Самайн. Велесова ночь. Новый год

В те давние времена Самайн был чем-то вроде Нового Года — концом и одновременно началом цикла. Его отмечали три ночи кряду: пока старая луна сменялась молодой. По другой версии, праздновали семь ночей — начинали за три дня до конца лунного месяца.

Главная традиция Самайна — щедрый пир. Вельможи собирали своих подданных и закатывали праздник.
Считается, что на Самайн нельзя выходить за пределы своего города или села. Эта традиция также идет от осознания пограничного времени: заплутавшего могут утащить нечистые духи.
Нельзя избегать участия в народном веселии. Верили, что отколовшийся от коллектива человек, который не гулял Самайн, просто не перейдет в новый временной цикл.
Охранительную функцию у кельтов играли изображения черепов. Их вывешивали на забор. Роль черепа часто исполнял какой-нибудь плод. Например, репа. А позже в Америке стали использовать тыквы. На них вырезали глаза и рот, а внутрь иногда ставили свечу.
На Самайн были в ходу огненные ритуалы — например, прыжки через костер. Их можно сравнить со славянской Масленицей или обрядами в ночь на Ивана Купалу. Огонь как символ очищения присутствовал во многих древних культах.
Также на Сайман было принято гадать. Например, сжигали кожуру плодов и смотрели на очертания гари. Или разбивали яйцо в воду, чтобы по его форме сделать предсказания на будущее.
Как и многие торжества, Самайн имеет свою обрядовое блюдо. Кельты пекли хлеба разных форм. Например, в форме рогов, как жертву тому самому богу Кернунну.

С ускорением христианства и наложением языческого и религиозного мировоззрений, Самайн стал днем памяти усопших. Тут все вновь объясняется идеей разлома между двумя мирами.


Рецензии