Раби Нахман из Браслава. 1часть

Раби Нахман из Браслава. Рассказы о необычайном
Неповторимый и удивительный, ни  на кого и  ни на  что не похожий  раби
Нахман  из Браслава - один из  величайших мыслителей хасидизма. Даже на заре
этого движения, когда волна духовного пробуждения подняла из глубин народной
жизни десятки выдающихся  людей, в их  плеяде мало кто равен раби Нахману по
силе ума, глубине и самобытности. Он прожил недолгую жизнь, полную невзгод и
духовных  терзаний,  успев,  тем  не  менее,  создать  неумирающие  книги  и
приобрести верных учеников. Хасиды раби Нахмана  и по сей день, спустя почти
два столетия, всем сердцем преданы своему великому цадику (праведнику) и его
учению, которое он им оставил.

Значительная  часть написанного  раби Нахманом носит автобиографический
характер. Он много рассказывал о своих переживаниях и мыслях, подшучивая над
собственной  откровенностью.   Эта  его  особенность   хорошо  сочеталась  с
отношением  к покаянию. Хасиды открывали  душу своему учителю, а с  течением
времени среди  последователей  раби  Нахмана  устоялся обычай  покаяния друг
перед другом. Раби Нахман настаивал на том, что человеку необходимо изливать
свое сердце  пред Всевышним  не только  в традиционных словах  молитвы, но и
собственными  словами,  идущими из глубины души. Человек должен рассказывать
Творцу о своих колебаниях, сомнениях и  бедах.  Подобная "личная  беседа"  с
Творцом  стала  одним  из   главных   отличительных  признаков  браславского
хасидизма. Поэтому не приходится удивляться  тому,  что  раби  Нахман  часто
выстраивает цепь рассуждений  из человеческих исповедей и историй. Он делает
это не  только в толкованиях  Торы  (которые иногда включают его собственные
признания в душевных проблемах), но и в своих историях. Повествование служит
сценой, на которую выводится та или иная проблема, чтобы в объективном свете
рампы рассмотреть ее уже не как частное, а как общее явление. Конечно, любое
художественное  произведение   в   той  или  иной  мере  автобиографично   и
исповедально. Однако  это  не оправдывает исследователей, раздувающих личные
мотивы творчества раби  Нахмана, который прекрасно  умел абстрагироваться от
личного, легко проводя грань между частным и общим подходом.
     Рассказы о  его поступках, его уроки Торы и беседы с учениками помогают
нам  понять  характер раби Нахмана. Однако с  его собственной  точки  зрения
переживания  и впечатления, обусловленные личными  особенностями, ценны лишь
тем, что служат  средством познания общего.

    СНЫ.


     Источником  сюжетов, легших  в  основу  некоторых историй, были,
по-видимому, сны,  приснившиеся раби Нахману. Само собой, нам не дано знать,
где и как он вплетал их в повествование. Даже те  истории, что первоначально
приснились раби Нахману, несомненно,  претерпели существенные  изменения.  И
все же  существуют истории (главная из  них - "Муха и паук"),  основанные на
сновидениях.  Свои длинные сны, полные тайного и явного смысла, рассказывали
многие адморы,  некоторые даже  записывали их (примеры  мы найдем в  "Свитке
тайн" раби  Айзика  из Комарно,  в  "Осколках ночи" раби Цадока hа-Когена.).
Раби Нахман тоже рассказывал хасидам свои сны, и  они удивительно напоминают
ряд его историй.  Не исключено, что  если бы его жизнь не  оборвалась,  раби
Нахман создал бы по мотивам своих снов еще немало произведений. Некоторые из
этих  снов записаны в литературной  форме,  и по  крайней  мере два  из  них
послужили Ицхаку-Лейбушу Перецу материалом для рассказов.

