Тур. Телец. Бык

Египет.

В древности умерших заворачивали в шкуру быка, чтобы обеспечить им новую жизнь. Такая шкура называлась Мескет, а позднее это название использовалось для обозначения Иного Мира, причем связывалось с помещением, где враги Ра подвергали умершего за его грехи пыткам. Умерший спешил сообщить, что «никогда не совершал ничего неугодного богам», что он «чист в Мескете» (Книга Мертвых, гл. XVI, 121). Божественный символ - шкура черно-белого быка с хвостом, но без головы, висящая на столбе, с которой стекали в расположенный  под ней сосуд капли крови, в период Среднего царства стал приписываться богу Анубису. Однако, «первоначально этот символ, похоже, представлял совсем иного бога». Возможно, его древним значением было  «Тот кто (спрятан) в шкуре, тот обернутый».

Рождение Ориона.
Созвездие Орион.
Камень(частица камня) Ориона.
Обернут шкур ой и помещён в землю... Для рождения....


Уже с очень раннего периода египетский царь стал называться тельцом. На одной из сторон палетки царя Нармера фараон в образе быка разрушает крепость врагов, на другой он изображен в образе льва. В тексте "Исида и семь скорпионов" сам бог солнца Ра говорит о себе: "Я Бык из Бахи, и я Лев из Ману. Я тот, кто свободно бороздит небеса днем и ночью".  Бахи – Страна Восходящего Солнца, Восток, Ману – Страна Заходящего Солнца, Запад. Обычным эпитетом бога Солнца в Египте было «Бык Девятки богов». Бата – древний бог в облике быка – почитался в Кинопольском номе наряду с Анубисом. Со времен XI династии в Фивах начинает распространяться культ бога Амона, отождествляемого с богом плодородия Мином, и Амон заимствует у Мина эпитет «Бык (Телец) своей матери», однако древние боги, начиная уже с Гора назывались "совокупляющимися со своей матерью" или "быками этой матери". В том же тексте ("Исида и семь скорпионов") Тот, обращаясь к Гору, говорит: "Почтение тебе, бог, сын бога… Почтение тебе, бык, сын быка, тебе, рожденному священной богиней".

Тур

Близким Яриле, похожим на него божеством на Руси, у северных и западных славян был Тур, имя которого в первооснове означало быка, воплощающего бога солнца и имеющего влияние на плодородие.

Слова «ярый» (буйный) и «тур» были эпитетами бога солнца, войны и весеннего плодородия, упоминания о котором в народе сохранились под именем «Тура – удалого молодца». В честь Тура пели весенние песни.

В Галиции Турицы, близкие обозначению Тур, празднуются в начале мая, как и Семик. Во львовском Номоканоне XVII в. упоминаются в числе языческих игрищ Туры. У западных словаков один из важных весенних праздников – Троицын день – называют Летницы, или Турицы. На праздниках, прославляя весеннее солнце, ему поклонялись, называя его Туром, символизировал его также тур или бык (настоящий или ряженый).

Туру поклонялись на Руси не только весной, но и зимой, на что прямо указывают свидетельства

И. Гизеля, который описывает праздник Коляды (рождественский): «К сему на тех же своих законо-противных сборищах и некоего Тура сатану и прочие богомерзкия скареды промышляюще вспоминают». В святые вечера (Святки), о чем свидетельствует

М. Чулков, от Рождества до Крещения в честь тех же идолов Коляды и Тура поют так званые «подблюдные» песни, устраивают игрища, рядятся в «хари» и т. п. В Украине на Рождество и на Новый год водили по селу быка-полазника, провозглашали при этом здравицы и пожелание добра. На Новый год на Днестре ходят с быком, напевая:

Ой, Тур! Тур! Голубчик —

Ой, оглянись да поклонись!

У сербов известны предания о ратном боге Туре. В древнем русском азбуковнике (по спискам XVI и XVII вв.) говорится, что Турас – значит «март», то есть месяц Марса. Воинственный, ярый, буйный характер Тура доказывается тем, что имя его Яр-Тур, Буй-Тур – часто служило эпитетом храбрых воинов, воевод и князей.

Тур воплощает свет возрождаемого на Коляду солнца. Обычай заводить в хату бычка в первый день Рождества сохраняется в Поднестровье, Сербии, Валахии. В Болгарии известны предания о жертвовании богу Торку.

Тур – тотемное животное древних славян. У славян был культ божества Тура. Очевидно, он был непосредственно связан с тотемным культом животного, которое позже могло стать символом мужской силы, плодородия, солнечным божеством. Рога Тура имели у древних славян символическое значение, они символизировали солнечные лучи, их покрывали золотом.

Персидский историк Гардизи в своем произведении «Красота сказаний» (IX в.) писал о славянах: «Они поклоняются быку, и большая часть их посевов из проса».

Тур – бог силы, чести, воинов, солнечный бог. Изображался с множеством рогов, с золотой шерстью. Возможно, позже Тура заменил Перун и перенял его функции.

Тур-меч.
Огненный меч... Закалка стали меча.... Огненная закалка меча.... Огненное крещение....

К. Бальмонт.
НЕБЕСНЫЙ БЫК


На золотых рогах
Небесного быка,
В снежистых облаках,
Где вечная река, —
5 В лазури высоты,
Слились живым венком
Багряные цветы
Над сумрачным быком.
Возрадовался бык,
10 Возликовал, стеня,
Любить он не привык
Без громного огня.
Он гулко возопил,
И прокатился гром,
15 Как будто омут сил
Взыграл своим жерлом.
Прорвались облака,
Небесный глянул луч,
Три сотни для быка
20 Коров стоят вокруг.
И в празднике огня
До каждой есть прыжок,
И каждая, стеня,
Любовный знает срок.
25 И сладостен разрыв
От острия любви,
И много влажных нив
В заоблачной крови.
А к вечеру вдали
30 Зажглась в выси звезда.
И на ночлег пошли
Небесные стада.



«Бог неба – древнейший бог человечества: у чувашей – Тура, у скандинавов – Тор, у кельтов –Таранис, у славян – Тарх Тархович, у хеттов – Тарху, армян – Тарку, у скифов – Таргитай, у эстонцев – Таара, у финнов – Тоора, у карелов – Туури, у обских угров – Нуми-Торум, у шумеров – дингир Ан, у древних тюрок – Тенгри, у монгол – Тэнгэр, у казахов – Танир и т.д. Боги неба сохранились также у местных народов: абхазов – Анцва и адыгов – Тха



Древние египтяне подчеркивали большое влияние звезды Сириус из созвездия Большого Пса на судьбу Египта. Они считали, что боги Сириус, Изида, Гор, Нефтида и Сет прибыли с этой звезды. Солнце Ра они считали физическим солнцем земли, а Сириус – духовным солнцем. Духовным “солнцем” народов Евразии был Бог неба. По-славянски это можно выразить, как дух Ра. Варианты этого буквосочетания могут быть: тура, тор, тыр, таара, тоора, дура, дыра, тарх, тарху, тарку, таргитай. “Дырочники” – тенгрианцы средневековой руси. У них не было икон и куммиров, они делали дыру в восточной  стороне избы (направление “ярого” солнца) и молились духу Ра, обращаясь к ней лицом.


Рецензии