелалл, железо....

Закалка клинка духа-огненного клинка мысли!....
Сталь :огонь...
Сталин... Сталь ин......
..... Переход(момент смерти) - есть взрыв сознания, чтобы очистить астральный тело, тонкое тело(дерево-знания, мудрости) ... Дабы облегчить  переход, следует "дерево" и "огонь" соединить здесь на земле(в раю было два древа:древо познания и огненное древо, растущие от одного корня) .... - пройти закалку меча духа или огненное крещение... В огне сердца.... Преображение....


Рецензии