Царская  дочь - персонаж многих "Историй  о необычайном". Как  правило,
этот   образ   наделен  устойчивым  символическим  значением:  это  Шхина  -
Б-жественное  присутствие в  мире.  Смысл,  вкладываемый в  понятие "Шхина",
служит одной из центральных тем в кабалистической литературе. Можно сказать,
что отношение  "Святой Творец, благословен Он,  - Его Шхина"  лежит в основе
взаимоотношений Б-га и мира, самым принципиальным и  фундаментальным образом
определяя их.
     В  наиболее  общем  виде Шхина  есть  Б-жественная  сила, пребывающая в
мироздании и оживляющая его.  Шхина  - Б-жественная  эманация,  излучаемая в
мир,  она,   по  сути,  -  живая   душа  этого  мира.  И  поскольку  в   ней
сконцентрирована  вся  жизненность  сотворенного,  понятно, что Шхина  носит
множество  названий и  имен, обнаруживается  во  множестве проявлений. Любой
феномен  этого мира  можно рассматривать  как  одно  из проявлений Шхины.  В
кабалистической системе мира Шхина - седьмая сфира, называемая обычно Малхут(камень)
- "царство" или "царственность",  - ибо в нее облечены царственное величие и
власть Всевышнего в мире.  Шхина  ассоциируется с  женским  началом, ибо она
воспринимает эманацию, и потому именуется "царской дочерью".
     У сфиры  Малхут,  или  у Шхины, есть также  другая сторона. Это  Кнесет
Исраэль(Израиль)  -  общность  душ  Израиля.  Кнесет Исраэль  -  их  высший  духовный источник. В нем  все они пребывают в единстве, и потому Кнесет Исраэль можно
назвать источником  силы нашего народа, его  душой. Исраэль душа народа или царство или камень.  Такое  понимание  Шхины восходит  к  Письменной  Торе,  мы  встречаем  его  повсюду.  Народ  Израиля уподобляется жене(та которая имеет родить-душа народа имеет родить) , невесте, дочери, возлюбленной в книгах пророков и во всей
последующей еврейской литературе.
ШВИРАТ-hА-КЕЛИМ И ПАДЕНИЕ.

     Мир в наши дни лишен целостности - это касается также еврейского мира -
и  ожидает   Избавления.   Оно   равносильно  падению   завесы,   скрывающей
Б-жественную  реальность.  Критические  моменты  швират-hа-келим  (келим  на
иврите  - "сосуды", а глагол "лишбор" означает "разбить вдребезги" на 288 искра... Сияние), с чего,собственно, и начинается "сокрытие  лика", - одна из центральных тем Кабалы.
Кабала углубляет и расширяет то, что сказано об этом в Танахе и в позднейшей
еврейской литературе.  У этих критических моментов, несмотря  на то, что они
разворачиваются  в  исторической  последовательности, есть  общее:  все  они
связаны с утратой относительного совершенства, падением с высоты. Однако это
падение не фатально, ибо сказано: "Семь раз падет праведник и восстанет"(праведный, цадик-"рыбка" выброшеная на сушу. И десница высшая держит её...цадик.... Пища... ) . За падением  следует  подъем,  предпосылки  для  которого  порой  создает  само
падение. Возврат в город Шхины. Под древо рода-в свет божественного присутствия... "Одеть золотые кольца на уши и войти в город... И женщины пойдут впереди... "

"Семь  пастырей мира" обозначают семь сфирот в таком
порядке:
     1. Авраhам - Хесед (милосердие)
     2. Ицхак - Гвура (мужество, мощь)
     3. Яаков - Тиферет (любовь, красота)
     4. Моше - Нецах - также Даат (слава, также знание)
     5. Аhарон - Год (величие, великолепие)
     6. Йосеф - Йесод (основание)
     7. Давид (иногда Рахель) - Малхут (царственность)


Дат(мифология древнего Египта) - есть пещера... В которой рождается великий бог... В этот момент его рождения пещера превращается в храм...
Храм богини матери-дандара/дендара/дендера...

Дан- дана(санскрит) дар, подарок"подаяние...подарок, дающий, пожертвование... Щедрость...
Дара /дыра -пещера.(пещера/грот/яма...
Дандара-храм сердца.

Даат или дуат-страна богов... Пещера рождающая богов... Чёрная земля -плодородная земля, земля где рождаются боги(не просто люди)

Дандара:твердыня сердца. Храм богини любви Хатхор...

Т твердыня/тет-небо... Небэ(иврит) - знание.
Храм есть сердце богини.
Тигл-корзина с золотом из неё рождаются боги. Золото в виде капли(тело на  земле/золотое тело силы, вечное тело богов) истекает из неё...


Рецензии